Слайд 1Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального
образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Златоустовский педагогический колледж»
Златоуст 2018
Обучение правильному звукопроизношению
детей
младшего дошкольного возраста
Подготовила: Болякина К.А.
Слайд 2Болякина Ксения Александровна
Я работаю воспитателем в МАДОУ ЦРР – детский
сад № 39.
Стаж работы небольшой.
Слайд 3Данная тема актуальна, так как всякая задержка, любое нарушение в
ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).
Актуальность проблемы:
Речь - это не прирожденный дар. Все начинается с детства…
Слайд 4Формирование правильного звукопроизношения.
2. Выработка дикции.
3. Работа над правильным
ударением.
4. Работа над грамматической правильностью речи.
5. Формирование темпа
речи и качества голоса.
6. Воспитание выразительности речи.
7. Воспитание культуры речевого общения.
8. Работа над развитием речевого дыхания.
Задачи развития речи:
Слайд 5Этапы работы над звукопроизношением:
I этап – Подготовительный, предлагающий подготовку речевого
аппарата к овладению звуками речи.
II этап – Становление звуков
речи, или постановка звука.
III этап – Закрепление и автоматизация звуков.
IV этап – Дифференциация смешиваемых звуков.
Слайд 6Культура речи педагога
В работе воспитателя, речь – это главный инструмент,
с помощью которого он воздействует на детей.
Поэтому очень важную
роль в обучении
звукопроизношению играет культура речи
педагога. Именно педагог задает детям
образец правильной литературной речи и
стимулирует речевую активность.
Слайд 7Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
Основная форма
целенаправленного обучения – непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
Слайд 8В свое время Е.И. Тихеева писала:
«Развитие речи и языка должно
лежать в основе всей системы воспитания в детском саду… в
пустых стенах ребенок не заговорит»
Слайд 9Насыщая групповое пространство, мы со сменным воспитателем старались предусмотреть, чтобы
дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в
познании, в движении и в общении.
Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
Слайд 10В нашей группе уголок по развитию речи совмещен с уголком
театрализованной деятельности.
Слайд 11 Уголок речи
Здесь мы разместили картотеки дыхательной гимнастики, пальчиковых
игр,
артикуляционной
гимнастики, предметные
и сюжетные картинки для
составления описательных
рассказов.
Слайд 12
Также здесь есть настольно-печатные игры, направленные на формирование правильной речи.
Уголок
речи
Слайд 13
На мой взгляд, одним из самых эффективных средств формирования правильного
звукопроизношения ребенка в младшем дошкольном возрасте являются театрализованные игры.
Слайд 14Книжный уголок «В гостях у сказки»
Это особо, специально выделенное
место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу
и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее.
Слайд 15Книжный уголок «В гостях у сказки»
С раннего возраста ребёнок откликается
на потешки, приговорки, колыбельные, заклички, небылицы, пословицы, скороговорки и т.
д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить.
Слайд 16 Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал
:
"Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли "
Слайд 17 Для развития речевого слуха можно использовать такие игры: «Угадай, что
делает Петрушка», Петрушка перелистывает за ширмой странички книги, помешивает ложечкой
в стакане, хлопает в ладоши, чихает или кашляет, а дети отгадывают, что он делает. Петрушка может также шепотом давать детям задания типа «Найди на столе игрушку, назови ее, скажи, как она говорит, и покажи всем» и т. п.
Слайд 18Также проводим игру «Кто как кричит?»
Например, корова мычит как?
(Му-у-у.) Губы вытянуты вперед трубочкой. Козочки кричат: ме-е-е. Сложите губы
так, как будто вы улыбаетесь.
Такие объяснения помогают детям осознать, что при произношении разных звуков положение органов артикуляции меняется, и подготавливают к восприятию объяснения артикуляции трудных звуков в дальнейшем.
Слайд 19 В течении всего дня во все режимные моменты стараюсь включать
пальчиковые игры, упражнения для артикуляции, упражнения для развития речевого дыхания
и т.д.
Слайд 20Заключение
Итак, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения
звуковой стороной русского языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст
является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.