Слайд 1Одаренные дети – какие они?
МО учителей базового округа.
Подготовила: Иванова И.
В.
педагог – психолог 1 категории,
учитель английского языка
МОУ СОШ
№1 г. Зубцова
МОУ СОШ №1, г. Зубцова
Слайд 2Детей обучайте и готовьте к жизни не для
своего времени, в
которым вы живите, а для
будущего, потому что они пришли не
в вашем,
а в другом обществе жить.
Ризаэддин бине Фахретдин
Слайд 4Актуальность темы.
В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа» говорится следующее: «В ближайшие годы в
России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников при приеме в вузы.
Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.
Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты».
Приказ №271от 04.02.2010 г.
Слайд 5Отличие одаренности от других понятий.
Задатки способностей - анатомо-физиологические особенности организма
(особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной
системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться.
Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.
Талант - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
Одаренность - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.
Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
Слайд 6Склонность руководить, инициативность, легкость общения, оказывает влияние
Повышенная
любознательность, сообразительность,
живость ума
Интерес к
предмету, владение терминологией, способность классифицировать и систематизировать.
Классификация одаренности:
Художественно исполнительская
Лидерская
Академическая
Интеллектуальная
Активность в движениях, соревновательность, хорошая координация движений
Психомоторная
Желание мыслить и делать все по-своему, изобретательность, импровизация , ослабленное внимание к авторитетам
Творческая
Увлеченность искусством, неповторимость (крайность) в самовыражении. Воспринимает визуально
Слайд 7Уровни проявления одаренности.
Актуальная (сложившаяся) одаренность – ярко проявляющиеся в
той или иной деятельности высокие способности. Как правило, большинством исследователей
только дети с такими проявлениями и зачисляются в категорию «одаренные»;
Потенциальная (неразвитая) одаренность – это тот случай, когда высокие способности существуют в потенциальной форме и для их развития необходимы благоприятные условия;
Замаскированная (скрытая) одаренность – высокие способности, не замечаемые неподготовленными взрослыми (учителя, психологи, родители и др.). Маскировка способностей бывает намеренная или ситуативная. Например, в подростковом возрасте дети стыдятся быть «не как все», и в классе, где быть умным, легко учиться – не престижно, прячут свои способности.
Слайд 8Личностные характеристики одаренных детей с гармоничным типом развития
Слайд 9Любознательность.
Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от
любопытства. Любопытство — жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной
психологии еще и как потребность в «умственных впечатлениях», характерна для каждого здорового ребенка.
Слайд 10Сверхчувствительность к проблемам.
Одно из важнейших качеств истинного творца — способность
удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где
другим все представляется ясным и понятным Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека
Слайд 11Надситуативная активность, познавательная самодеятельность.
Это понятие отмечено рядом психологов (Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский
и др.). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в
проблему («способность к «ситуативно не стимулируемой деятельности»).
Слайд 12Высокий уровень развития логического мышления.
Повышенный интерес к дивергентным задачам
Способность
решать дивергентные задачи (поиск разных путей, разных решений, соединение того,
что, казалось бы, не имеет ничего общего между собой)— важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства.
Слайд 13Оригинальность мышления.
Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных,
банальных, обычно называют оригинальностью мышления Способность продуцировать оригинальные идеи
Слайд 14Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные
связи
способность к генерированию большого числа идей
Большое количество идей
характерно для одаренного человека — как реакция на проблемную ситуацию.
Гибкость и продуктивность мышления.
Слайд 15Легкость ассоциирования.
Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке
обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей
и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.
Слайд 16Способность к прогнозировнанию.
Качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к
глубокому анализу. Для основной массы людей характерен так называемый презентизм
мышления — они не могут представить себе будущее и прошлое качественно отличным от настоящего
Слайд 17Высокая концентрация внимания.
Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в
задачу; во-вторых — в возможности успешной настройки, даже при наличии
помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным занятиям
Слайд 18Отличная память, способность к оценке.
Для категории одаренных детей, обязательно отмечают
феноменальную память, что порождает часто отмечаемое у одаренных детей стремление
к классификации, систематизации информации, опыта, идей. На практике это нередко выражено в склонности к коллекционированию.
Слайд 19Широта интересов.
Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, —
широта интересов. Им многое удается, многое по душе, и потому
хочется попробовать себя в самых разных сферах
Слайд 20Самостоятельность.
Самостоятельность базируется, в первую очередь, на способности к оценке, умении
регулировать собственное поведение и эмоции, социальной автономности, смелости и склонности
брать на себя ответственность. Люди, склонные к самостоятельности, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью.
Слайд 21ЛИДЕРСТВО
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТЬ
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ЮМОР
Слайд 22Принципы и метода работы.
- Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
- Принцип
индивидуализации и дифференциации обучения.
- Принцип учета возрастных особенностей.
Слайд 23Педагогические технологии и методики, применяемые в работе с одаренными детьми.
технология проблемного обучения
технология модульного обучения
технология проведения дискуссий
технология проектно -исследовательского обучения
информационно-коммуникационная
технология
элективные курсы
методика обучения в малых группах
технология ускоренного обучения
технология углубленного обучения
Слайд 24Формы работы с одарёнными детьми
групповые занятия с одарёнными учащимися,
индивидуальные консультации,
факультативы,
конкурсы,
участие
в олимпиадах,
интеллектуальный марафон,
публичные выступления,
проекты,
участие во
всероссийских,
городских
интеллектуальных играх.
Слайд 25Система специальных профессиональных компетенций
- Для педагогических работников ОУ: компетенция по
выявлению, обучению, воспитанию и педагогической поддержке интеллектуально одаренных детей/подростков и
талантливой молодежи; компетенция по разработке и реализации индивидуальных образовательных программ для интеллектуально одаренных детей/подростков и талантливой молодежи; компетенция по профессиональной ориентации одаренных подростков и талантливой молодежи в сфере профессиональных интересов и выборов.
Слайд 26Требования к личности учителя, работающему
с одарёнными учащимися:
увлечённость своим делом
желание
работать нестандартно
знание психологии одарённых учащихся
любознательность
эрудированность
поисковая активность
мотивационная готовность к работе с
одарёнными учащимися
нравственность
знание всех областей человеческой жизни
Слайд 27Анкета «Определение склонностей педагога
к работе с одарёнными детьми»
Слайд 28Обработка результатов анкеты «Определение склонностей педагога к работе с одаренными
детьми»
Ответ:
а) 3 балла,
б) 1 балл,
в) 2
балла.
Слайд 29Интерпритация результатов.
49 и более баллов.
Вы имеете большую склонность к работе
с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал.
Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся.
24 - 48 баллов.
У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
23 и менее баллов.
Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
Слайд 30Обработка результатов анкеты «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?»
верно
(+)
не верно (-)
1. (-) 6. (+) 11. (-) 16.
(+) 21. (-) 26. (-) 31. (-)
2. (-) 7. (-) 12. (-) 17. (+) 22. (-) 27. (-)
3. (-) 8. (-) 13. (-) 18. (+) 23. (-) 28. (-)
4. (-) 9. (+) 14. (+) 19. (+) 24. (-) 29. (-)
5. (+) 10. (+) 15. (+) 20. (-) 25. (-) 30. (-)
Слайд 31Интерпритация результатов.
Если у вас более половины ответов неправильных, то вам
необходимо заняться своим самообразованием (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать
с одаренными детьми вам пока рановато.
Если неправильных ответов всего 5 - 7 - очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать ее на практике.
Если неправильных ответов всего 2 - 3 - это просто замечательно, вы настоящий гений педагогической интуиции - вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным педагогическим способностям.
Слайд 32“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”