Слайд 1 «ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНЫХ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ».
Николаева Марина Владимировна
выступление на МЕТОДОБЪЕДИНЕНИИ
Слайд 2Цель: Демонстрация субъективных личностно-смысловых отношений подростков с девиантным поведением.
Слайд 3Объект исследования. Подростки в возрасте от 11 до 18 лет
с девиантным поведением.
Предмет исследования. Субъективные личностно-смысловые отношения подростков.
Слайд 4Задачи:
1. Исследовать уровень тревожности у подростков с девиантным поведением.
2. Исследовать уровень одиночества и его влияние на субъективные личностно-смысловые
отношения у подростков с девиантным поведением.
3. Исследовать уровень самооценки и уровня притязаний у подростков с девиантным поведением.
4. Исследовать особенности агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением.
5. Исследовать особенности внутрисемейных отношений в контрольной и экспериментальной группах.
Слайд 5
Методики
Шкала личной тревожности А.М. Прихожан;
Шкала одиночества Д. Рассел, Л. Пепло,
М. Фергюсон;
Опросник диагностики состояния агрессии А. Басс, А. Дарки;
Опросник социализации
для школьников «Моя семья»;
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн.
Слайд 6Показатели уровня тревожности
в изучаемых группах
Рис. 1. Показатели тревожности
в изучаемых группах
Слайд 7Исследование уровня самооценки и уровня притязаний у подростков с девиантным
поведением
Слайд 8
Показатели агрессивности
в изучаемых группах
Слайд 9Схема корреляционных связей.
3
2
5
1
4
Агрессивность общая.
Уровень взаимоотношений в семье.
Тревожность самооценочная.
Тревожность общая.
Враждебность.
- 0,42
-
0,40
- 0,44
- 0,36
Слайд 10Выводы
Сравнительный анализ особенностей тревожности изучаемых групп выявил, что подростки
с девиантным поведением характеризуются как самоуверенные, небоязливые, нечувствительные к замечаниям,
беззаботные, не склонные к самоупрекам. У подростков с девиантным поведением уровень школьной тревожности достоверно выше, чем уровень самооценочной и общей тревожности. Высокий уровень школьной тревожности связан с тем, что данная группа подростков находится в условиях школы закрытого типа, и вся жизнь подростка проходит в стенах школы. Отмечается общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, неблагоприятный психический фон переживания тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия и демонстрации своих возможностей.
Сравнительный анализ результатов исследования самооценки и уровня притязаний у подростков с девиантным поведением и подростков контрольной группы выявил, что подростки с девиантным поведением характеризуются нереалистическим, некритическим отношением к собственным возможностям, личностной незрелостью, неумением правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Обнаружено большое расхождение между «Я»-реальным и «Я»-идеальным у подростков с девиантным поведением. Такая самооценка указывает на существенные искажения в формировании личностно-смысловых отношений данных подростков, что проявляется в нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Данные подростки склонны к неадекватно завышенной самооценке, преувеличению собственной значимости, в намерениях полны грандиозных планов, берутся за множество идей сразу, не прорабатывая ни одну из них до конца.
Слайд 11Выводы:
Исследование уровня одиночества в изучаемых группах выявило, что подростки с
девиантным поведением не склонны испытывать чувство одиночества. Это связано как
с особенностями личности подростков, так и с субъективными личностно-смысловыми отношениями данных подростков. Для них характерны тяга к общению, стремление быть на виду, отсутствие особой разборчивости в контактах, при этом могут подражать авторитетной лидирующей личности. У подростков отмечается бесцеремонность поведения, снисходительное отношение к своим промахам и недостаткам, легко возникающие эмоциональные всплески с быстрой отходчивостью, непостоянство в привязанностях, легкость в принятии решений, при этом достаточно быстро происходит пресыщение однообразием.
Сравнительный анализ особенностей агрессивных проявлений у подростков и подростков контрольной группы показал, что подростки с девиантным поведением характеризуются более высоким уровнем агрессии, которая проявляется в форме использования физической силы, выражения негативных чувств (угрозы, ругань, проклятья), оппозиционного поведения, направленного против авторитета или руководства, либо на другое лицо.
Слайд 12Выводы:
Исследование особенности внутрисемейных отношений, что подростки с девиантным поведением оценивают
отношения в своих семьях как менее благополучные. Подростки с девиантным
поведением склонны переоценивать и идеализировать внутрисемейные взаимоотношения. Подростки-сироты, воспитывающиеся опекунами, придумывают фантастические истории о своих родителях, замещая отсутствие семейных взаимоотношений вымышленными событиями.
Анализ корреляционных связей показал, что при благоприятных взаимоотношениях в семье у подростков с девиантным поведением показатели общей тревожности и самооценочной тревожности, а также проявление открытой агрессии и враждебности соответствуют низкому уровню.