Слайд 1Отношения родителей и детей
Педагог-психолог
Исакова Светлана Александровна
Слайд 2Я – концепция.
Концепция индивида о том, какой он есть. «Я
– концепция» включает в себя компоненты:
Когнитивную – образ своих качеств,
способностей, внешности, социальной значимости и пр.
Эмоциональную – самоуважение, себялюбие, сумоуничижение и пр.
Оценочно – волевую – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр.
Слайд 3« Я – концепция» - предпосылка и следствие социального взаимодействия
– определяется социальным опытом. В составляющие ее входят:
«реальное – Я»
- представление о себе в настоящем времени;
«идеальное – Я» - то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы;
«динамическое – Я» - то, каким субъект намерен стать;
«фантастическое – Я» - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможно;
Слайд 4«Я – концепция» - важный структурный элемент психологического облика личности,
складывающаяся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида о себе
как о другом. Становление «Я – концепции», в конечном счете обусловленное широким социально – культурным контекстом, возникает в результате обмена деятельностью между людьми, в ходе которого субъект «смотрится как в зеркало, в другого человека» и таким образом отлаживает, уточняет, корректирует образы своего «Я».
Слайд 5Родительская эффективность.
Желание услышать то, что беспокоит ребенка;
Желание действительно быть полезным
ребенку в разрешении стоящей перед ним проблемы;
Способность принять чувства ребенка
такими, какие они есть, не пытаясь изменить их, осудить или отвергнуть;
Чувство веры в возможность ребенка успешно разрешить свои проблемы;
Отношение к ребенку как к уникальной личности, имеющей право на собственную жизнь со своими чувствами и желаниями;
Слайд 6Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к
ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия
и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Слайд 7« Принятие – отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к
ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой
он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из – за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Слайд 8«Кооперация» - социально – желательный образ родительского отношения. Содержательно эта
шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка,
старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается стать на его точку зрения в спорных вопросах.
Слайд 9«Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель
стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком одним целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Слайд 10«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением
ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении
отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии стать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
Слайд 11«Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.
При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется
стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.