Разделы презентаций


Предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии

Содержание

Задачи лекции:сформировать теоретические знания о предмете и задачах педагогической психологии.рассмотреть структуру педагогической психологиипознакомить с методами педагогической психологииразвить мыслительную активность студентов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция по педагогической психологии
Предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии.

Лекция по педагогической психологииПредмет, задачи, структура и методы педагогической психологии.

Слайд 2Задачи лекции:
сформировать теоретические знания о предмете и задачах педагогической психологии.
рассмотреть

структуру педагогической психологии
познакомить с методами педагогической психологии
развить мыслительную активность студентов

Задачи лекции:сформировать теоретические знания о предмете и задачах педагогической психологии.рассмотреть структуру педагогической психологиипознакомить с методами педагогической психологииразвить

Слайд 3План лекции:
Предмет педагогической психологии.
Задачи педагогической психологии.
Структура педагогической психологии.
Основные проблемы педагогической

психологии и их краткая характеристика.
Общая характеристика методов педагогической психологии.

План лекции:Предмет педагогической психологии.Задачи педагогической психологии.Структура педагогической психологии.Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика. Общая характеристика

Слайд 4Список основной литературы:
Айсмонтас Б.Б. “Педагогическая психология. Схемы и тесты”. –

М., 2002
Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1999.
Зимняя И.А. Педагогическая

психология. - Ростов-на-Дону, 1997.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- М., 1998.
Габай Т.В. Педагогическая психология. - М., 2002.
Немов Р.С. Психология. Книга 1 и Книга 2.- М., 1998.
Психодидактика. Учебное пособие по курсу «Педагогические теории и системы» Сорокина Т.М. – ННовгород НГПУ., 2002
Список основной литературы:Айсмонтас Б.Б. “Педагогическая психология. Схемы и тесты”. – М., 2002Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1999.

Слайд 5Список дополнительной литературы:
Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском

возрасте. - М., 1968
Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6-ти

т. - М., 1982
Педагогическая психология под ред. Давыдова В.В. – М., 2008
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1998.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989

Список дополнительной литературы:Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968 Выготский Л.С. Собр.

Слайд 6 Педагогическая психология
- отрасль психологической науки, которая изучает

факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.


Термин "педагогическая психология" впервые был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.
Педагогическая психология  - отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в

Слайд 71. Предмет педагогической психологии.
Как показывает анализ точек зрения различных

авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии, что может

свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете педагогической психологию
1. Предмет педагогической психологии. 	Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической

Слайд 9
В частности, педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями

и навыками, иссле­дует индивидуальные различия в этих процессах, изучает за­кономерности

формирования у школьников активного самосто­ятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания»
В частности, педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, иссле­дует индивидуальные различия в этих

Слайд 10отечественная педагогическая психология изучает:
психологические механизмы управле­ния обучением (Н.Ф. Талызина,

Л.Н. Ланда и др.) и образователь­ным процессом в целом (B.C.

Лазарев и др.);
управления процес­сом освоения обобщенных способов действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.);
учебную мотивацию (А.К. Маркова, Ю.М. Ор­лов и др.);
индивидуально-психологические факторы, влияю­щие на успешность этого процесса, например сотрудничество (Г.А. Цукерман и др.),
личностные особенности обучаемых и учи­телей (B.C. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.).
отечественная педагогическая психология изучает: психологические механизмы управле­ния обучением (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.) и образователь­ным процессом

Слайд 112. Задачи педагогической психологии
— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и

воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личност­ное развитие обучаемого;
— определение механизмов

и закономерностей освоения обу­чающимся социокультурного опыта, его структурирования, со­хранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающе­гося и использования в различных ситуациях;
— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
— определение особенностей организации и управления учеб­ной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познаватель­ную активность;
2. Задачи педагогической психологии— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личност­ное развитие

Слайд 122. Задачи педагогической психологии
— изучение психологических основ деятельности педагога, его

индивидуально-психологических и профессиональных ка­честв;
— определение фактов, механизмов, закономерностей развивающе­го обучения,

в частности развития научного, теоретического мышления;
— определение закономерностей, условий, критериев усво­ения знаний, формирование операционального состава деятель­ности на их основе в процессе решения разнообразных задач;
— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стан­дартами;
— разработка психологических основ дальнейшего совер­шенствования образовательного процесса на всех уровнях обра­зовательной системы.

2. Задачи педагогической психологии— изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных ка­честв;— определение фактов, механизмов,

Слайд 133. Структура педагогической психологии
1.психологии обучения,
2.психологии вос­питания,
3.психологии учителя.

3. Структура педагогической психологии 1.психологии обучения,2.психологии вос­питания, 3.психологии учителя.

Слайд 14психология обучения
Предмет - развитие познавательной деятельности в условиях систематического

обучения.
Исследования в этой области направлены на выявление:
взаимосвязей внешних и

внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем;
соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения;
возможностей управления процессами учения и развития ребенка;
психолого-педагогических критериев эффективности обучения и др
психология обучения 	Предмет - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения.Исследования в этой области направлены на выявление:

Слайд 15психология воспитания
Предмет - развитие личности в условиях целенаправленной организации

деятельности ребенка, детского коллектива.
Исследования в этой области направлены на

изучение:
содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок;
различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях;
структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности;
условий и последствий психической депривации и др. (Лишин О.В., 1997; аннотация, обложка).
психология воспитания 	Предмет - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Исследования в этой

Слайд 16психология учителя
Предмет - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности,

а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности

этой деятельности.
Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:
определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;
изучение эмоциональной устойчивости учителя;
выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других.

психология учителя 	Предмет - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют

Слайд 174. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика
Проблема

сензитивных периодов в жизни ребенка.
Связь между сознательно организуемым педагогическим воздействием

на ребенка и его психологическим развитием.
Сочетание обучения и воспитания.
Системный характер развития ребенка и комплексности педагогических воздействий.
Связь созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка.
Психологическая готовность детей к сознательному воспитанию и обучению.
Педагогическая запущенность детей.
Обеспечение индивидуализации обучения.
Социальная адаптация и реабилитация.

4. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика Проблема сензитивных периодов в жизни ребенка.Связь между сознательно

Слайд 185. Общая характеристика методов педагогической психологии
Наблюдение — основной, наиболее распространенный в

пе­дагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод

целенаправленного систематического изу­чения человека.
Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим со­бой на основе рефлексивного мышления (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятель­ности).
5. Общая характеристика методов педагогической психологии Наблюдение — основной, наиболее распространенный в пе­дагогической психологии (и в педагогической практике в

Слайд 195. Общая характеристика методов педагогической психологии
Беседа — широко распространенный в педагогической пси­хологии

(и в педагогической практике) эмпирический метод по­лучения сведений (информации) о

человеке в общении с ним, в ре­зультате его ответов на целенаправленные вопросы.
Интервью как специфическая форма беседы может исполь­зоваться для получения сведений не только о самом интервью­ируемом, который знает об этом, но и о других людях, событи­ях и т.д
5. Общая характеристика методов педагогической психологииБеседа — широко распространенный в педагогической пси­хологии (и в педагогической практике) эмпирический метод по­лучения

Слайд 205. Общая характеристика методов педагогической психологии
Анкетирование — эмпирический социально-психологичес­кий метод получения информации

на основании ответов на спе­циально подготовленные и соответствующие основной задаче

исследования вопросы. Подготовка анкеты — ответственное, требующее профессионализма дело.
При составлении анкеты учитываются:
1) содержание вопросов,
2) их форма — открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет»,
3) их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.),
4) количе­ство и порядок следования вопросов.
5. Общая характеристика методов педагогической психологииАнкетирование — эмпирический социально-психологичес­кий метод получения информации на основании ответов на спе­циально подготовленные и

Слайд 215. Общая характеристика методов педагогической психологии
Эксперимент — центральный эмпирический метод научно­го исследования,

получивший широкое распространение в педа­гогической психологии. Различают лабораторный (в специальных

условиях, с аппаратурой и т.д.) и естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается.
Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и иде­альных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его дея­тельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) использу­ется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д.
5. Общая характеристика методов педагогической психологииЭксперимент — центральный эмпирический метод научно­го исследования, получивший широкое распространение в педа­гогической психологии. Различают

Слайд 225. Общая характеристика методов педагогической психологии
Тестирование метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и

задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений.
социометрия — эмпирический

метод изу­чения внутригрупповых межличностных связей, разработанный Я. Морено
5. Общая характеристика методов педагогической психологииТестирование метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений.

Слайд 23Домашнее задание
Выделите основные содержательные компоненты структуры педагогической психологии. Сравните их

по предмету и основным задачам. Результаты занесите в таблицу.






Найдите

достоинства и недостатки таких методов как наблюдение и эксперимент.
Дайте развернутую характеристику одной из проблем современной педагогической психологии.


Домашнее заданиеВыделите основные содержательные компоненты структуры педагогической психологии. Сравните их по предмету и основным задачам. Результаты занесите

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика