Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Создание педагогических условий для формирования эмоционально-волевой сферы учащихся
в учебной деятельности»
учитель русского языка и литературы МКОУ «Леоновская ООШ»
Трубчанинова Г.А.
Слайд 2Актуальность проекта
Актуальность моего проекта обусловлена тем, что реализация Федерального
государственного стандарта начального общего образования требует поиска новых подходов
к организации учебного процесса в начальной школе, способных создать условия для воспитания личности и развития индивидуальности учащегося.
Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что формирование интеллектуальной и мотивационной сфер школьника невозможно без развития его эмоционально-волевой сферы.
Слайд 3Цели и задачи исследования
Цель исследования: выявить и обосновать комплекс
педагогических условий, способствующих формированию эмоциональной сферы учащихся в учебной деятельности.
Задачи:
-
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования и развития эмоционально-волевой сферы учащихся;
- использовать инновационные и развивающие технологии, педагогические приемы, позволяющие формировать эмоционально-волевую сферу учащихся, снизить уровень тревожности на уроке.
Слайд 4Объект исследования: формирование эмоциональной сферы учащихся в учебной деятельности
Предмет
исследования: комплекс педагогических условий, способствующих развитию эмоциональной сферы учащихся в
процессе обучения.
Слайд 5Гипотеза исследования
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование эмоциональной сферы
учащихся в процессе обучения будет обеспечено, если:
- применяются различные эмоционально
насыщенные педагогические средства, обеспечивающие провоцирование эмоциональных переживаний;
- в содержании учебного предмета выделяются элементы, создающие положительный эмоциональный фон учебной деятельности;
- применение в процессе обучения специальных педагогических приемов, способствующих формированию эмоционально-волевой сферы учащихся.
А также я предположила:
1. В учебном процессе возможно формировать эмоциональную сферу учащихся как сферу индивидуальности, характеризующуюся эмоциями, чувствами, самооценкой и тревожностью.
2. Успешность формирования эмоциональной сферы в учебной деятельности зависит от комплекса педагогических условий, которыми являются:
- формирование у учащихся представлений о путях нейтрализации негативных эмоциональных состояний;
- акцентирование внимания участников учебного процесса на их эмоциональном опыте (в единстве с формированием рефлексивных процессов);
- выделение в содержании учебного предмета элементов, создающих положительный эмоциональный фон учебной деятельности
Слайд 6Ожидаемый результат:
- формирование условий адаптивной среды: более высокий уровень настроения,
оптимизма обучающихся и более низкий уровень фоновой тревожности учащихся
-результат -
повышение качества знаний в моём классе
Слайд 7Деятельность по формированию эмоциональной сферы УЧАЩИХСЯ в учебной деятельности
Слайд 8приёмы, позволяющие снизить уровень тревожности обучающихся
Упражнение комплименты
Ира «Вам – сообщение»
Игра
«Подарок»
Упражнение «Раз – словечко, два – словечко!»
Приветствие «Здравствуйте!»
Слайд 9создания благоприятного микроклимата на уроке
Релаксация – состояние покоя, связанное с
полным мышечным расслаблением.
Расслабляться можно через дыхание, напряжение, словесное внушение, образ.
«Ребята,
я предлагаю Вам окунуться в мир радужных снов. Представьте себе, что вы находитесь на поляне в лесу, слышите пение птиц, журчание лесного родника…».
Слайд 10Медитативно - релаксационные упражнения
Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».
(ученик
должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что
он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения)
Упражнение «Воздушный шар»
Упражнение «Пара»
Упражнение «Задуй свечу»
Упражнение «Волна»
Упражнение «Мимическая гимнастика»
Упражнение «Собери эмоцию»
Упражнение «Ролевая гимнастика»
Упражнение «Пальминг»
Упражнение «Радужный сон»
Слайд 11определяю настроение и эмоциональное состояние моих учеников следующим образом:
Приемы:
Радуга
Мишень настроения
Музыкальный
тест
Гномики
Роза настроения
Дерево чувств
Одним словом
Ладошки
Слайд 12пример приема «Радуга»
Ребята, прошу вас выбрать полоску с тем цветом,
который вы хотели бы выбрать для своей бабочки.
Выбор цвета ребенком
зависит от его внутреннего эмоционального фона.
Красный цвет – неспокойный оттенок.
Желтый цвет – ощущение свежести, способен стимулировать нервную систему и зрение человека
Оранжевый цвет – отличное настроение
Жёлтый цвет – позитивное настроение
Голубой цвет – ощущение лёгкости, спокойствия
Зеленый цвет – состояние покоя, умиротворения
Фиолетовый цвет – утомлённое состояние
Слайд 13Принципы специальных педагогических условия формирования эмоционально-волевой сферы обучающихся
Слайд 14Ошибки в общении педагога с детьми
Слайд 15результативность
Через полгода работы по формированию эмоционально-волевой сферы учащихся
в учебной деятельности был зафиксирован более высокий уровень настроения, оптимизма
и более низкий уровень фоновой тревожности учащихся в моём классе. Это способствовало тому, что уровень качества знаний в данном классе повысился. По результатам промежуточной диагностики, проведенной в декабре 2014 года, мы можем утверждать, что процесс формирования эмоционально-волевой сферы обучающихся протекает идет успешно.