Слайд 1Воспитательная система класса.
Воспитательная система – это развивающийся во времени и
пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупность идей, для реализации
которых она создает);деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, её организующих и в ней участвующих; отношений интегрирующих субъектов в некую общность ;среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. Так определяют это понятие создатели теории воспитательных систем-( Л.И.Новикова, В.А.Караковский ,Н.Л.Селиванова)
Слайд 2Главными функциями воспитательной системы являются: интегрирующая ( приводит к соединению
несогласованных воспитательных воздействий); регулирующая (упорядочивает воспитательный процесс, управление им); развивающая(обеспечивает
динамику системы, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании).
Система воспитательной работы - системы взаимосвязанных воспитательных мероприятий, дел, акций, индивидуальных бесед со школьниками, адекватных поставленной цели. В массовой практике она, как правило, означает организацию воспитательной работы, со школьниками во внеурочное время[с14-17ч]
Слайд 3Структура воспитательной системы
Компоненты воспитательной системы класса.
1.Индивидуально-групповой;
2.Ценносно-ориентационный;
3.Функциально-деятельностный;
4.Пространственно-временной;
5.Диагностико-результативный[с17ч-18ч]
Слайд 4Индивидуально-групповой компонент состоит
из элементов:
Классный руководитель.
Учащиеся класса,
Родители учащихся.
Педагоги и другие
взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
Цели
и задачи воспитания.
Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.
Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Ценностно-ориентационный компонент
Слайд 5Функционально- деятельностный компонент
Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной
деятельности и общения.
Основные функции воспитательной системы.
Педагогическое обеспечение самоуправление, жизнедеятельности классного
общества.
Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.
Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
Этапы становления и развития воспитательной системы.
Пространственно-временной компонент:
Слайд 6Диогностико-аналитический компонент:
Критерии эффективности воспитательной системы;
Методы и приёмы изучения результативности воспитательной
системы;
Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Слайд 7Технология моделирования воспитательной системы.
Изучение учащихся класса, отношений, общение и
деятельности в классном коллективе;
Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного
сообщества;
Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребёнка.
Слайд 8Формы, методы и приемы, которые классный руководитель может использовать в
деятельности по созданию модели воспитательной системы класса отражены в следующей
таблице
Слайд 10План работы по моделированию воспитательной системы класса.
Слайд 11Концепция воспитательной системы
Слайд 12Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
1. Общее сведение о классе.
Как долго
существует данный коллектив, имеются ли в классе новички, второгодники, переростки,
общая характеристика класса по успеваемости и дисциплине, его место среди других классов школы. Особенности классного руководства и отношение учащихся к классному руководителю.
Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы.
Лидерство, руководство, наличие изолированных, замкнутых и необщительных учеников, пути методы вовлечение их в жизнь коллектива. Нормы, ценности группы, наличие традиций в коллективе. Критика и самокритика в коллективе.
3. Характер общение учащихся в группе.
Степень организованности, спаянности и сплоченности классного коллектива. Взаимоотношения между мальчиками и девочками.
4.Позновательный потенциал и познавательная активность учащихся.
Внимание учащихся на уроке при выполнении домашних заданий, наличие учеников с неустойчивым, рассеянным внимание. Память учащихся, наличие учеников с ярко выраженным типом памяти, а так же учеников с плохой памятью, не владеющих способами запоминания учебного материала. Работоспособность коллектива, владеют ли ученики навыками самостоятельного умственного труда.
5. Творческий потенциал и творческая активность учащихся.
Наличие учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и не стандартно мыслящих. Способность коллектива к творческому решению задач, потребность коллектива в творческой деятельности.[с14ч по17ч]
Слайд 13Цель и задачи воспитательной системы класса
Цели воспитательной системы
Для воспитателя
управление процессом развития личности;
взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
Для учащихся:
формирование коммуникативных навыков;
самореализация
формирование Я-концепции
Для родителей:
научение социальным навыкам;
адаптация к социуму.
Для школы
включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.
Слайд 14Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества.
Воспитание – это жизнь рядом
и вместе.
Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы
хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими.
Скажи мне - я забуду.
Покажи мне – я запомню.
Позволь мне сделать – я пойму.
Уважение детского незнания.
Слайд 15Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса:
Учение
Цель: развитие познавательной активности.
Задачи
формирование потребностей и самообразовании;
развитие умений и навыков в учебной деятельности;
выявление индивидуальных способностей;
развитие самостоятельности мышления.
Формы реализации
олимпиады по предметам;
тематические КВНы
брейн-ринги;
викторины;
мозговые штурмы.
Слайд 16Творчество
Цель: Развитие творческой активности.
Задачи
выявление и развитие индивидуальных способностей
развитие
умений и навыков в творческой деятельности
развитие творческого воображения.
Формы реализации
конкурсы
выставки
концерты
уроки творчества
театральные постановки
вечера
акции и проекты
посещение театров, музеев, выставок.
Слайд 17Здоровье
Цель: формирования потребностей.
Задачи:
приобщение детей к здоровому образу жизни;
Обучение
конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков
и с табакокурунием.
Формы реализации:
лекции и беседы
конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни
спортивные соревнования
диспуты
ролевые игры.
Слайд 18Общение
Цель: развитие умений и навыков в сфере общения.
Задачи
развитие
чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
Развитие социальной восприимчивости,
социального воображения, доверия, умение выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.
развитию способности к самопознанию, самоанализу.
обучение коммуникативным навыкам.
Формы реализации
тренинги общения
ролевые игры
Вечера отдыха
дискотеки
встречи с интересными людьми
экскурсии, походы, совместный отдых на природе.
КТД
Слайд 19Коллектив
Цель: создание благоприятной социально-психологической обстановке в классе.
Задачи:
развитие коммуникативных навыков,
укрепляющих социальные связи
повышение самооценки через получение позитивной обратной связи
и поддержки от группы
обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.
Формы реализации
тренинги общения
ролевые игры
вечера отдыха
экскурсии, походы, совместный отдых на природе.
КТД
КВН
акции и проекты
посещение театров, музеев, выставок.
Слайд 20Критерии эффективности воспитательной системы класса.
воспитанность учащихся
защищенность и
комфортность ребенка в классе
удовлетворенность учащихся и их родителей
жизнедеятельность в классе
сформированность классного коллектива
репутация класса
проявление индивидуальности классной общности
сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника.
развитость креативных способностей учащихся.