Слайд 1Презентацию подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5
Вотинова Виктория Анатольевна
2013 год
Педагогический совет
«Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие
эффективности образовательного процесса»
Слайд 2
Педагогическая аксиома:
можно быть профессором в области своего предмета, но
если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не
будет.
Слайд 3Уровни педагогического взаимодействия
Первый уровень - это взаимодействие человека с
самим собой. Именно на этом уровне происходят процессы самопознания, самопроектирования,
самоанализа и самооценки. От умения личности взаимодействовать с самим собой во многом зависит конструктивность ее отношений с окружающими людьми. Вот почему очень важно развить у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии.
Второй уровень – это взаимодействие человека с другим. Причем, другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнером , а может оказаться человеком, мнение которого не играет существенной роли. Если человек научится относиться к себе как к другому, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя.
Третий уровень _ это взаимодействие личности с определенной системой. Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является общешкольный коллектив.
Слайд 4Типы взаимодействий:
Учитель - “Я”.
Учитель – ученик.
Учитель – учитель.
Учитель - группа
обучающихся.
Учитель - ученическое самоуправление.
Учитель – родитель.
Слайд 5Типы взаимодействий:
- сотрудничество;
- диалог;
- опека;
- конфронтация;
- соглашение;
- подавление;
-
конфликт;
- индифферентность.
Слайд 6
Авторитарный стиль взаимодействия, подавление реализуется с помощью тактики диктата и
опеки, противодействие учащихся властному давлению педагога чаще всего приводит к
возникновению устойчивых конфликтных ситуации.
Попустительский стиль взаимодействия, индифферентность характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результат.
Стиль взаимодействия сотрудничество ориентирован на повышение роли обучающегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.
Слайд 7Гуманистическое воспитание предполагает не прямое воздействие на личность, а субъектно-объектное
взаимодействие – диалог или сотрудничество “на равных”.
Слайд 8Основные идеи педагогики сотрудничества:
требовательные и уважительные отношения с учениками;
исключение принуждения
в обучении и воспитании за счёт дифференциации учебного материала и
обеспечения свободного выбора обучающимися уровня сложности заданий;
конкретная целенаправленность обучения;
Слайд 9
- развитие памяти обучающихся с помощью опорных конспектов и сигналов,
специальных упражнений;
- опережение в обучении за счёт использования заданий на
развитие взаимосвязей;
- комплексная оценка учебной деятельности, возможность изменить любую оценку;
- обучение самоанализу и самооценке своей деятельности;
- систематическое развитие интеллекта обучающихся с помощью современных методов интеллектуальной деятельности;
Слайд 10
- организация деятельности обучающихся на уроке в форме, соответствующей содержанию;
-
использование активных форм обучения;
- коллективное воспитание;
- творческое самоуправление;
- сотрудничество
учителей и родителей;
- личностный подход;
- творческий производительный труд.
Слайд 11Педагогическое общение -
это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность,
творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.
Слайд 12Правила общения:
Правило первое: хотите быть успешным в общение – присоединяйтесь
к собеседнику. Например, Вы беседуете с родителями Вашего ученика. Начните
общение не с прояснения ситуации, а найдите с ним общие точки соприкосновения: “Ваш ребенок такой умница по истории, а вот оценки по физике меня беспокоят”, – и Вы получите союзника и соучастника педагогического процесса. Скажете родителю в начале беседы, что учитель- профессионал и родитель должен выполнять рекомендации учителя - обязательно получите конфликт.
Слайд 13Правило второе: нас скорее поймут и услышат, если мы заговорим
на языке того человека, от которого собираемся получить нужный результат.
Eсли Вы хотите быть успешными и видеть вокруг себя успешных учеников, иногда не забывайте простое правило: в класс Вы должны идти, будучи готовыми произнести “посмотрите, послушайте, почувствуйте”. И дать детям такие задания, которые бы позволили одним посмотреть, другим послушать, а третьим, выполнив задание своими руками, почувствовать ту информацию, которая в этом задании заключена.
Слайд 14
Третье правило: в процессе общения не навязывайте собеседнику своих интересов,
а подстраивайтесь к его интересам, говорите о том, что интересно
ему. Необходимо научиться внимательно слушать себя во время говорения, своего партнера в процессе беседы и вовремя задавать вопросы, уточняющие смысл произносимого.
Надо научиться относиться к другим как к себе, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя.