Слайд 1ПЕРВОКЛАССНИК- НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ РЕБЕНКА…
Родительское собрание
Слайд 2Будущий первоклассник: какой он?
Анатомо-физиологические особенности(созревание лобного отдела больших полушарий( возможность
осуществление целенаправленного произвольного поведения, аналитико-синтетической деятельности, пр. внимания), развитие крупных
мышц, но мелкие мышцы еще несовершенны, большее равновесие между процессами торможения и возбуждения…)
Построение межличностных связей(умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками, имеет определенные навыки самообладания…))
Развитие рефлексивных способностей (как поступок выглядит со стороны…)
Преобладание мотива «Я должен», над мотивом «Я хочу»
Итог психического развития ребенка- психологическая готовность ребенка к школьному обучению (складываются психические свойства, присущие школьнику)
Слайд 3Адаптация первоклассника к школе
Адаптация- это процесс привыкания
к новым школьным условиям.
Период
адаптации ребенка к школе
может длиться от 2-3 недель до
полугода.
Слайд 4Адаптация зависит от следующих факторов:
Уровень сложности образовательных программ.
Степень подготовленности ребенка
к школе.
Индивидуальные особенности ребенка.
Личностные особенности учителя.
Соматическое здоровье ребенка.
Поддержка и отношение
родных- мамы, папы .
Другое.
Слайд 5Адаптация выпускников детских садов и неорганизованных детей
Выпускники д/с:
2006-2007 уч.г.
А-94,1 %,
Д- 5,9%
2007-2008 уч.г.
А- 96,2 %, Д- 3,8 %
2008-2009 уч.г.
А- 96
%, Д- 4 %
Неорганизованные дети
2006-2007 уч.г.
А- 87 %, Д- 13 %
2007-2008 уч.г.
А- 90 %, Д- 10 %
2008-2009 уч.г.
А- 89,6 %, Д- 10, 4 %
Слайд 6Адаптация к школе- многоплановый процесс:
Физиологическая адаптация
Социально- психологическая адаптация
Слайд 7Физиологическая адаптация
ЭТАПЫ:
«Физиологическая буря» (в первые 2-3 недели обучения на все
новые воздействия организм отвечает значительным напряжением всех своих систем, т.е.
дети тратят большую часть ресурсов своего организма).
Неустойчивое приспособление (организм находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия).
Относительно устойчивое приспособление (организм начинает реагировать на нагрузки с меньшим напряжением)
Слайд 8Признаки физиологической дезадаптации:
К концу первой четверти дети худеют.
Снижение артериального давления
(признак утомления).
Повышение артериального давления (признак переутомления).
Жалобы на головную боль, усталость
и др. недомогания.
Снижение способности к саморегуляции поведения
Повышенная эмоциональная лабильность.
Обострение хронических заболеваний.
Частые простудные заболевания.
Слайд 9Снижение факторов физиологической дезадаптации:
Физически ослабленным детям необходимо снизить психологическую
нагрузку:
желательно отказаться от посещения группы продленного дня;
обеспечить дневной сон;
ежедневные прогулки
на свежем воздухе;
продолжительность ночного сна примерно 11 часов;
постоянная психологическая поддержка окружающих.
Слайд 10Социально-психологическая адаптация
Кризис 7 лет (изменяется социальный статус, идет переоценка ценностей…).
Признаки: упрямство, негативизм, своеволие…
Сформированность «внутренней позиции школьника».
Изменения в эмоциональной сфере
(способность к обобщению переживаний, способность оценивать будущий поступок…).
Умение строить межличностные связи (со взрослыми, сверстниками.).
Психологическая готовность к школьному обучению.
Слайд 11Признаки успешной адаптации:
Первокласснику в школе нравится, он идет туда с
удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Понимает, что
главная его цель- учение.
Не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в голове, животе.
Достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании, при необходимости обратиться за помощью к взрослому.
У него появились друзья-одноклассники.
Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы.
На вопрос: « А может быть, лучше вернуться в детский сад?» он решительно отвечает : «Нет!»
Слайд 12Признаки дезадаптации:
Посещает школу без особого желания или без желания.
Сниженное настроение,
плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги страхи.
Конфликты с учителями.
Конфликтность со сверстниками.
Пассивность в
учебе, низкая успеваемость.
Обострение хронических заболеваний.
Частые простуды.
Плохой сон и аппетит.
Слайд 13Методы диагностики адаптированности учащихся к школе:
Наблюдение.
Рисунок: «Школа», «Что мне нравиться
в школе»…
Методика «Домики».
Опрос родителей.
Опрос учителя.
Анализ данных медицинской статистики.
Психологическая диагностика.
Слайд 14Первостепенные задачи адаптационного периода:
Снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе.
Познакомить
детей друг с другом и классным руководителем.
Познакомить ребят со школой,
с режимом дня в школе.
Познакомить первоклассников со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми.
Слайд 15Советы родителям первоклассников
Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу
улыбку, услышать ласковый голос.
Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте
по пустякам, не торопите, умение рассчитывать время – ваша задача.
Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.
Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем – то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.
Забудьте фразу «Что сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему отдохнуть.
Если ребенок чересчур возбужден, жаждет с вами поделиться – не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.
Если Вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны – это поможет Вам яснее понять ситуацию.
Слайд 16Советы родителям первоклассников
После школы не торопите ребенка садиться за уроки
– необходимо 2-3 часа отдыха.
Во время приготовления уроков не сидите
«над душой». Дайте ребенку работать самому.
Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда Вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т. д. В этот момент Вам должны быть важны его дела и заботы.
Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.
Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление – это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие – это показатели трудностей в учебе.
Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.
Слайд 17Как справиться с кризисом семи лет (рекомендации)
Прежде всего нужно помнить,
что кризисы- это временные явления, они проходят, их нужно пережить,
как любые другие детские болезни.
Причина острого протекания кризиса- несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, по этому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы и нельзя ли ребенку дать больше свободы и самостоятельности.
Измените своё отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнению и суждениям, постарайтесь его понять.
Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
Напомним, что симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом- не негативная симптоматика, а стремление ребенка к новой социальной роли и социально значимой деятельности.