Слайд 1ПОСТРОЕНИЕ УРОКА НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Попова Наталья Александровна,
директор НОШ
при Генеральном консульстве РФ В Ченнаи, Республика Индия,
учитель начальных
классов
Слайд 2Нет ничего нового под Солнцем,
но есть кое-что старое, чего
мы не знаем.
Лоренс Питер
американский педагог
Слайд 3Типы урока:
1. Урок открытия нового знания
2. Урок рефлексии
3. Урок построения
системы знаний
4. Урок развивающего контроля
Слайд 4Урок открытия нового знания
Деятельностная цель:
формирование умений реализации новых способов действий
формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания
Содержательная цель:
формирование системы понятий, расширение понятийной базы
(предметной и метапредметной)
Слайд 5Урок рефлексии
Деятельностная цель:
формирование у учащихся способностей к выявлению причин
затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель:
закрепление и при необходимости
коррекция изученных способов
действий, понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 6Урок построения системы знаний
Деятельностная цель:
формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого
предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель:
выявление теоретических основ
развития содержательно-методических
линий и построение обобщённых норм
учебной деятельности.
Слайд 7Урок развивающего контроля
Деятельностная цель:
формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная
цель:
контроль и самоконтроль изученных
понятий и алгоритмов.
Слайд 8Этапы урока
открытия новых знаний
1. Мотивация к учебной
деятельности
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом
уровне.
- Что значит уметь учиться
- Хочу, могу, надо
Слайд 9– Сейчас я буду учиться, буду узнавать что-то новое. А
может быть, лучше поиграть, поговорить с друзьями? Нет, я хочу
учиться!
Слайд 102. Актуализация знаний и пробное учебное действие
Цель этапа: готовность мышления
и осознание потребности к построению нового способа действия.
- Актуализация необходимых
ЗУН
- Обобщение ЗУН
- Пробное учебное действие
- Фиксация затруднения
Слайд 11– Так! Сначала надо повторить.
Мне уже помогли! Я должен
собрать шарики с голубыми «плюсиками», то есть повторить только самые
нужные знания.
Слайд 12– Ой, какой шарик! Я такого ещё не видел. Значит,
это что-то новенькое!
Слайд 143. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: выявить место и
причины затруднений
- Что я делал, какие знания применял
- Где возникло
затруднение (место)
- Почему оно возникло (причина)
Затруднение – Причина - Цель
Слайд 15– Прыгал-прыгал – не получается ...
Что-то не так. Надо подумать.
Слайд 164.Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности,
выбор способа и средств её реализации.
- Какое знание строю, чему
учусь ( цель)
-Как строю и с помощью чего
(выбор способа и средств)
- План построения нового знания
Слайд 17– Что я делал? Как я делал? Почему не получилось?
Так,
прыгая, я пытался достать шарик.
Не получилось, потому что горка
высокая, а я прыгаю невысоко.
Слайд 18– А-а-а! Значит, мне нужно придумать, как по-другому забраться на
горку, чтобы достать шарик. Вот что новенькое я узнаю!
Слайд 19– Подумаю, как же мне действовать. В корзинке у меня
есть шарики – то, что я знаю. Построю шарики лесенкой.
Нет, все равно не достану. Нужна помощь. Ой, веревочка, а на горке – дерево! Заберусь по шарикам повыше, закину веревочку на дерево, вот тогда и достану заветный шарик.
Слайд 20
5. Реализация построенного проекта
Цель этапа: построение и фиксация нового знания
-
Реализация построенного проекта
- Фиксация нового знания в речи и знаково
(эталон)
- Решение задачи,
вызвавшей затруднение
Слайд 22– Ну вот, теперь в похожих ситуациях
я знаю, что
делать. У меня есть новый
способ! Проговорю его еще раз
Слайд 236. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Цель этапа: применение
нового знания в типовых заданиях
- Решение типовых заданий на новое
знание
- Проговаривание во внешней речи
(всеми учащимися)
Слайд 24– Посмотрим, получится ли у меня применять новый способ в
похожих ситуациях.
Слайд 257.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самопроверка умений применять
новое знание в типовых условия
- Выполнение самостоятельной работы
- Самопроверка (по
эталону)
- Коррекция ошибок
- Создание ситуации успеха
Слайд 26– Надо проверить, как усвоен новый
способ. Смотрите, а я молодец!
Слайд 278. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: включение нового
знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
- Границы
применимости нового знания
- Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными
- Задания на повторение
- Задания на пропедевтику
изучения последующих тем
Слайд 28– Ух, устал! Теперь можно и отдохнуть!
Поиграю в новый
шарик вместе со старыми.
Слайд 299. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: соотнесение цели урока
и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения
нового знания.
- Фиксация нового содержания
- Рефлексия учебной деятельности
- Самооценка деятельности на уроке
- Домашнее задание
Слайд 30– Вот и все. Напоследок только оглянусь назад.
Слайд 33«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то
в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как
мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой