Разделы презентаций


Презентация классного часа в рамках реализации программы "Я-гражданин России" в 9 классе СКОУ VIII вида на тему "Масленица"

Содержание

Цели и задачи работы Традиция«Традиция способна возродиться из зерна» фольклорист Андрей Сергеевич Кабанов Сила и глубина народной памятиМудростьНародный опытСамобытность русской культурыОсобенность окружающей природыОсвоение достижений других народовИсторические судьбыЦели и задачи исследованияОсновной целью

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русская масленица

Русская масленица

Слайд 2Цели и задачи работы
Традиция
«Традиция способна возродиться из зерна»
фольклорист Андрей

Сергеевич Кабанов

Сила и глубина народной памяти
Мудрость
Народный опыт
Самобытность русской

культуры

Особенность окружающей природы

Освоение достижений других народов

Исторические судьбы

Цели и задачи исследования

Основной целью моей работы является приобщение своих современников к исторической памяти народных традиций

Одной из основных задач исследования, является потребность современного общества в изучении возрождения культуры своей страны, обрядовым народным праздникам, обычаям

Цели и задачи работы Традиция«Традиция способна возродиться из зерна» фольклорист Андрей Сергеевич Кабанов Сила и глубина народной

Слайд 3Обоснование выбора темы
Обоснование выбора темы
Создается критическая ситуация, при которой мы

можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейших

пластов народной культуры и тем самым, окончательно разрушить духовную связь современников с творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиций народных праздников приобретает важный характер.

Вековые чаяния и мечты о расцвете человеческой личности, о народном счастье, нашедшие яркое воплощение в фольклоре народов России, удивительно созвучны идеям всестороннего, гармоничного развития человека. Именно поэтому, так актуален, сегодня воспитательный потенциал народных традиций и фольклора.

«Те, кто не помнит прошлого, обречены на то, чтобы пережить его вновь».
Испанский философ
Джордж Саньтьяно

Обоснование выбора темыОбоснование выбора темыСоздается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и

Слайд 4Исследовательская часть Язычество  
Слово языческий: «язык»; «языцех», происходит от древнего славянского

означавшего «народ».
Солнечная славянская вера - именовалась Православие—
люди празднично

славили «Правь» (мир Богов, символизировавших славных древних предков)

Четыре великих славянских языческих праздника, друидов-волхвов, ориентированы на естественный Солнечный цикл, выражающийся в четырех ежегодно повторяемых годичных ипостасях бога Солнца.

Рождающееся обновленным утром после Ночи зимнего солнцестояния Солнце-младенец Коляда.

Весеннее крепчающее Солнце-юноша Ярило.

Летнее могучее Солнце-муж Купайла.

Стареющее и слабеющее осеннее Солнце-старик Световит, умирающее на закате перед Ночью
зимнего солнцестояния.

У древних славян существовал такой календарь:

Неделя состояла из девяти дней: понедельник; вторник; тритейник; четверг; пятница; шестица; седьмица; осьмица; неделя; В месяце было по 41 и 40 дней поочерёдно. В лете (в году) было по 9 месяцев, что соответствует 365 дням. (Со времён Петра I «лето» именуется «год», что в переводе с немецкого — «бог») Каждое 16-е лето (год) было священным, и в нём все месяцы были по 41 дню, т.е. 369 дней в священном лете (годе). (Слово «лето» в смысле «год» и поныне сохранилось в нескольких русских фразах, например: «С тех пор уже сколько лет прошло», «Сколько тебе лет?».)

Исследовательская часть  Язычество   Слово языческий: «язык»; «языцех», происходит от древнего славянского означавшего «народ». Солнечная славянская

Слайд 5Комоедица
Во времена религии друидов (волхвов) и до XVI века —

языческое празднование священного Дня весеннего равноденствия (20 или 21 марта

по современному календарю, начало астрономической весны), после которого день начинает становиться длиннее ночи. Празднование начала Нового года по древнеславянскому солнечному календарю (на Руси до 1492 года март открывал счет Новому году).

Комоедица

Празднования священного вступления Весны в свои права.

Празднование начала Нового года по древнеславянскому солнечному календарю (на Руси до 1492 года март открывал счет Новому году).

Почитали славянского Медвежьего бога
Древние славяне называли медведя Ком (отсюда правило – «первый блин комам», т.е. медведям).

Создание собора Петром первым
Цели:

Развлечения, питейные увеселения, карнавальные действа и так далее.

Являлось отчётливое пародирование обрядов католической и православной церквей

Дискредитации церкви,
разрушения стереотипов старорусской повседневной жизни.

Комоедица

-Церковная "сырная" или "мясопустная" седмица, определенная церковниками на последнюю неделю перед Великим постом.

В том же XVI веке "сырная" седмица получила в народе наименование "Масленица", и назначенный церковниками праздник раскололся на два по сути разных празднования

Церковная "сырная" седмица — последняя неделя подготовки к Великому посту

Народная Масленица — обжорное, пьяное и разгульное празднество

КомоедицаВо времена религии друидов (волхвов) и до XVI века — языческое празднование священного Дня весеннего равноденствия (20

Слайд 6Название – «Масленица»
Вот вам румяная и жирная богиня,
Обжорства и питья

и драк всех героиня,
Шатается по городам, по селам деревням...
Масленица воспринималась

христианской церковью
как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели.

- Для славян, этот праздник долгое время был встречей
нового года, до XIV века год на Руси начинался с марта.




Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом ее был Мороз.



- Само название - "Масленица" возникло только в XVI веке. Оно возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять.




- Празднование масленицы императорским двором.
Название – «Масленица»Вот вам румяная и жирная богиня,Обжорства и питья и драк всех героиня,Шатается по городам, по

Слайд 7Подготовка и проводы праздника
- «Везешь ли Масленицу?»
Русская

пословица говорит: «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить».


- Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствие Масленице

- Празднование Масленицы почти повсюду начиналось с четверга

Подготовка к празднику

Проводы Масленицы

Рассказ очевидца
- Решение Патриарха

Подготовка и проводы праздника - «Везешь ли Масленицу?»   Русская пословица говорит: «Хоть с себя что

Слайд 8 Обряды
Масленичная неделя
Ой, Масленица , протянись! За белую березу зацепись!

Сказали : Масленице семь годков, А нашей Масленице семь деньков! Ой,

Масленица, протянися! Ты за дуб, за колоду зацепися! Ой, сказали - нашей Масленице Семь годков, А всего у Масленицы Семь деньков. Ой, Масленица-обманщица! Обманула, провела, Нагуляться не дала!

Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая.

Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия и правила поведения.

Понедель-ник –
Встреча

Вторник - Заигрыш

Четверг –
Разгуляй четверток

Среда –
Лакомка, разгул, перелом

Пятница – Тёщины вечерки

Суббота –
Золовкины посиделки

Воскре-сенье
-Прощеный день

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди в поле --
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо --
Звезды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!

Обряды Масленичная неделяОй, Масленица , протянись!  За белую березу зацепись!  Сказали : Масленице семь

Слайд 9Праздничные забавы
Назывались праздничные гулянья на Масленицу «масленичными потехами».
- Борьба,

кулачные бои, медвежьи представления, рысистые бега и катания на санях

с ледяных гор, завоевания снежных городков-крепостей.

- Представления, пантомима, акробаты, фокусники и куплетисты.

Дозволялось нарушать многие запреты, появлялась возможность пародировать события
повседневной жизни. Ряженые использовали также маски, которые на протяжении многих веков были атрибутом и символом религиозных представлений, изображали чертей, ведьм и бестолковых деревенских мужиков. Встречались также костюмы разных животных, так как многие животные символизировали определенные прегрешения против христианской морали.


- Ставились палатки с пряниками, орехами, пирогами и неизменными блинами. Гремели духовые оркестры, пиликали шарманки, разливались гармошки, кружились карусели, взлетали в воздух перекидные качели.

- Катание на санях.

Поженившиеся зимой «молодые»
ездили по улицам «казать себя».

- Катание с горок.

Праздничные забавыНазывались праздничные гулянья на Масленицу «масленичными потехами». - Борьба, кулачные бои, медвежьи представления, рысистые бега и

Слайд 10Сжигание чучела
Чучело Зимы - главный символ Масленицы
- Обряд праздника плодородия

связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть, плодоносящих сил

природы, обновления ее жизненной силы.

- Ритуальное сжигание чучела Масленицы имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках.

- В качестве жертвоприношения (когда-то, это именно так и осмысливалось), изготавливали огромную смешную и страшную куклу - чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества.

- Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия.

- Где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи

- Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная.

Сжигание чучелаЧучело Зимы - главный символ Масленицы- Обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и

Слайд 11Блины
С Масленицей ласковой поздравляем вас, Пирогам повластвовать наступает час. Без блинов не

сладятся проводы зимы, К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!


- История их создания

- Круглый блин олицетворял солнце.

-Блины с припеком

- Традиция - блины надо есть только руками

- В каждой стране существуют разные методы приготовления блинов.

- Блин, выпекаемый первым на масленой неделе, выкладывали на слуховое окошко «для душ родительских» .

- И другие блины называют — «убогие».

Закваска
Приготовление закваски. В 2-литровую банку налейте 150 мл тёплой воды и добавьте столько муки, чтобы получилось тесто консистенции густой сметаны. Банку накройте салфеткой и поставьте в тёплое место на сутки. Через сутки долейте в банку 150 г тёплой воды с 1 ч.л. мёда, хорошо размешайте и досыпьте муки до консистенции густой сметаны.
Накройте салфеткой и поставьте в тёплое место на 12 часов. Затем снова добавьте 150 мл тёплой воды, перемешайте и подмешайте муку до густоты сметаны. Банку поставьте в тёплое место на 12 часов. По истечении этого времени закваска готова.
Её можно готовить на ржаной или пшеничной муке, однако пшеничная закваска живёт гораздо меньше ржаной. После того, как вы используете закваску для приготовления теста, оставьте в банке примерно 5-6 ст.л. закваски, долейте 150 мл теплой воды и размешайте с мукой до густоты сметаны. Храните в прохладном месте, если не планируете использовать закваску на следующий день.

- Сырная Масленица называется «сырной», вовсе не из-за сыра. Сыром в древней Руси называли творог.

Блины С Масленицей ласковой поздравляем вас, Пирогам повластвовать наступает час. Без блинов не сладятся проводы зимы, К

Слайд 12Празднование масленицы в других странах
Масленица — это праздник не только

славян, а всей Европы.

- Продолжительность карнавала (Масленицы) в

разных странах бывает разной - от 3 дней в Норвегии до 2 месяцев в Аргентине (там продолжают праздновать карнавал и весь Великий пост, и после него), но в большинстве стран - 5-7 дней.

- По времени карнавал предшествует католическому Великому посту, откуда и происходит его название (от лат. carne vale, «прощай, мясо»).

В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал

Италия

Америка

Аргенти-на

Норвегия

Фран-ция

Герма-ния

- Происхождение карнавала определенно языческое.

Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов.
Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.

Дания

Эстония

Празднование масленицы в других странах Масленица — это праздник не только славян, а всей Европы. - Продолжительность

Слайд 13Заключение
- В народном празднике Масленицы, оканчивающим зиму, четко прослеживается смесь

древнего языческого обряда с христианским обычаем
- Если празднование Масленицы на

Руси – истинно русский народный обычай, то все составляющие ее части должны иметь под собой настоящие русские корни, - опровергнута и не нашла своего подтверждения.

- Вместо того, чтобы развязывать излишнюю конфронтацию с новообращёнными в христианство язычниками, Церковь приспосабливала их к собственным правилам.

- Воспитательная роль народного праздника, прежде всего - в сохранении фольклорных традиций народа, проявляя их, через воздействие на каждую личность будь это ребенок, подросток или взрослый человек.

- Это веселый праздник не только России, но и всех стран Европы, у народов которых когда-то существовала религия друидов.

- В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост.

Заключение- В народном празднике Масленицы, оканчивающим зиму, четко прослеживается смесь древнего языческого обряда с христианским обычаем- Если

Слайд 14Литература
1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1994.
2.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.: Элис Лак, 1995.
3. Народные

праздники на Руси. - М.: Центрполиграф, 2004.
4. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX в - Л., 1984
5. Токарев С.А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы - М.: Наука, 1973.
6. Дубровский Н. Масляница. -- М.: Типография С. Селиванова, 1870. -- 46 с.
7. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды (Теория и история). Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997.
8. И.С. Шмелев “Масленица”. М., Издательство «Детская литература», 2007.
9. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
10. Баллер Э.А. Приемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969
11. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. - 2-е изд. - м.: Флинта: Наука, 2001.
12. Харлицкий М., Хромов С Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. - М., 1996
13. Б.А. Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997
14. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
15. Бапбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л., 1989.
16. Панкеев И.А. Русские праздники. - М., 1998
17. Глан Б.Н. Массовые праздники и зрелища. - М., 1961
18. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1992.
19. "Энциклопедия обрядов и обычаев" Издательство: Спб., "РЕСПЕКС", 1996 г. Составители: Брудная Л.И., Гуревич 3.М., Дмитриева О.Л. Бондаренко Э. О.
20. Праздники христианской Руси. - Калининград: Кн. изд-во, 1993. - 416
21. Коловорот. Славянский календарь-месяцеслов/ Община Крина. - СПб.: 1995.
22. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX -- начало XX в. Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. -- М.: Наука, 1979.
23. История зарубежного театра. Учебное пособие. В 3 т. - М.: Просвещение, 1981-1984-1986гг.

Литература1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1994.2. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.: Элис

Слайд 15Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика