Разделы презентаций


Презентация. Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах

Содержание

Что такое инсценирование?Инсценирование - воплощение текста художественного произведения в действии.Инсценирование - вид творческой деятельности, в ходе которой дети осмысляют услышанные или прочитанные художественные произведения, обладает мощным развивающим и воспитывающим потенциалом.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Мето
Методика работы над драматическими произведениями
в начальных классах
Презентацию подготовила:


Студентка 2 «А» группы Пасевин Валерия

МетоМетодика работы над драматическими произведениями в начальных классах Презентацию подготовила: Студентка 2 «А» группы Пасевин Валерия

Слайд 2Что такое инсценирование?
Инсценирование - воплощение текста художественного произведения в действии.
Инсценирование

- вид творческой деятельности, в ходе которой дети осмысляют услышанные

или прочитанные художественные произведения, обладает мощным развивающим и воспитывающим потенциалом.
Что такое инсценирование?Инсценирование - воплощение текста художественного произведения в действии.Инсценирование - вид творческой деятельности, в ходе которой

Слайд 3Психических качеств личности
Память, внимание, воображение, коммуникативность.
Что такое инсценирование?
Инсценирование –вид деятельности,

который требует:
Определенных способностей, умений
Выразительно читать, двигаться, общаться на

сцене, воплощаться в образ, верить в условность
Психических качеств личностиПамять, внимание, воображение, коммуникативность.Что такое инсценирование?Инсценирование –вид деятельности, который требует: Определенных способностей, умений Выразительно читать,

Слайд 4Цель инсценирования
Развитие общих задатков,
способностей,
выразительной речи, пластики, коммуникативности каждого ребенка.

Цель инсценированияРазвитие общих задатков,способностей,выразительной речи, пластики, коммуникативности каждого ребенка.

Слайд 5
Этапы инсценирования
1.Выбор произведения
6.Создание костюмов и декораций

5.Инсценирование (работа над сценической

речью и сценическим движением)
4.Подготовка детей к инсценированию (анализ произведения, установление

причинно-следственных связей между событиями, целей персонажей, мотивов их поступков, их чувств, переживаний)

3.Знакомство детей с оригинальным произведением и создание мотивации

2.Драматизация текста

Этапы инсценирования  1.Выбор произведения6.Создание костюмов и декораций5.Инсценирование (работа над сценической речью и сценическим движением)4.Подготовка детей к

Слайд 6  
.
Как выбрать произведение для инсценирования?

  . Как выбрать произведение для инсценирования?

Слайд 7Действие приобретает самоценное значение и становится «опредмечиванием внутренних побуждений действующего

лица и реализацией его интересов и целей» (И. Волков). 
Жизнь
Действие героев

Действие приобретает самоценное значение и становится «опредмечиванием внутренних побуждений действующего лица и реализацией его интересов и целей»

Слайд 8Функция языка в драме
Речь выражает внутренние переживания персонажей
Речь является

средством изображения внешних проявлений внутренних состояний героев
Речь (разговор) становится движущим механизмом

действия
Функция языка в драмеРечь выражает внутренние переживания персонажей Речь является средством изображения внешних проявлений внутренних состояний героевРечь (разговор)

Слайд 9Драма требует постановки на сцене
Особенность содержания и формы драмы
Сочетания речи

с пантомимой
Разыгрывания действия в мизан- сценах
Соединения драмы с декорациями и

музыкальным coпpoвождением
Драма требует постановки на сценеОсобенность содержания и формы драмыСочетания речи с пантомимойРазыгрывания действия в мизан- сценахСоединения драмы

Слайд 10Драматические произведения, изучаемые в начальной школе

Драматические произведения, изучаемые в начальной школе

Слайд 11Усилия читателя при чтении драматического произведения
Осознания раскодированных печатных знаков
Воссоздания

в воображении определенных картин
Представления того, как двигаются герои
Представления как располагаются герои

в пространстве относительно друг друга и относительно деталей интерьера

Представления того, как говорят герои

Усилия читателя при чтении драматического произведенияОсознания раскодированных печатных знаков Воссоздания в воображении определенных картинПредставления того, как двигаются

Слайд 12Работа над драматическим произведением
Можно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с

картинами
Предварительное подробное рассмотрение иллюстраций к тексту
Беседа по рассмотренным иллюстрациям, в

которой следует обсудить:

Позы героев

Предположительное содержание изображенных сцен

Работа над драматическим произведениемМожно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с картинамиПредварительное подробное рассмотрение иллюстраций к текстуБеседа по

Слайд 13Основные методические приемы работы с драматическим произведением
Драматизация
Чтение по ролям

Основные методические приемы работы с драматическим произведением ДраматизацияЧтение по ролям

Слайд 14При анализе следует обратить внимание на детали, которые ее проявляют
Анализ

произведения
В драматическом произведении авторская позиция с трудом открывается школьникам

При анализе следует обратить внимание на детали, которые ее проявляютАнализ произведенияВ драматическом произведении авторская позиция с трудом

Слайд 151. Детям предлагается назвать персонажей сказки и действующих лиц: добрый

дед и злой дед. 
2. После перечитывания реплик формулирование вывода о

том, что автор поручает этим персонажам описание мизансцен:

Злой дед:
Вот идут они к соседям -
Волк с приятелем-медведем.
Впереди лиса идет,
В теремок гостей ведет.

Разбор сказки
«Терем– теремок»

1. Детям предлагается назвать персонажей сказки и действующих лиц: добрый дед и злой дед. 2. После перечитывания реплик

Слайд 16Разбор сказки
«Терем– теремок»
В самом наименовании персонажей - добрый и злой - проявляется позиция

автора, «доброму» деду поручается описание «хороших» событий, а «злому» -

«плохих».

Злой дед:
Только вдруг из чащи темной
Притащился волк бездомный, Постучался у ворот, Хриплым голосом поет.

Добрый дед:
Мышь-норушка
Толокно толчет,
А лягушка
Пироги печет.

Разбор сказки «Терем– теремок»В самом наименовании персонажей - добрый и злой - проявляется позиция автора, «доброму» деду поручается описание «хороших» событий,

Слайд 17 Алгоритм анализа драматического произведения
Уяснить сюжетную линию
Установить причинно-следственные связи событий
Дать характеристику

действующим лицам
Компоненты анализа лирического произведения
Работа над тропами
Работа над живописным образом
Компоненты

анализа эпического произведения
Алгоритм анализа драматического произведения Уяснить сюжетную линиюУстановить причинно-следственные связи событийДать характеристику действующим лицамКомпоненты анализа лирического произведенияРабота

Слайд 18Январь: Если так, будь по-вашему! (Ударяет о землю своим ледяным

по­сохом.)
Не трещите, морозы,
В заповедном

бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!

Чтение сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Опора на жизненный опыт детей

Предложить учащимся описать погоду в январе и феврале, вспомнить, чем отличаются холодные дни месяцев

Предложить прочитать реплики-стихи Января и Февраля из пьесы

Январь: Если так, будь по-вашему! (Ударяет о землю своим ледяным по­сохом.)Не трещите, морозы,

Слайд 19Чтение сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
К кому обращается Январь?
Какая просьба

содержится в словах Января?
К кому обращается Февраль? Прочитайте.
Как же командует

Февраль? Кто у него в подчинении?

Пронаблюдайте, какие согласные звуки есть почти в каждом слове, какие гласные чаще всего произносятся?

Прочитаем все слова, которые мы нашли, растягивая гласные звуки. Что мы слышим, когда произносим эти слова?

Поэт выбрал такие слова, которые помогли нам увидеть картину ветреной зимней погоды, услышать февральские ветры.

Чтение сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»К кому обращается Январь?Какая просьба содержится в словах Января?К кому обращается Февраль?

Слайд 20Афиша и ремарки
Уровни работа над ремарками
Отсутствие афиши в

тексте
Предложить детям самим составить афишу и выполнить ее в рисунке

и цвете.

Содержательный
В ходе анализа пьесы вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.

Исполнительский
На этапе перечитывания обсуждение интонационного рисунка их прочтения.

Афиша и ремарки Уровни работа над ремарками Отсутствие афиши в текстеПредложить детям самим составить афишу и выполнить

Слайд 21
Содержательный уровень работы над ремаркой в фрагмента пьесы
СЯ. Маршака

«Двенадцать месяцев»
Август (усмехаясь): Так уж не за грибами ли?
Падчерица:

Не за грибами, а за цветами. Прислала меня мачеха за под­снежниками.
Март (смеясь и толкая в бок Апрель-месяц): Слышишь, братец, за под­снежниками! Значит, твоя гостья, принимай! Все смеются.

Выяснить с учащимися значение слов усмехаясь, смеясь (толкая), смеются, таким образом установив общий смысл всей сцены.

Содержательный уровень работы над ремаркой в фрагмента пьесы СЯ. Маршака «Двенадцать месяцев» Август (усмехаясь): Так уж

Слайд 22Исполнительский уровень работы над ремаркой в фрагмента пьесы
СЯ. Маршака

«Двенадцать месяцев»
Каждая следующая ремарка должна читаться все с большей

энергией, с постепенным интонационным выделением ключевых слов усмехаясь, смеясь, толкая, все смеются. 
Исполнительский уровень работы над ремаркой в фрагмента пьесы СЯ. Маршака «Двенадцать месяцев» Каждая следующая ремарка должна читаться

Слайд 23
Текст нельзя изменять, оставив только реплики персонажей.
Драматизация текста сюжетного

стихотворения
Распределить текст между актерами и решить, что в момент произнесения

текста будет происходить на сцене.

Раз, два,
Три, четыре.
Сосчитаем
Дыры в сыре.
Если в сыре
Много дыр,
Значит,
Вкусным будет сыр.
Если в нем
Одна дыра,
Значит, вкусным
Был
Вчера.
(В. Левин. “Мышкина считалка”)

Представить стихотворение как монолог мышки, поедающей сыр. Задача сценариста – кратко описать в ремарках действия мышки. Например, так.
 
Мышкина считалка
На сцене огромный кусок сыра в дырочках. Появляется мышка, принюхивается и направляется к сыру, начиная считать:
 
Раз, два,
Три, четыре.
Сосчитаем
Дыры в сыре.
 

Текст нельзя изменять, оставив только реплики персонажей. Драматизация текста сюжетного стихотворенияРаспределить текст между актерами и решить,

Слайд 24 

Еж фонарик не включил
Из лесной гнилушки
И на елку наскочил
Ночью на

опушке.
– Извини, –
Промолвил еж.
Еле сдерживая дрожь.
– Извини и ты, сосед,


Елка скрипнула в ответ.
– Как твои иголки? –
Еж спросил у елки.
– Все целы.
(В. Орлов. «Ночная встреча»)

Это стихотворение более сложное по форме: повествование и диалог персонажей. Задача сценариста – представив происходящее на сцене, обозначить реплики участников и кратко в ремарках описать действия каждого.

Прием объединения в речи актера слов персонажа и автора: актер произносит не только текст своего персонажа, но и комментирует свои действия текстом от автора, который относится к описанию его персонажа.
 

 Еж фонарик не включилИз лесной гнилушкиИ на елку наскочилНочью на опушке.– Извини, –Промолвил еж.Еле сдерживая дрожь.– Извини

Слайд 25Драматизация текста фольклорной сказки
1.Проанализировать произведение выявить его проблематику и художественную

идею, систему образов и логику развития действия.
Подготовка фольклорного текста

для инсценирования.
Журавль и цапля
 
Летала сова – веселая голова; вот она летала-летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала-летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела...
Это присказка, сказка вся впереди.
Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться. “Дай пойду посватаюсь к цапле!”
Пошел журавль – тяп, тяп! Семь верст болото месил; приходит и говорит:
– Дома ли цапля?
– Дома.
– Выдь за меня замуж.

Сюжет сказки сконцентрирован вокруг сватовства.
Финал открытый.
Важную роль в сюжете играет повествователь.
Речь повествователя выразительна, образна, украшена фразеологизмами.
Ироничные, лукавые интонации помогают слушателю понять отношение повествователя к персонажам и событиям.

Следует ввести роль сказочника. В его речи есть фрагменты, которые можно инсценировать : Пошел журавль домой...; Цапля после раздумалась...
В ремарках укажем, что делают персонажи в каждый конкретный момент.

Журавль и цапля
 Действующие лица:
Сказочник
Журавль
Цапля
 На сцене справа и слева стоят избушки. У правой избушки стоит журавль, у левой – цапля. Между ними болото. В центре сцены на переднем плане сказочник.
Сказочник (обращается к зрителям):
– Летала сова – веселая голова; вот она летала-летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала-летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела...

Драматизация текста фольклорной сказки1.Проанализировать произведение выявить его проблематику и художественную идею, систему образов и логику развития действия.

Слайд 26Инсценирование стихотворений – «портретов»
Задача актера – выразительно прочитать текст, сопроводив

его необходимыми жестами и мимикой.

Инсценирование стихотворений – «портретов»Задача актера – выразительно прочитать текст, сопроводив его необходимыми жестами и мимикой.

Слайд 27
Инсценирование стихотворений – «портретов»
Серия стихотворных портретов В. Орлова

Инсценирование стихотворений – «портретов»Серия стихотворных портретов В. Орлова

Слайд 28Инсценирование стихотворений – «портретов»
Не нуждаются в предварительной драматизации, нужно заранее

решить, что будет делать исполнитель, читая текст.

Самый сложный элемент

процесса инсценирования маленьких стихотворений.

Редиске вымыли бока,
В тарелку положили.
Она красна была, пока
Ее не раскусили.
(В. Орлов. “Редиска”)

Ребенок выходит с блюдечком, на котором лежит крупная красная редиска, которой он сначала любуется, а в финале раскусывает и показывает зрителям белые половинки.

Необходим костюм и перевоплощения актера в редиску. Появившаяся на сцене редиска может оглаживать свои красные вымытые бока, ложиться на чистую тарелку, а после паузы издавать хруст и распахивать костюм, как бы разделяясь на две половины.
 

Инсценирование стихотворений – «портретов»Не нуждаются в предварительной драматизации, нужно заранее решить, что будет делать исполнитель, читая текст.

Слайд 29Инсценирование прозаических произведений
Осуществляется как импровизация на заданную тему
Допускается некоторое отступление

от авторского текста (актеры говорят своими словами, придерживаясь смысла, настроения,

намерений персонажа).

Дети действуют, поняв логику сцены, ее содержание и смысл

Инсценирование прозаических произведенийОсуществляется как импровизация на заданную темуДопускается некоторое отступление от авторского текста (актеры говорят своими словами,

Слайд 30Инсценирование прозаических произведений
На этапе подготовки важно помочь детям понять подтекст

– чувства, намерения персонажей, отношения между ними.
После чтения эпизода побеседуем

с детьми о том, что они услышали. В беседе используются вопросы репродуктивного и аналитического характера. Первые помогают детям восстановить последовательность действий, вторые – понять чувства персонажей и логику развития действия.

Вопросы для беседы с детьми по сказке
“Журавль и цапля”
 Это смешная или грустная сказка?
Хотелось ли вам, чтобы журавль и цапля поженились?
Почему журавль решил жениться?
Почему цапля отказала журавлю?
Что не понравилось цапле? Понравилось ли вам то, как сватался журавль? Послушайте, что он говорит.

Инсценирование прозаических произведенийНа этапе подготовки важно помочь детям понять подтекст – чувства, намерения персонажей, отношения между ними.После

Слайд 31 Инсценирование драматической сказки С.Я. Маршака “Терем-теремок” Этап 1
Выясняем, какой характер у

каждого доброго животного
Лягушка – персонаж основательный, спокойный; она хорошая хозяйка.
Мышка – персонаж

более подвижный, быстрый, она пуглива, любит стряпать.(Петух, ёж)
Выясняя, какими голосами будут говорить персонажи
Лягушка должна квакать, ее голос будет чуть скрипучим, она будет растягивать гласные звуки.
Выразительное чтение наизусть каждой сцены появления нового жителя



Инсценирование драматической сказки С.Я. Маршака “Терем-теремок” Этап 1  Выясняем, какой характер у каждого доброго

Слайд 32 Инсценирование драматической сказки С.Я. Маршака “Терем-теремок” Этап 2
Перечитываем эпизод появления волка

и выясняем, какой же характер у этого персонажа, как он

ведет себя, как говорит

Волк у Маршака, как и в фольклорной сказке, – глупец, дурень, хотя силен и зол. Он сам характеризует себя: А я – волк, зубами щелк!
Волк будет не говорить, а подвывать, голос у него хриплый. В третьей реплике волка уже нет никакого притворства: он говорит громко, низко, хрипло, отрывисто и злобно.


Инсценирование драматической сказки С.Я. Маршака “Терем-теремок” Этап 2  Перечитываем эпизод появления волка и выясняем,

Слайд 33 Инсценирование драматической сказки С.Я. Маршака “Терем-теремок” Этап 3
Появляется новый персонаж – лиса, очень

напоминающая свою фольклорную предшественницу. Она также умна, хитра и хочет

поживиться за чужой счет. 
Диалог волка и лисы – это разговор глупого с умным. Рассказ волка должен быть очень “вкусным”, он не сразу называет лисе, кто живет и чем занимается в теремке.

Инсценирование драматической сказки С.Я. Маршака “Терем-теремок” Этап 3  Появляется новый персонаж – лиса, очень напоминающая свою

Слайд 34 Инсценирование драматической сказки С.Я. Маршака “Терем-теремок” Этап 4
Медведь – новый персонаж

сказки – очередной фольклорный глупец
Медведь силен и непроходимо глуп, его

легко заставить выполнить самую сложную работу, пообещав вкусную еду, что и делают лиса и волк. Речь медведя чуть замедленная, тягучая, у него низкий, очень громкий голос.


Инсценирование драматической сказки С.Я. Маршака “Терем-теремок” Этап 4  Медведь – новый персонаж сказки –

Слайд 35 Инсценирование драматической сказки С.Я. Маршака “Терем-теремок” Этап 5
Самый сложный эпизод сказки.

Это сцена сражения за теремок. Она сложна в плане сценического

действия и в плане сценической речи.
Инсценирование драматической сказки С.Я. Маршака “Терем-теремок” Этап 5  Самый сложный эпизод сказки. Это сцена

Слайд 36 Инсценирование драматической сказки С.Я. Маршака “Терем-теремок” Этап 5
Нужно разучивать постепенно, разделив

на мини-эпизоды
1. Медведь начинает. 
2. Следующий мини-эпизод – открывание ворот.
3.Очередной мини-эпизод – комическая

попытка медведя пролезть в подворотню
4. Далее наступает расплата. 
5. Новый эпизод– вновь появляется лиса: ее цель не весь теремок, а петух. 
6. А мы встречаемся с очередным фольклорным сюжетом о том, как лиса унесла глупого петушка за далекие леса, за синие моря, за высокие горы
7. Но и теперь сказка не завершается: нужно помочь петуху, пострадавшему от лап лисы.
8. Финальный эпизод – всеобщий праздник.



 

Инсценирование драматической сказки С.Я. Маршака “Терем-теремок” Этап 5  Нужно разучивать постепенно, разделив на мини-эпизоды1. Медведь

Слайд 37Школьный театр

Школьный театр

Слайд 38Требования   к   работе   с   детским   коллективом при организации школьного театра
 В  таком  коллективе   должны  участвовать дети разного возраста

Требования   к   работе   с   детским   коллективом при организации  школьного театра В  таком  коллективе   должны  участвовать дети разного возраста

Слайд 39Требования   к организации
школьного театра
Первые постановочные работы    не должны быть большими по

объему, НО нужно добиваться их качества;
Начинать   с  небольших сценок из знакомых

сказок;

Театральным репетициям должна предшествовать работа, направленная на тренировку зрительного, слухового, осязательного внимания.

Требования   к организации школьного театраПервые постановочные работы    не должны быть большими по объему, НО нужно добиваться их качества;Начинать   с  небольших

Слайд 40Упражнения
 
Дети  в  течение  нескольких  секунд запоминают расположение предметов, разложенных на столе  в  произвольном порядке. Затем отворачиваются,

а ведущий или меняет порядок расположения предметов, или убирает со

стола 1-2 предмета. Играющие  долж­ны  восстановить исходное положение.

В  течение 1 минуты все участники игры молча слушают «ти­шину». Затем рассказывают друг другу, что они смогли услышать  в  тишине помещения.

На ощупь запоминаются детали одежды друг друга. Затем играющие с завязанными глазами, прикасаясь к одежде партнера,  должны  догадаться, кто перед ними находится.

Упражнения Дети  в  течение  нескольких  секунд запоминают расположение предметов, разложенных на столе  в  произвольном порядке. Затем отворачиваются, а ведущий или меняет порядок расположения предметов,

Слайд 41Разыгрывание этюдов с разными заданиями
 

Разыгрывание этюдов с разными заданиями
Передаем друг

другу мяч, представляя, что это ежик, цыпленок, змея, свернувшаяся клубком,

горячая картошка и т.п.;

Без предметов показываем, как собираемся  в  школу, моем чашку, пришиваем пуговицу;

В движении показываем, как ловим  в  комнате комара, как пьем горячий чай или как реагируем, если смотрим по ТВ инте­ресную передачу и вдруг пропадает звук;

Воспроизводим по памяти свои физические ощущения: холодно, жарко, больно и т.п.

Разыгрывание этюдов с разными заданиями Разыгрывание этюдов с разными заданиямиПередаем друг другу мяч, представляя, что это ежик, цыпленок,

Слайд 42Алгоритм театрализации
1. Выбранная для представления сказка читается всем  коллективом , затем выбирается

эпизод, который будет поставлен.
2. Пишется развернутый сценарий  с  подробным указанием внешнего

вида героев, их движений, реплик и мизансцен.

3. Участники постановки  должны  осознать, что расположение мебели, предметов, декораций, героев является элементом художественной выразительности будущего спектакля.

Алгоритм театрализации1. Выбранная для представления сказка читается всем  коллективом , затем выбирается эпизод, который будет поставлен. 2. Пишется развернутый

Слайд 435.

Алгоритм театрализации
4.  В  распределении ролей  должен  участвовать весь театральный  коллектив.
5. Выделить

организационную группу, которая будет отвечать за проведение репетиций, держать связь

со зрителями.

назначаются актеры

оформители сцены (художники)

костюмеры

осветители

звукооператоры

5. Алгоритм театрализации4.  В  распределении ролей  должен  участвовать весь театральный  коллектив. 5. Выделить организационную группу, которая будет отвечать за проведение

Слайд 44Руководителю  школьным   
театром  нужно помнить
Все дети, пришедшие  в   коллектив , постепенно  должны выступить на сцене, побывать  в  роли организатора

спектакля;
Школьный   театр 
 должен стать делом всей школы

Руководителю  школьным   театром  нужно помнить Все дети, пришедшие  в   коллектив , постепенно  должны выступить на сцене, побывать  в  роли организатора спектакля; Школьный   театр  должен стать делом всей школы

Слайд 45Драма требует постановки на сцене. Поэтому полноценное чтение драматического произведения

предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображения.
Анализ драматического произведения

должен строиться, с одной стороны, по тем же методическим правилам, что и анализ эпического произведения, с другой стороны, анализ драмы может включать в себя и компоненты анализа лирического произведения.
В структуре драматического произведения есть такие элемен­ты, которые требуют особого внимания и особых приемов работы: афиша, ремарки.
Инсценирование - воплощение текста художественного произведения в действии.


Драма требует постановки на сцене. Поэтому полноценное чтение драматического произведения предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображения.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика