Слайд 1Тема проекта:
«Древнее золото Казахстана».
«Скифские курганы».
г. Жезказган, средняя школа № 3
Альмишева
Ляззат Шайзаевна,
учитель казахского языка и литературы.
Слайд 2Жобаның жоспары:
Тақырыбы
Мақсаты
Міндеттері
Мазмұны
Өзектілігі
Күтілетін нәтиже
Мазмұны:
І бөлім – Кіріспе. Қазақстанның зергерлік
өнері.
Древнее золото Казахстана.
ІІ бөлім- Ежелгі сақтар.
IІІ бөлім: Скифские курганы.
IV
бөлім: Қорытынды
Мужские серебряные кольца с нефритом
Слайд 3Жобаның мақсаты:
Қазақ халқының зергерлік бұйымдарының шығу тарихы, дамуы жайлы
оқушыларға мағлұмат беру;
Оқушылардың ізденушілік, зерттеушілік жобалау қабілеттерін дамыту.
Халықтың мәдени мұрасына
қамқорлықпен қарауға, оны бағалай білуге үйрету.
Халқымыздың әдет-ғұрыптары мен салт-дәстүрлерін қастерлейтін, құрмет тұтатын азамат тәрбиелеу.
Міндеттері:
Оқушылар қазақтың зергерлік бұйымдары жайында тарихи деректерді оқи отырып, оқулықтарға енбей қалған деректер жинау арқылы шығармашылыққа, ізденушілікке жетелеу;
Қазақ халқының зергерлік бұйымдарын, қолөнерін келешек ұрпаққа насихаттау.
Слайд 4Жобаның өзектілігі:
Қазақстандық білім берудегі өзекті мәселелердің бірі-көп тілді тұлға қалыптастыру;
Қазақ халқының ұлттық мәдени зергерлік бұйымдарыны ескі іздері, тарихи танымы
мен бай қазынасы зергерлік бұйымдарын халық игілігіне жарату;
Жобаларды іске асыруда қазақ халқының ұлттық рухын, ұлттық мәдениетін танып білу, күнделікті өмірде қолдану аясын кеңейту өзектілігі қарастырылады
Күтілетін нәтиже:
Қазақ халқының зергерлік өнерін оқушылардың бойына сіңіру, шығармашылыққа баулу, жоба жұмысын қорғау;
Оқушылар аталған жоба нәтижесінде қазақтың зергерлік бұйымдарының тарихны бойына жинақтайды, алған білімін дамытуды ары қарай жетілдіреді;
Ежелгі Қазақстанның зергерлік өнері туралы мағлұмат беру арқылы оқушыларды эстетикалық көзқарасының талғамынын дұрыс қалыптасуына ықпал ету;
Халық тарихының алтын діңгегіндей саналатын мұраларының бірегей саласына жататын зергерлік өнер бөлігі іспеттес ұрпақ тәрбиелеудегі рөлі өте зор. Себебі, қазақ халқының зергерлік өнерінің қай-қайсысын алсаңыз да оның астарында ұлағаттылық, сезім байлығы, көркемдік, әдемілік жатыр.
Слайд 5“Золото – теплый металл. Его цвет
и матовая фактура создают
ощущение
скрытой солнечной энергии.
Есть восточная загадка:
“Что такое золото в степи?
Ответ:
“Заход солнца”.
К. и А. Акишевы, 1983
Слайд 6І бөлім: Кіріспе. Ежелгі Қазақстанның зергерлік өнері.
І глава: Введение
Древнее золото
Казахстана.
Сияющий особым блеском металл, который древний мастер использовал, чтобы в
нем увековечить и возвеличить славу и мужество батыра, богатство и могущество владетеля бесчисленных стад и табунов, властелина бескрайней степи, подчеркнуть красоту гордой красавицы-степнячки,-нетленное золото.
Сколько легенд, историй, счастливых и трагических судеб связано с ним! Именно этим бесценным прекрасным предметом древнего искусства посвящен мой проект.
Мы познакомимся с произведениями древних умельцев, сосредоточенными в лучших музеях станы, возраст которых насчитывает сотни и тысячи лет.
Подвеска. Медвежий клык
Слайд 7
Золото! Бестрастный автор словаря так толкует это слово: «Драгоценный металл
желтого цвета, употребляющийся как мерило ценностей и в драгоценных изделиях».
Сколько трагических историй, жестоких столкновений и кровопролитных войн, сражений, благородства и предательства стоит за этим. История человечества немыслимым образом связана с этим металлом желтого цвета. Археологи, изучая исчезнувшие цивилизации, могут в какой - то мере проследить процесс возвеличивания этого “презренного” металла. Если бы золотые предметы могли говорить, возможно, они поведали бы нам удивительные истории. Возникали и исчезали империи, конные войны прокатывались по просторам Великой Степи; золото сверкало, демонстрируя мощь своего владетеля, меняло хозяев, но всегда оставалась на высоте, пока не отправлялось вслед за ним в последний путь. Они попадают в руки грабителей курганов, коллекционеров древностей. Но часто золотые предметы из древних погребений возвращаются в наш мир, обретя вторую жизнь. Кто он, древний мастер, сотворивший ювелирное чудо своими тонкими, чувствительными пальцами? Имя его останется для нас великой никогда не разгаданной тайной, но пройдут века и тысячилетия, потомки не перстанут удивляться искусству мастера-зергера, бережно хранить шедевры. Удивительны не только талант древнего мастера-зергера, но и то сокровенное значение, заложенное в каждой вещи. Ведь перед нами предстают не просто украшения, а вещи-символы, которые не всегда удается понять. Золотая культура номадов приводила в изумление и восторг исследователей-путешественников прошлых веков, открывавших для себя великую тайну степной цивилизации, непрывычной, загадочной и неизведанной. Издревле людей привлекал не столь блеск золота, а его вечность, нетеленность, то, к чему стермился человек в своей изменчивой и непостоянной жизни.
Слайд 8Қазақстан жерін алғашқы адамдар шамамен алғанда бұдан 300 мың жыл
бұрын, яғни ертедегі тас дәуірінен бастап мекендеген. Мұны Қаратау үңгірлері
мен Балқаштың солтүстік жағалауынан табылған тас құралдары дәлелдейді. Біздің заманнан бұрын 1 мың жылдықтың орта шеніне қарай иен даладағы тайпалар көшпелі мал шаруашылығымен айналысты. Осы дәуірдегі тайпалар парсының сына жазу текстерінде сақтар деген жалпы атпен белгілі болса, грек авторлары оларды азиялық скифтер деп атаған. Сақтар негізінен көшпелі мал шаруашылығымен және сурамалы егіншілікпен шұғылданып, темір бұйымдарын жасауды игерді, көршілес тайпалармен сауда және мәдени қарым – қатынас жасады. Сактардың тайпалық одағын көсемдер басқарды.
Многие тысячелетия на нашей земле проживали различные народы, племена. У всех были свои традиции, обычаи, наряды и украшения. Воинственные кочевые, древние племена скифы были наилучшими конными воинами. В рассказах скифы предстают перед нами как могучий народ, их не могли преодолеть самые сильные завоеватели. Оружие воинов – это сложносоставной лук
(был небольшим до 70 см), копья и метательные дротики. Также они применяли и защитные предметы для обороны, в их состав входили: панцири, наножники, набедренники, шлемы, боевые пояса, гибкие, чешуйчатые щиты, которые защищали спину и предплечья всадника.
О происхождении скифов существует немало легенд, в одной из них рассказывается о том, как Геракл, оставляя сыновей своих, лук и пояс матери, говорил: «Царём скифов станет тот, кто сможет натянуть (его) лук и опоясаться поясом».
Всегда поражала археологов скифская культура. Звериный стиль – главная изюминка скифов. Всегда, смотрящими в сторону людей (зрителя) головой, животных представляли (показывали) в прыжке, движении, схватке, с боку.
ІІ бөлім:
Ежелгі сақтар.
Слайд 9Золото скифов.
Скифы верили в существование жизни после смерти, что человек, когда
оказывается в загробном мире, продолжает жить как жил раньше, он
ездит на лошади, питается и пьёт воду. И конечно же, учитывая всё это, когда человек умирает, в могилу клали всё, что ему могло понадобиться, то чем он пользовался: предметы обихода, оружие, доспехи. В более богатых захоронениях были найдены и слуги, и наложницы, лошади, и даже жёны, которых убивали насильно. У скифов не было ни храмов ни святых мест, может потому они и уважали места захоронения и поклонялись им ещё с большей силой. Загадочным и величайшим процессом была для скифов церемония погребения. Для этого требовалось немало усилий, как физических, так и материальных. Это было дорогим удовольствием, учитывая все ценности, которые помещали в могилу, а также и жизнь людей.
У большинства кочевых племен был обычай хоронить людей в курганах. Скифы тоже применяли курганный обряд при захоронении. Конечно же, скифские курганы выделялись из всех остальных, так как в них было найдено больше всего ценных предметов и золота.
Никто кроме скифов так не «набивал» золотом свои курганы – это были самые богатые захоронения. Золото всегда являлось символом богатства и занимало особое место в религии и мифологии, как у иранских кочевых народов, так и у скифов.
Золото ассоциировалось с огнём, царской властью, солнцем. Поэтому всю одежду для умершего украшали ценным металлом (золотом). Особенно захоронения знати из царской семьи были наполнены богатым набором золотых украшений, в них были и кинжалы, и мечи, зеркала, и бронзовые котлы.
В мужских захоронениях находились различные предметы: бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы, мечи, копья, конское снаряжение. Поэтому и случались случаи грабежа курганов, даже когда только была засыпана насыпь. Воровали все, из ближайших племен (соседи), а также и местные скифы.
Слайд 10IІІ бөлім: Скифские курганы.
Курган - не обычный холм (насыпь), а конструкция,
состоящая из трёх миров:
подземного, земного, небесного. Насыпь – это земной мир. Для
того чтобы построить курган для богатой знати, нужно было потрудиться, и не мало. В первую очередь требовалось разровнять, очистить землю, а после вырыть ход под наклоном, где в самом низу вглубь уходила шахта внушительных размеров. Все стороны укреплялись массивными, деревянными перекрытиями. Туннель напоминал коридор за счёт имеющей форму конуса крыши. Ну и в самом конце, когда все эти работы заканчивались, приступали к отделке, украшали гробницу. Царские, скифские могилы больше всего впечатляют, в них найден уникальный материал исследования (прослеживания) истории народов, племен, греческого художественного мастерства.
Курганы расположились на всем пути от Малой и Передней Азии и Причерноморья – чрез Среднюю Россию к востоку, на степях Средней Азии и Казахстана, по Алтаю к Тихому океану. Были найдены курганы, в которых оказалось до 20 кг золота.
Знаменитые и богатые по своему содержанию курганы: Алтын–Оба (Золотой курган), один из немногих, которому удалось уцелеть от нападений грабителей, Куль–Оба (Пепельный курган), Чертомлынская могила на юге России, а так же Царский курган, который имеет самую огромную насыпь над могилой 55 футов и 820 футов в окружности.
Из большого количества курганов, раскопанных до наших дней, почти все настигли грабители еще в древние времена, но и они хранят в себе много интересного, тайного, неизведанного для нас, открывают неожиданный мир сложных образов и достижений в культуре.
Слайд 11Куль-Оба-курган скифского вождя
IV в. до н.э.
Куль-Оба - курган скифского вождя
4 в. до н.э. был открыт близ города Керчи в
1830 году. Сделанный по греческому образцу каменный склеп обнаружили под насыпью, сложенной из камня высотою 10 метров.
В те года (1830) для матросов, которых переводили из Севастополя в Керчь нужно было построить казармы и поэтому строительные материалы решили использовать из покрытой камнями насыпи, где и обнаружили курган Куль-Оба. Удивительные предметы, привлекли внимание: в гробнице стояла амфора, наполненная вином, котлы с мясом, бронзовая и серебряная посуда. Найден был деревянный саркофаг, в котором лежал умерший в одежде и головном уборе, весь наряд его украшен золотыми бляшками, золотая гривна с изображением конных скифов, золотые браслеты на руках.
Обнаружены также предметы вооружения и защиты. Золотые украшения, электровый сосуд с нанесенным рисунком скифов. Был похоронен и слуга и раб, в том числе сопровождали покойника жена и наложницы.
Золотая ваза скифов.
Куль-оба курган.
Слайд 12Карта Скифских курганов,
на ней а - курганы, б - городища
Слайд 13Покровский клад.
Под куполообразной насыпью кургана, раскопанного археологом А. Кастанье в
Актюбинской области (Западный Казахстан), в богатом женском погребении было обнаружено
более 20 золотых украшений. Судя по предметам, это погребение жрицы.
Одна из находок Покровского клада - золотая халцедоновая печать ахеменидского времени, как и другие вещи клада, свидетельствует о тесных связях кочевников с Персией. Мотив сюжета - сцена сражения царя с чудовищем-грифоном - заимствован из известных произведений ассирийской скульптуры. Изображение выгравировано на лицевой поверхности печати.
Золотые украшения из Второго Покровского кургана.
Великолепным образцом ювелирного искусства древних савроматов - являются золотые украшения из Второго Покровского кургана.
Золотые украшения были получены в результате хищнических раскопок крестьянами в 1911 году Второго Покровского кургана, у слияния рек Хобды с Илеком, в 15 км от с. Покровки Уральского уезда (Актюбинская область). Остатки этого кургана были раскопаны в том же году И.А. Кастанье - ученым секретарем Оренбургской архивной комиссии. Под насыпью кургана, в богатом женском погребении, было обнаружено около тридцати золотых украшений, бусы из сердолика, халцедона, веточка коралла, фрагменты туалетного сосуда из финикийского стекла, три клыка хищных животных, бронзовые наконечники стрел.
Помимо изделий местного производства в кургане найдены привозные вещи. Особый интерес представляет ахеменидская печать из халцедона в золотой оправе. На ней изображена сцена сражения царя и чудовища - грифона с птичьими когтями. Найденные вещи ближневосточного импорта свидетельствуют о тесных культурно - экономических связях кочевников Западного Казахстана с ахеменидской Персией, которые осуществлялись через среднеазиатские сатрапии державы Ахеменидов. Украшения из покровского кургана датируются V в. до н. э. и являются одной из ярких страниц во всемирной истории искусств.
Слайд 14
Второе тысячилетие до нашей эры. Во ІІ тысячилетии до нашей
эры на огромных пространствах Великого пояса евразийских степей сформировались общность
племен скотоводов, земледельцев и металлургов. Известно огромное колтчество археологических памятников эпохи палеометалла-поселения, некрополи, шахты, горные выработки, петроглифы и другие, разбросанных в бескрайних казахских степях, которые свидетельствуют о высоком уровне культуры населения того времени. Благородство желтого драгоценного металла, воплощенного в удивительных художественных формах , играло свою роль в витиеватом сценарии жизни людей бронзового века, поэтому золотые украшения-частые находки в памятниках этого времени, особенно в погребениях богатых членов коллектива-глав семей, вождей родов и племенных объединений. Височные подвески, как и серьги, несли важную функцию в системе костюма древнего человека, что обусловлено, в числе прочего, важнейшим органом-головой. Зона головы оформлялась с особой тщательностью при помощи прически, головного убора, серег, подвесок, раскраски и т.д.
Слайд 15Височное кольцо с изображением коней. Мастерски переданы характерные признаки степной
лошади. Эпоха финальной бронзы. Мыншункур. Семиречье.
Одним из традиционных видов украшений
этого времени являются золотые серьги с раструбом. Серьги или, скорее, височные кольца с фигурками лошадей из Мыншукура в Семиречье-редкий вид украшения. Древний художник мастерски передал облик верного спутника воина, номада, отважного охотника-коня, изобразив его в реалистической манере. Животные изображены стоящими друг за другом, при этом передняя фигурка коня показана в позе неожиданной остановки, о чем ярко свидетельствуют положение ног. Несмотря на кажущееся сходство, фигурки коней имеют ряд некоторых отличий. Первый конь показан с более короткой головой, круглыми глазами, настороженными ушами и развевающейся челкой, изображенными слившимися. Анотомические особенности второго коня проработаны более четче. У него высокая, изящная шея, детально покзаны скулы, круглый выпуклый глаз, настороженные уши, ровный край, возможно, остриженной гривы с тремя прядями. Разная подача признаков, видимо, может объяснятся тем, что здесь показаны самец и самка.
Слайд 16Элемент костюма-пластина инкрустированная цветными вставками, зернью, обрамленная ложным плетением. Декор
этих золотых украшений демонстрирует необычный вкус древних кочевников. Эпоха саков.
Тасмола. Центральный Казахстан. Асыл тастармен безендірілген сәндік бұйымдар.
Сақ дәуірі. Тасмола. Орталық Қазақстан.
Нашивные бляшки-декоративные элементы парадного облачения представителя сарматской аристократии.
Аралтобе. Западный Казахстан.
ІІІ в. н.э.
Курган Байгетобе диаметром 99 х 67,4 м. и высотой 7,9 м. представлял собой сложное архитектурное сооружение, при строительстве которого использовали камень, галечник, лиственницу. Литые бляхи в виде орлов стилистически находят полные соответствия образцам, выявленным в кургане 5 этого же памятника, за исключением небольших отличий.
Нашивные бляшки-декоративные элементы парадного облачения представителя сарматской аристократии.
Аралтобе. Западный казахстан.
ІІІ в. н.э.
Слайд 17Первое тысячилетие до нашей эры. Бескрайние казахские степи, горные долины,
полупустыни были заселены воинственными племенами саков, исседонов, савроматов, массагетов, дахов,
аримаспов, юэчжей, сарматов. Огромное количество памятников-обдуваемые степными ветрами курганы, заброшенные храмы и святилища, засыпанные песком и землей поселения, затерявшиеся в траве стелы и кинжалы. За молчанием кажущейся тишины скрыты топот конницы, лязг и бряцание оружия, стоны раненных, боевой клич предводителя дружины. Это была героическая эпоха, когда создавались мощные союзы племен, достигшие уровня государственных образований. Письменные свидетельства, оставленные Геродотом, Страбоном, Плинием Старшим, китайскими и персидскими авторами, органично дополняются археологическими источниками. Эпоха сако-сарматской культур-время не только постоянных ожесточенных столкновений, но и период созидания неповоторимых художественных шедевров. Пристутствие золота в погребениях кочевой элиты неслучайно. В идеологических представлениях древних кочевников золото-это не просто нетленный блестящий металл, но и воплощение вечного солнца, подчеркивающую божественную сущность царя, полководца, жреца. Памятники искусства древних кочевников-изготовленные из бронзы и золота предметы вооружения и конского убранства, детали одежды, зеркала, культовые атрибуты и многое другое. Особо отмечены предметы, имеющие важнейшую роль в жизни кочевников-оружие, конское снаряжение, предметы культа. Большинство изделий декорировалось изображениями животных, выполненных в так называемом скифском зверином стиле.
В условиях сложения четкой системы хозяйственной деятельности, повышением уровня технологии обработки, усложнением социально-политической организации, ростом межэтнических и межгосударственных контактов, в обществе резко повышается спрос на золотые изделия, особенно на произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в скифско-сибирском зверином стиле. В первую очередь, это проявляется в погребениях вождей, где обнаруживается не только декорированное особым образом оружие и конское снаряжение, но и одежда-обшитые бляшками в определенной системе кафтаны, обувь, головные уборы, гривны, серьги, перстни и браслеты, посуда.
Слайд 18Глубоко символична форма нашивной бляшки, предназначашейся для степной аристократии кочевников.
Серьги,
соединяющие в себя традиционные для сарматских мастеров элементы.
Западный Казахстан.
Фигурки птиц
на вершине дерева. Не случайно эти изображения декорируют головной убор человека, погребенного в царском кургане Иссык. Элементы парадного головного убора. Семиречье.
Элементы костюма в виде золотых трубочек
Слайд 19Одна из значительных коллекций золотых предметов, непосредственно относящаяся к скифско-сибирскрму
звериному стилю, известна под названием Сибирской коллекции Петра І, состоящая
из более чем 250 изделий, имеет свое происхождение из курганов казахских степей, Алтая и Южной Сибири. «Курганное золото» привлекало людей именно как драгоценный металл, его добывали путем грабежа древних захоронений русские поселенцы с ХVII века по мере продвижения на восток. После того, как А.Н.Демидов поднес некоторые из награбленных археологических золотых предметов императрице Екатерине в 1715 г., Петр І приказал собирать и доставлять такие изделия ему. В 1721 г. сибирскому губернатору П.М.Гагарину было приказано скупить у добытчиков «могильное золото», а в 1726 г. они были переданы в Кунсткамеру. До этого времени добытые древние изделия либо пререплавлялись, либо различными путями, в том числе пиратскими, попадали в руки западноевропейских коллекционеров древностей. За несколько десятилетий было уничтожено множество кочевнических курганов и только лишь в 1764 г. специальным указом было запрещено разграбление курганов. С 1859 г. Сибирская коллекция хранится в Эрмитаже.
Слайд 20Аңдар, құстардың қанатына, көзіне, тұяғына қондырылған
асыл тастармен безендірілген сәндік
бұйымдар.
/Шілікті. Алтай/
Предмет, скомбинированный из изображений таутеке и птицы с
расправленными крыльями.
Элемент парадного облачения. Ажурные прорези которой одновременно напоминают человеческий лик, скрытый под звериной маской. Элемент парадного облачения.
Шиликты. Казахский Алтай.
Бляха в виде изображения хищной птицы-одного из любимых образов древних кочесников. Элемент парадного облачения.
Шиликты, Казахский Алтай.
Слайд 21О роли золота вообще и значении определенного набора предметов из
золота говорит легенда о происхождении скифов. Существует несколько версий генеалогического
характера, но в двух из них присутствуют золотые предметы-плуг, ярмо, секира, чаша, лук и пояс с золотой чашей на конце пряжки-в пердаче Геродота. По этой версии, все атрибуты оказались сосредоточенными в руках одного лица-первого царя Колаксая, что отражает главенство военной аристократии в обществе. Помимо многих важных нюансов, существенна в данном случае непосредственная связь царской власти и военной среды и атрибутов из золота. Существует версия, что эта легенда привнесена в Причерноморье из восточной части степного пояса Евразии. В этой связи возникает вопрос: случайно ли один из районов формирования скифского звериного стиля и культуры вообще расположен в Казахском Алтае, о чем могут свидетельствовать яркие образцы звериного стиля. Они получены из памятников, ставших в какой-то степени эталонами и давших в свою очередь название периоду эпохи ранних кочевников, например, Майемер, Шиликты, Измаиловка. Там же, по мнению некоторыых исследователей, может быть локализован знаменитый «злотоносный поток» Плиния, его местонахождение связывается с районами озера Зайсан и верхнего течения Иртыша, где обитали «аримаспы».
Предпологается, что в данном племени существовал сакрализованный слой общества, связанный с выявлением и добычей золота. Считается, что аримаспы были одноглазыми, но не в прямом смысле этого слова. Свое название они получили от манеры раскрашивать определенными вытатуированными знаками тело и лицо. Видимо, борьба аримаспов и стерегущих золото грифов отражает какие-то очень глубокие реально существовавшие взаимотношения между племенами, с одной стороны, и их мифологическое переосмысление, с другой стороны.
Шедевры, сделанные из золота
Слайд 22Аңдар, құстардың қанатына, көзіне, тұяғына қондырылған
асыл тастармен безендірілген сәндік
бұйымдар. /Шілікті. Алтай/
Предмет, скомбинированный из изображений таутеке и птицы с
расправленными крыльями.
Элемент парадного облачения. «Оленья» бляшка. Роскошные ветвистые рога оленей образуют единую крону.
Шиликты, Казахский Алтай.
Значительную часть золотых предметов из археологических коллекций представляют собой элементы одежды, декор, предметы убранства коня. Помимо половозрастного, социального, этнического индикатора, система украшений определяет положение человека в макрокосмосе, его способность переходить из одного мира в другой. Возвращаясь к системе ношения украшений, отметим, что и форма, и размеры, и количество, а также расположение всех элементов костюма соответствовали определенному статусу. Особенно четко это проявляется в отношении служителей культа, вождей, отвечающих за благополучие социума.
Слайд 23В древних мифологических представлениях и героическом эпосе кочевых народов степей
Евразии лошади отводится особое, одно из важнейших значений. Истоки средневекового
эпоса, где конь показан способным перемещаться на большие растояния в пространстве по горизонтали и вертикали, волшебный конь, кроются в представленияях эпохи ранних кочевников, что проявляется в традиции украшать коня, снаряжать для посмертного путешествия. Значение коня для кочевника трудно переоценить. Отметим, что по одной из версий именно территория Казахстана рассматривается исследователями в качестве центра сложения коневодства. Видимо, возникновение культа коня исчисляется не одной тысячи лет. Отголоски трепетного отношения к этому благородному животному частично зафиксированы в немногочисленных письменных источниках эпохи палиометалла и сведениях, оставленных Геродотом. Погребальный обряд, предпологающий захоронение коня в одной могиле с человеком, зафиксирован в Казахстане в эпоху бронзы. Предположительно, так выделяются погребения особо значимых персон, имевших при жизни определенный вес и авторитет в обществе, заслуживших почет и уважение своими экстроординарными качествами, которые проявились во многих моментах, пронизывающих все сферы общества, будь то мирное существование, войны, борьба со стихией, джуты и т.п. Это могли быть почитаемые воины, вожди.
Обряд сопогребения коня на территории Казахстана отчасти прослеживается и в настоящее время, пройдя сквозь многие сотни лет, он претерпел сильные изменения. Тем не менее, в ритуальной практике погребального обряда казахов до сих пор присутствует отдаленный отзвук давно минувших лет и связано, это видимо, с той великой ролью, которую играло это животное в повседневной жизни номада.
Слайд 24Бусы из золота, жемчуга и полудрагоценных камней подчеркивали не жный
образ женщины степи.
Западный Казахстан.
Пронизь в виде фигурки оленя с подогнутыми
под брюхо ногами.
Жалаулинский клад. Семиречье VII-VI в.в. до н.э.
Слайд 25Жалаулы қоймасы.
Жалаулинский клад был обнаружен весной 1988 года школьниками пос. Жалаулы,
Кегенского района, Алматинской области. Один из самых известных комплексов, и
в то же время более ранний по времени, относящийся к начальному этапу эпохи ранних кочевников и очень интересный в плане соотношения функционального назначения предметов, их декоративного исполнения, семантики изображений и материала, из которого изготовлены предметы комплекса-Жалаулы. Этот клад был обнаружен сравнительно недалеко от г. Алматы в 1988 г. в промоине дороги, образованной талыми водами близ с. Жалаулы Кегенского района были найдены остатки войлочного мешка сильно пострадавшем от бежалостного времени. В войлочном мешке, находилось 649 золотых изделий, зарытом в землю неизвестным "охотником за сокровищами" в начале ХХ века, общий вес которых составлял 1,5 кг. Дополнительные раскопки места находки проводились сотрудниками Института истории, археологии и этнографии им. Ч. Валиханова АН Казахской ССР под руководством начальника Новостроечной археологической экспедиции Нурмуханбетова Б.Н.
Судя по разновременности этих изделий (VII-VI в.в до. н.э. ; V-ІІІ в.в. до н.э.; ІІІ- V в.в н.э.), клад был собран при разграблении курганов, которых в районе Алматы очень много. Предметы клада могли быть элементами одеяния представителя царского рода саков, часть-фрагменты парадного снаряжения коня. Среди разновременных золотых изделий Жалаулинского комплекса выделяется группа предметов VII-VI в.в. до н.э., объединенная стилистическими приемами декора. Среди них-литые нашивные бляшки треугольных очертаний, включающие замкнутую композицию с парным изображением оленей и птицы. Жалаулинский клад во многом перекликается с находками из Шиликтинских курганов Казахского Алтая.
Все золотые изделия были добыты из разграбленных сакских курганов Кегенской долины, которая являлась одним из центров обитания саков.
Особое место занимает золотая корона в виде массивной пластины лунообразной формы. Поверхность короны украшают миниатюрные фигурки архаров с гнездами для вставок камней.
Слайд 26Таким образом, древние кочевники евразийских степей сумели не только оценить
благородство золота, но и превратить его в мерило могущества и
власти.
Жалаулинский клад
Скифский браслет из золота
Слайд 27Нашивные бляшки в виде пирамидок. Элементы декора костюма.
Аралтобе. Западный
Казахстан.
ІІІ в. н.э.
Элементы декора костюма-нашивные бляшки. Западный Казахстан.
Фигурка архара,
венчающая головной убор.
В древности это животное неделялось особыми качествами.
ІV-ІІІ в.в. до.н.э. Иссык, Семиречье.
Жалаулинский клад.
Слайд 28Шиликты қоймасы.
Шиликтинский клад.
Курганы Шиликтинской долины в Восточном Казахстане исследованы в
1960-х г.г. С.С.Черниковым (курган 5) и в 2003-2004 г.г.-профессором Толуебаевым
А.Т. (Байгетобе у села Жалши). Предметы из кургана 5 позволяют представить, насколько роскошным первоначально мог быть внутримогильный комплекс. Коллекцию памятника составляют бляхи в виде оленей, орлов, кошачьих хищников; фигурки кабанов, изображение рыбы, бляшка в виде птицы, украшение в виде изображения зайца. О том, что в коллекции исследуемого объекта есть изображение зайца обнаружено совершенно недавно. Долгое время в науке данный образец именовался украшением, выполненным в технике перегородчатой эмали. Образ зайца, в памятниках скифо-сакского времени Казахстана встречается очень редко. На сегодгяшний день известно еще всего лишь два изображения, происходящие из Семиречья: один зверь содержится в декоре лезвия иссыкского кинжала, второй-на камне-стеле из некрополя сакской элиты Боролдай. В изобразительных памятниках из Шиликтинского кургана 5 отмечается тенденция акцентрирования тех или иных содержательных элементов при помощи кругов-колец, каплевидных фигур, округлых выпуклостей, что в целом характерно для памятников раннесакского времени.
Слайд 29Подлинный шедевр искусства древних кочевников являет собой «оленья» бляшка, содержащая
геральдическую композицию из двух обращенных в противоположные стороны оленей, представленных
протомами и соединяющимися друг с другом мощными коронами масивных рогов и тонкими изящными шееями. Такие тонко проработанные содержательные элементы как скулы, щеки свидетельствуют о безупречных знаниях древними художниками фауны. Данный образец является практически абсолютной аналогией известной «оленьей» бляшки из Жалаулинского клада.
Центральный элемент декора кулаха Иссыккого вождя.
Слайд 30Каргалинский клад.
В 1939 году в горах Заилийского Алатау в расщелине
скалы было обнаружено погребение жрицы, датируемое II в. до н.э.
- I в. н.э. По месту находки - ущелью Каргалы - оно получила название "Каргалинский клад". Наиболее интересной находкой в погребении жрицы является золотая диадема, служившая украшением ритуального головного убора. Сохранилось два боковых фрагмента диадемы, центральная же часть ее отсутствует. Вероятно, изображения на диадеме - птицы, звери, фантастические мужские и женские персонажи - отражают шаманистические представления о высших божествах "неба" и "земли". Каргалинская женщина, судя по ее атрибутам считалась наделенной сверхъестественными способностями и знаниями и исполняла в обществе роль божественной вестницы.
В настоящее время в музейной коллекции хранится 370 золотых украшений из этого клада.
Каргалинский клад был найден случайно в 1939 году, западнее города Алматы, выше Каргалинского суконного комбината, в ущелье Каргалы. Высоко в горах, в урочище Мынг - Ошакты, на высоте 2300 м, под крупным обломком скалы было обнаружено женское погребение и свыше 300 золотых украшений. Клад обнаружили слесарь Каргалинской суконной фабрики А.В. Назаренко и монтер завода им. Калинина г. Москвы Семин. Дополнительное обследование места находки было проведено в октябре 1939 года археологом Казахского филиала Академии Наук СССР Б.Н. Дублицким и директором Центрального Музея Казахстана Прониным С.М. Время поступления клада в ЦГМ: 16 октября 1939 года и дополнительно 21октября 1939 г. Украшения Каргалинского клада являются великолепным образцом ювелирного искусства древних уйсуней, выполнены в инкрустационном стиле, пришедшем в Ш - П вв. до н.э. на смену звериному стилю. Цветные вставки камней, которые в зверином стиле применялись умеренно, получают широкое распространение.
Особый интерес представляет - диадема - украшение ритуального головного убора, инкрустированная вставками полудрагоценных камней из бирюзы, коралла и сердолика. Она представляет собой прямоугольную, ажурную полосу, с богатым растительным орнаментом, в которую вплетается многофигурная композиция с изображением зверей, птиц, фантастически трактованных трех мужских и одного женского персонажей.
Слайд 31Шаровидные подвески, декорированные зернью.
Западный Казахстан.
Один из самых известных памятников
в мировой науке-курган Иссык, элементы экипировки которого были использованы в
разработке государственной сиволики Казахстана. Несмотря на то, что он был открыт сравнительно недавно-в 1969 г., и материалам кургана росвящена не одна работа, окончательное решение вопросов сакской культуры, вызванных открытиями в этом кургане, еще далеко от завершения.
Слайд 32Есік обасы
По мнению некоторых исследователей, головные убор конической формы являлись
символом власти, например, конические тиары бактрийских правителей с золотыми украшениями
принадлежали выходцам из кочевой среды. На шее Иссыкского принца расположена гривна, образованная тремя кольцами с окончаниями, оформленными в виде головы кошачьего хищника. Гривна сама по себе несла важную функцию в системе костюма древнего человека. Это и символ определенного социального ранга человека, и выполнение охранной функции. Соответственно и в оформлении гривен у ранних кочевников обычно использовали определенный набор образа-барсы, тигры, волки, грифоны. В оформлении кафтана, как обычно, фризами декорированы подол, полы, манжеты, ворот, предплечье, что обусловлено не столько эстетическими мотивами, но и представлениями о функции этих частей одежды. Не случайно для их оформления использован образ кошачьего хищника. Сапоги и кафтан погребенного целиком покрыты бляшками на бронзовой основе, придающими одежде подобие панциря. С одной стороны, это сияние золота солнцеподобного владыки, с другой стороны, такое оформление одежды соответствует функции защиты общества вождем.
Сақ тайпаларының көне мәдениетін зерттеуде 1970 жылы Есік қаласының маңынан табылған тарихқа «Алтын адам» деген атпен белгілі бола бастаған алтын бұйымдарының маңызы ерекше. Алматы қаласынан 50 ка жерде Есік қаласының солтүстік жақ шетінде, Есік өзенінің сол жақ жағалауында Есік обасы орналасқан. Обаның диаметірі 60 м, биікітігі 6 м. 1969 – 1970 жылы археолог Қ. А. Ақышевтің басшылығымен қазылып, орта түстан және бүйірден екі қабір табылды. Орталық қабір түгел қиратылып, тоналған, оңтүстік шеттегі қабір сол күйінше сақталаған. Өлік Тянь - Шань шыршасы бөренелерінен қаланған қабірге жерлепті. Қабірдің оңтүстік және батыс жағында көптеген ыдыстар (құмыралар, ағаштан істелген тік бұрышты шаралар, өрнек сапты ожау, қасық, алтын жалатқан қола және күміс тостағандар, т.б. (барлығы 31 ыдыс) табылды. Күміс тостағанның бірніде 26 таңбадан тұратын жазу бар. Ол ғылымда «Есік жазуы» деген атқа ие болды.
Слайд 33Где находится оригинал, не афишируется-скорее всего, где-нибудь в хранилище центрального
банка. Сейчас мы можем видеть только копию «Золотого человека».
Слайд 3418 жасар жауынгер.
Маңызды археологиялық табыс.
Ағаш қабірдің сол жақ жартысында басын
батысқа (құбылаға) беріп шалқасынан жатқан өліктің сүйегі бар. Антропологтардың анықтауынша,
бұл-Қазақстандағы ежелгі сақтардың типіне жататын 17-18 жасар жауынгер. Үстіндегі киімдері салтанатты, өте бай, алтыннан тігілген. Ол басына конус сияқты биік (65-70 см) бас киім киген, жағалай 200-ден астам неше түрлі алтын зер, әшекей заттармен безендрілген. Олардың көпшілігі барсытың, таутекенің, арқардың, аттын, құстың кескінімен таңбаланған. Бас киімінің маңдай жағы теке мүйізді қанатты қос жапырақпен, басқа да бедерлі шеттікпен безендірілген. Мойнына бұралған алтын алқа таққан, оның үш жақтарында бедерленген жолбарыс бастары бейнеленген.
Жаңа деректерді талдау қазақ жеріндегі кейінгі сақтар, сондай-ақ бұрынғы сақтар мәдениетінің даму дәрежесін, олардың әлеуметтік, экономикалық қатынастарын, мәдени байланыстарының бағытын жаңа көзқараспен анықтап баға беру үшін аса маңызды болмақ. Қазақстандық мал өсіруші тайпалардың дүние жүзілік мәдениетке қосқан үлесуі туралы біздің бұрынғы ұғымымыз да өзгермек.
Сондай-ақ «Есік жазуы» деп атап отырған жазу бүкіл Шығыс эпиграфикасына жаңалық қоспақ. Қазақстан жерін мекендеген ежелгі сақтардың бұдан 2500 жыл бұрын жазу-сызуы болғандығы қазір тарихи шындыққа айналуда. Есік обасынан табылған алтын киімді адам және оның қасындағы заттар - дүние жүзіне маңызы аса зор жаңалық.
«Алтын адам» көрмелері Жапонияда, Америкада, Францияда болды. Бұл-атақты Тутанхамон қазбасынан кейінгі екінші аса маңызды археологиялық табыс.
Слайд 35«Алтын адамның» киімі.
Жас жауынгер заттары
Есік жауынгерінің сырт киімі бешпент пен
шалбардан тұрады. Қызыл бояумен боялған қысқы былғары бешпенттің өн бойы
алтыннан жасалған. Оның жағасы, өңірі және етегі жолбарыстың тұмсығы салынған ірі-ірі төртбұрышты әшекейлі алтын заттармен қапталған. Бешпент үш мыңнан жуық алтын заттармен безендірілген.
Шалбардың ішкі және сыртқы тігісі ұсақ тік бұрышты шеттікпен көмкерілген. Балақтар былғары етіктің қонышына да бешпенттегідей үш бұрышты шағын алтын әшекейлермен безендірілген. Ол былғары бешпенттің ішінен матадан тоқылған іш көйлек киген, оның жағасы мен жеңі неше түрлі алтын әшекейлермен өрнектелген. Бешпенттің сыртынан қайыс белдік әшекейлерде жатқан бұлан мен оның бас бейнесі бедерлеп салынған.
Белдіктің оң жағында ұзын темір семсер, сол жағында жұқа алтынмен әдемілеп қапталған темір қанжар тағылған. Семсер мен қанжар қызыл түске боялған былғары қында сақтаулы. Қанжар қынының сыртындағы үлкен алтын әшекейде шауып бара жатқан бұлан мен аттың бейнесі салынған. Есік жауынгері саусақтарына екі үлкен сақина салынған. Сақинаның біреуі-сәнді бас киім киіп, қырын қарап тұрған адамның басы бейнеленген жүзік-мөр. Жауынгердің сол жағында жалпақ алтын таспа мен көмкерілген сапты қамшы және алтын шеттікпен көмкерілген шағын қоржын қойылған. Онда қола айна мен қызыл бояу салынған. Есік обасының біздің заманнан бұрын 5-4 ғасырға жататын барлығы 4 мың алтын бұйым табылды.
Слайд 36Нашивные бляшки от кафтана «Золотого человека» со стилизованным изображением.
Иссык. Семиречье.
Иссыкский
принц был погребен в большом кургане у подножья гор, что
очень символично. В качестве инвентаря царственной персоны выявлены: 31 керамический сосуд, 3 металлические чаши, серебрянная ложка, деревянные подносы, деревянные миски, два черпака; кинжал и меч, декорированные золотом в скифском зверином стиле, плеть, одет в плащ, камзло (кафтан), штаны, сапоги с золотыми нашивками, кулах со сложной символикой; гривна, серьга, пояс с бляхами; два персиня [Акишев, 1978].
Важнейшим элементом костюма Иссыкского человека является головной убор, форма и декор которого, с одной стороны, образуют самостоятельный ансамбль, с другой стороны, демонстрируют неразрывное единство со всем комлексом находок. В целом он организован по принципу симметрии и передает идею трехчастного строения Космоса.
Уже сам факт находки «Золотого человека» произвел фурор в научном мире. Для сакско-скифской культуры были характерны царские курганы. Многие из них подверглись разграблению еще в древние времена. «Золотого человека» спасло то, что осквернители курганов рыли вертикально с вершины к центру. «Золотой человек» был захоронен на краю кургана. «Золотое шитье на платье «Золотого человека»-абсолютно уникальная вещь, не встречающаяся ни в одной стране мира,-отмечает Буркитбай Аяган*.-Ученые относят его к V-ІІІ веку до н.э., сакско-скифской культуре.
*Академик Академии Республики Казахстан, доктор исторических наук, профессор.
Слайд 37
Тау жағасындағы қанатты барыс мүсіні – аса бағалы алтын бұйым.
IV-III ғ.ғ. б.з.д. Есік қорғаны. Жетісу.
Изображение крылатого барса,
ступающего по склону горы.
Изображения барсов с мощной широкой грудью и шеей и характерным поджарым туловищем точно передают настроение зверя, подчеркнутое прижатыми к голове ушами, суженными глазами, оскалившейся мордой и опущенным хвостом. Туловище хищника развернуто так, что он показан как бы обернувшимся назад, небесную сущность животного подчеркивают неширокие S-видные крылья. Изображение хищника дополнено ненавязчими штрихами, передающими не только видовые особенности, но и напряжение, экспрессию, настороженное, готовое к схватке состояние барса. О том, что это может быть барс, истекает также из того, что зверь показан взбирающимся на горную вершину, обитателем которых он является в естественных условиях.
Слайд 38Возможно, образы коня, лося и оленя семантически близки и взаимодополняемы
в мифологии саков. Это подтверждают, в частности, материалы курганов Алтая,
где кони, сопровождавшие царскую персону в путешествии в иной мир, были преобразованы в оленей, козлов. Расположение образов нереальных существ на поясе, в месте соединения концов ремня, неслучайно. Пояс, важнейший атрибут мужчины-воина, нес конкретную функциональную нагрузку зашиты человека. Возможно также, что такие детали как пояс, декорированный определенным образом, надевался в строго регламентированных случаях, в обрядах переходного цикла и в узком кругу лиц, которым позволялось использовать не обыденные одежду и атрибуты. Известно, что пояса, особенно изготовленные с применением золота, использовались как символы царской власти еще на Древнем Востоке. Пояс Иссыкского принца завязывался ремешками, пропущенными через две крайние бляшки с идентичным декором на каждой. По данным героического эпоса, боевой пояс служил непременным атрибутом снаряжения батыра. Он повязывался на юноше, принимавшегося в разряд полноценных воинов, являлся одним из маркеров или показателей воинского статуса, возмужалости молодого человека.
Слайд 39Серьги с подвесками в виде шариков.
Западный Казахстан.
Наиболее часто встречаемая
форма серег. Дополнение бусинок, возможно придавало серьгам силу оберега.
Окончание
серег в виде минатюрных подвесок, напоминающих семена, подчеркивает неразрывную связь образа женщины и природы, как источника новой жизни.
Западный Казахстан.
Слайд 40Перстень с напайкой из шариков зерни, передающий утонченный вкус древнего
зергера.
IV-ІІІ вв. до.н.э
Байте, Устюрт
Одно из удивительных образцов раннескаского искусства.
Жалаулинский клад. Семиречье.
VII-VI в.в до н.э.
Конические подвески, известные в кочевой средеевразийских степей с раннесакского времени.
Бесоба. Западный Казахстан.
Слайд 41Уникальные открытия, проливающие свет на мир древних кочевников, сделаны на
известном археологическом комплексе Берел. Большинство находок из берельских курганов происходит
от убранства коней, выполненного из дерева и плакированного тончайшими листиками золотой фольги. В числе золотых предметов олного из курганов можно отметить серьги, свитые из проволки с конусовидной полвеской, декорированные ложной зернью, фигурки сфинксов и миниатюрные деревянные пуговицы, покрытые желтой фольгой, а также нашивные бляшки, в декоре которых распознается сильно стилизованный образ орлиного грифона. Среди всего многообразия берельских полиморфных персонажей особый интерес представляет массивная скульптура орлиноголового тигргрифона выполненная в виде сидящего, с подогнутыми под брюхо задними ногами существа с поджарым туловищем. У кочевников Казахского Алтая, и саков в целом, существовали сложные, далеко не примитивные представления об устройстве Вселенной, и эти грифоны, также как и преображенные кони, занимали свою позицию в сложном посмертном путешествии погребенного.
Обычно погребения подобных (золотых) людей явлются ограбленными, причем не однажды: в древности и в более позднее время. Это, к сожалению, делает невозможной не только реконструкцию полного одеяния вождя, но и многих более глубоких содержательных сторон жизни кочевого общества. Не исключено также, что погребение грабили чужие племена, приходившие на смену прежним, что случалось часто в эпоху существования мобильных, воинственных кочевников.
Серьги, декор которых позволяет представить загадочный образ гордой, статной красавицы сарматки.
Лебедевка. Западный Казахстан.
Слайд 42Каргалинское захоронение.
Каргалинский комплекс, обнаруженный случайно охотниками в довоенные годы (1939
г.), представляет собой, очевидно, погребальный инвентарь женщины, похороненной в скальной
гробнице-в расщелине на глубине 2030 м в ущелье Каргалы в 50 км западнее г. Алматы. История, связанная с этой находкой, очень интересна и запутанна, по-разному сложились судьбы людей, соприкоснувшихся с Каргалинским захоронением. К сожалению, многие предметы этого комплекса не сохранились до наших дней, они утрачены, хотя первоначально насчитывалось 370 золотых изделий. Поэтому едва ли когда-нибудь удастся реконструировать полное убранство этой, без сомнения, неординарной женщины, о чем свидетельствует характер находок. Центральное по значимости положение занимала, возможно, так называемая диадема, от которой остались две части. Происхождение образов, включенных в композицию и составляющих основную сюжетную линию повествовательного текста Каргалинской диадемы, связано, скорее всего, не с сакской кочевой средой, а с китайской изобразительной традицией с определенным набором мифологических персонажей. Эта импортная вешь могла быть изготовлена по заказу людей из числа усуньской аристократии или же представителей религиозных общин. Обычно это захоронение трактуют как погребение усуньской жрицы.
Слайд 43
Из изделий каргалинского комплекса особый интерес представляет перстень с фигурой
верблюда. Изображения верблюдов также известны в памятниках саков Семиречья, Южного
казахстана, Средней Азии, Южной Сибири, кочевников Южного Приуралья и Западного Казахстана. Они, как правило, выделяются несколько хищными чертами морды и другими признаками, указывающими на силу, мощь этого животного. Как выяснилось, одним из воплощений солнечного бога-громовержца Веретрагны являлся верблюд, символизирующий мужскую оплодотворяющую силу, агрессивность, боеспособность, зоркость
[Акишев, 1984].
Нашивная бляха с изображением лося в состоянии экспрессии и динамизма. Иссык.
Слайд 44Нашивные бляшки с изображение верблюда сплошь покрвали одеяние воина, подобно
снаряжению катафрактария и передавали качества этого мощного, сильного зверя.
Западный
Казахстан.
Бляшки в виде четырехлепестковых розеток, декорированные шариками зерни с инкрустацией
Салт атты бейнесі – көне зергерлік өнердің маржаны.
Тенлік. Жетісу. ІІІ – ІІ ғ.ғ. б.з.д.
Бляха с изображением наиболее популярных анималистических образов оленя и птица искусства древних кочевников, обладавших сложным семиотическим значением.
Жалаулинский клад.
Семиречье. VII-VI в.в. до н.э.
Слайд 45Некрополь Кырык оба.
Қырық оба қорғаны.
Еще один замечательный памятник эпохи
древних кочевников в Западном Казахстане-некрополь Кырык оба. Огромные величественные курганы,
возвышающееся на ровной плоскости степи, говорят о величии и мощи погребенных в них вождей и призваны увековечить память о них. Несмотря на то, что зачастую они сильно разграблены, в них сохранились некоторые предметы-детали одежды, вооружения, конского снаряжения, посуда.
Курган Байкара, исследовавшийся археологами из Казахстана и Германии, в древности являлся святилищем, функционировавшим в V-ІV в.в. до н.э. Форма кургана имеет три крутых и один покатый склона, исследователи пришли к мнению, что такая планировка задумывалась создателями изначально. Опираясь на данные геродота, исследователям представилось возможным реконструировать в данном памятнике конусообразное сооружение из красного прокаленного суглинка, стоящего на четырехугольной каменной платформе и признать в нем святилище в честь Ареса. Меч у скифов и сарматов являлся инкарнацией бога воины и атрибутом героя-воина. В числе материалов, полученных из раскопок кургана, имеет место изделия из золота, это различные нашивки из фольги. Выделяется среди них изображения хищной птицы с расправленными крыльями, бляшки в виде полумесяца.
Слайд 46Аралтөбе қорғаны.
Некрополь Аралтобе.
На некрополе Аралтобе, в Западном Казахстане, было
выявлено погребение сарматского вождя, в числе его атрибутов прсутствовали многочисленные
нашивные бляшки, покрывавшие одежду погребенного. Пластины, декорировавшие костюм представляли собой имитацию доспеха тяжело-вооруженного всадника-воина. Кроме того, в целом весь костюм, одеяние вместе с оружием, украшениями и другими атрибутами суть иконический знак мужа-воина, батыра, идеального правителя, защитника, обладавшего к тому же медиативными функциями. В облике «золотых людей» воплощен канон не столько и не только внешнего облика, но и сущностных, важнейших качеств защитника и правителя. Нашивные бляшки имели различную форму, распределяясь по одежде в определенном порядке или системе. Особое внимание было уделено наиболее уязвимым с точки зрения мифологической анатомии древних кочевников зонам-вороту (шее), манжетам, плечам, подолу, полам куртки.
Өсімдік әсем өрнекпен безендірілген алтын тостаған.
XIII -XIV ғ.ғ. Шынгелді. Жетісу.
Золотая чаша,орнаментированная растительными мотивами. ХІІІ-ХІV в.в.
Случайная находка. Чингельды. Семиречье.
Сосуд-емкость со стенками, полый внутри, уподоблялся телу живого существа. В частности, жидкость-вино, пиво, мед и др., которые возливались и пились из таких сосудов, символизировала и кровь животного, во всяком случае, в ритуале. В целом, возлияние жидкости (ритуального напитка) из зооморфного сосуда приравнивалось к жертвоприношению в ритуале соответствующего животного. Обязательным элементом обрядовой практики является общественная трапеза, которую совершали участники ритуала, эта трапеза представляет собой форму жертвоприношения. Одной из форм или видов пиршества являлось ритуальное питье. Оно связано с культом предков, с идеей бессмертия, вечного возрождения.
Слайд 47Различные образцы нашивных бляшек.
Западный Казахстан.
Пронизи, декорированные изображениями архаров.
Жалаулинский
клад. Семиречье.
VІІ-VІ в.в. до н.э.
Слайд 48Удивительны переплетения фитоморфного орнамента на золотых бляхах.
ХІІІ-ІV в.в. Случайная
находка. Чингельды. Семиречье.
В VI в. в евразийских степях сформировался тюркский
каганат, который в 576 г. занимал территорию от Маньчжурии и Желтой реки до Каказа и Боспора Киммерийского. Каган, опираясь на племенную аристократию, стоял во главе эля, который выполнял функции военного руководителя, поддержания боевой мощи армии, организации военных походов, удержания в подчинении покоренных народов.
Золотые короны тюркских императоров символизировали абсолютную власть, дарованную верховным божеством. Корона Бильге кагана, также подчеркивающая небесную сущность тюркского владыки, декорирована изображением орла и украшена вставками из драгоценных камней. В ней органично сочетается благородство металла, великолепие самоцветов, форма короны и демонстрируется мощь не только кагана, но всего тюркского эля. Этот полдинный шедевр древнетюркского искусства показывает, насколько ценилось благородство сияющего металла.
Возможно, с целью придать особую торжественность, сияние, великолепие строению, в орнаментации изразцов из городища жайык в Западном Казахстане использовали золото. Знечение здесь имело и органическое сочетание цветов-золота и голубого (синего) и орнамантальный мотив, имеющий глубокие корни и наделенный определенным смыслом. Вероятно, он связан с древними представлениями о роли солнца, с почитанием солнца.
Слайд 49Перстень с напайкой из шариков зерни, передающий утонченный вкус древнего
зергера.
IV-ІІІ вв. до.н.э Байте, Устюрт
Ғажайып өрнекті бұйым қазақ жерін
мекенденген тайпалардың үздік өнерін көрсетеді.
XII-XIV ғ.ғ. Шынгелді. Жетісу.
Удивительны переплетения орнамента на золотых бляхах.
XII-XIV в.в. Случайная находка.
Чингельды. Жетісу.
Қазақ даласынан табылап жатқан археологиялық ескерткіштер өз ғажайыптарымен әлемді таңқалдырып келеді. Бұлардың барлығы – көне тарихымыздың куәлары.
Слайд 50Өсімдік әсем өрнекпен безендірілген ғажайып бұйым.
Оңтүстік Қазақстан.
Накладка, сплошь покрытая
растительным орнаментом. Южный Казахстан.
Для древнетюркского общества важнейшее значение имели воинская
доблесть, удачливость, смелость воинов-мужей, доказавших свое умение в походах и на охоте. Это прослеживается в погребениях представителей тюркской аристократии, чей титул и положение определяли место в обществе, передавались по наследству, богатство добывалось оружием. Они отличаются великолепно украшенными предметами вооружения и богато снаряженным верным конем. По Степи разбросаны древнетюркские курганы и ограды, поминальные комплексы, величественные изваяния. Памятники отличаются четкой конструкцией, продуманностью сооружений, планомерной организацией пространства. Редко кого могут оставить равнодушными древнетюркские некрополи и святилища с молчаливыми изваяниями.
Шумит ветер, волнуется ковыль; герои, батыры, доблестные предки, доказавшие право быть навечно запечателенными в камне своим оружием, безмолвно озирают бескрайнюю степь или горные долины, когда-то подвластные им.
Слайд 51Случайная находка с городища Отрар
Өсімдік әсем өрнекпен безендірілген алтын тостаған.
XIII -XIV ғ.ғ. Шынгелді. Жетісу.
Золотая чаша, орнаментированная растительными мотивами.
ХІІІ-ХІV
в.в.
Случайная находка. Чингельды. Семиречье.
Декоративные элементы сосуда в виде подвесок с фитоморфным орнаментом.
Слайд 52Оргинален декор восьмерковидной эастежки, состоящий из различного сочетания геометрических мотивов,
выпуклых точек, сквозных отверстий, бирюзовых и сердоликовых вставок.
Казахский Алтай.
Традиционно
излюбленным металлом казахов считается серебро. Однако, как и в предшествующие эпохи зергеры использовали прием золочения серебрянных изделий. В декоре этих ювелирных украшений гармонично сочетаются и геометрические и фитоморфные мотивы. Особую привлекательность и изящность изделиям придают минатюрные коралловые бусинки.
Казахский Алтай.
Койлыкский клад. Семиречье.
Слайд 53В подвеске отразились некоторые элементы идеологических представлений казахов, здесь вместе
с архаичными изобразительными премами, прослеживаемыми в подвесках в виде бутонов
на длинной цепочке, декорированными спиралевидными завитками, запечатлены символы, знакомые каждому мусульманину-полумесяц и звездочка. По канонам ислама считалось, что серебро-благородный металл, обладает защитными функциями, оберегающими здоровье человека.
Казахский Алтай.
Форма и декор сложносоставного женского укаршения отражает трепетное отношение к образу матери, хранительницы семейного очага. Смысл и предназначение предмета глубоко символичны. Интерес представляют и повески, и цветовое сочетание камней, и орнаментальное оформление основных элементов украшения треугольной формы, ограниченных по контуру бордюром и заполненных архаичными орнаментальными мотивами, составленными из зигзагообразных линий, ложных жгутов, бытовавших в искусстве населения эпохи бронзы и древних кочевников.
Казахский Алтай
Слайд 54Менялись этносы, возникали и рушились государства, но незыблемой в истории
оставласьь традиция изготовления и использования золотых изделий в повседневном быту
и в жизни, а также функция золота как эквивалента таварообмена, мерила богатства и т.д. Они ьыли наполнены определенным смыслом и использовались не прсто как украшения, а как своеобразные знаки-символы, специфические атрибуты, отражавшие глубинное содержание сложной системы мировозрения, идеологию, социальный статус и этническую принадлежность владетеля.
Люди всегда мечтают о вечном и прекрасном, к жизни и преодолению смерти, стремятся к каим-то идеалам и, быть может, в почитании этого благородного металла отразилось желание соединить прекрасное и нетленное. Анализ золотых изделий, найденных при археологических раскопках, свидетельствует о том, что интерес к этому благородному и роковому металлу никогда не иссякал, а наоборот возрастал по мере усложнения и развития человеческого сообщества.
ІV глава.
Заключение.