Слайд 1Приемы технологии развивающего обучения
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Выполнила студентка
Ш-32 группы
Шахова Александра
Ейск, 2019
Слайд 2В основе любой методической системы лежат педагогические приемы – наиболее
простые по своей структуре способы воздействия учителя на учащихся. Любой
прием хорош только тогда, когда применяется в нужном месте и в нужное время. Дело в том, что педагогические приемы зависят не от применяемых средств обучения, а от конкретной педагогической ситуации.
Слайд 3РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ + РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ + РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ +
МОТИВАЦИЯ = ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Слайд 4Приемы развития внимания.
Вниманием называется направленность сознания личности на какой-либо объект
и сосредоточенность на нем. В психологии традиционно принято различать такие
качества, определяющие индивидуальные свойства внимания: избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.
Слайд 5Развитие внимания тесно связано еще с одним человеческим качеством -
наблюдательностью. Умение наблюдать дает возможность уверенно ориентироваться не только в
учебном материале, но и в окружающей человека природе, более полно воспринимать предметы и явления, подмечать их внешние и внутренние особенности. Наблюдательность и внимание у различных людей проявляются по-разному. Известно четыре типа восприятия и наблюдения:
- синтетический (объект наблюдения воспринимается как единое целое, без дифференциации на отдельные составляющие);
- аналитический (объект наблюдения воспринимается как сумма отдельных составляющих его деталей);
- аналитико-синтетический (восприятие объекта и в целом, и через детали);
- эмоциональный (объект наблюдения оценивается не на логическом, а на эмоциональном уровне).
Слайд 6 «Найди ошибку». Этот прием рекомендую использовать во время объяснения, когда нужно
добиться сосредоточенного внимания класса на учебном материале
«Парадокс». Суть этого приема сводится
к тому, что перед началом объяснения нового материала педагог вспоминает некий парадоксальный случай или рассказывает о загадочном происшествии
«Светофор». Память надо не только развивать, но и контролировать ее. Суть этого приема состоит в особом способе организации устного опроса. После того как задается вопрос, каждый ученик поднимает над головой карточку, приготовленную заранее. Одна сторона карточки окрашена в красный цвет, другая - в зеленый.
«Провокационный вопрос». Как известно, есть вопросы, не имеющие ответов, поскольку за ними кроются факты несуществующие. В то же время ученики, невнимательно следящие за ходом урока, могут попытаться найти на него ответ. Вообще, данный прием хорош тем, что приучает школьника осознанно воспринимать речь учителя, следить за логикой изложения нового материала и за излагаемыми фактами
Слайд 7Приемы развития памяти.
Памятью называют психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения
прошлого опыта. Как следует из определения, запоминание - это процесс, состоящий
из трех последовательных стадий: запоминания, сохранения и воспроизведения. В реальности есть еще и четвертая стадия - узнавание. Если одна из этих стадий из процесса по какой-то причине выпадает, педагог делает вывод, что у ребенка плохая память.
Слайд 8 «Волшебная буква». Ученикам предлагается за определенное время написать как можно больше
терминов по предмету, начинающихся на заданную букву.
«Ответ по опорным словам». Как
известно, не у всех учеников хорошая память. Иногда отвечающему у доски нужно помочь. Сделать это можно с помощью опорных конспектов или опорных слов. Педагог объявляет заранее, что при ответе ученик обязательно должен использовать слова, написанные на доске. Обычно в качестве опорных используются ключевые слова темы, чтобы они могли служить для ученика подсказками.
«Что это?». Суть приема состоит в том, что обучающиеся называются признаки, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь.
«Кроссворд». Кроссворды известны учителям давно. Их используют на уроках для лучшего усвоения терминологии.
Слайд 9Приемы развития логического мышления.
Человеческое мышление при всей своей сложности базируется на
относительно ограниченном наборе мыслительных операций, так или иначе связанных с
понятиями.
Слайд 10 «Лестница». Этот прием целесообразно использовать при работе с понятиями. Понятия подразделяются
на два различных класса - понятия общие и единичные. Общие
понятия охватывают целую группу однородных предметов и явлений, а единичные относятся к конкретному объекту и отражают его своеобразие. Прием «Лестница» проверяет способность ученика ранжировать единичные или общие понятия.
«Почта». Этот прием можно применять в разных классах. Ученик получает несколько конвертов с разными адресами и набор карточек, которые ему надо разложить по этим конвертам, соблюдая заданные условия. Например, на обобщающем уроке Окружающего мира по теме «Гидросфера» ученик получает три конверта. На одном из них написано «Море», на втором - «Озеро», на третьем - «Река». Рядом лежат 12 карточек, которые ему нужно разложить по конвертам.
«Согласен - не согласен». Ученики пишут в столбик цифры от 1 до 10. Затем учитель зачитывает список из десяти предложений, каждое из которых содержит в себе некую законченную мысль. Мысль может быть как истинной, так и ложной. Ученик должен оценить истинность услышанного.
Слайд 11Приемы мотивации учащихся.
Мотивами называются мысли, стремления и чувства человека, связанные
с осознанием им тех или иных потребностей и побуждающие его
к определенной деятельности. В любой деятельности ученика может интересовать или сам процесс деятельности, или ее конечный результат. В связи с этим можно выделить четыре типа мотивов:
- стремление к результату;
- стремление к самой деятельности, независимо от результата;
- стремление использовать данную деятельность для получения побочного результата;
- стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет).
Зная эти четыре варианта мотивации, можно предложить систему стимулов. Так, если ученик ориентирован на прямой или побочный результат, то стимулом может служить оценка или даже простое словесное поощрение со стороны учителя.
Слайд 12 «Вторая половина». Перед уроком готовится набор карточек по количеству учеников в классе.
Карточки двух видов: с вопросами и с ответами. На каждый
вопрос есть правильный ответ, который учащимся надо найти.
«Узнай меня». Этот прием представляет собой особую форму загадки. На доске вывешивается большой плакат, который закрыт несколькими листочками и детям не виден. На каждом листочке написан вопрос. Если играющий отвечает на него, он получает право снять листок и увидеть часть изображения.
«Мели, Емеля». Этот прием развивает монологическую речь учащихся, учит их ориентироваться в неожиданных ситуациях и одновременно сообщает уроку характер психологического тренинга. К уроку готовится несколько карточек. Ученик наугад вытаскивает её и после пятиминутной подготовки должен прочесть для всего класса мини-лекцию о выбранном объекте. Временной интервал этой лекции ограничен 2-3 минутами. Если ученик не смог проговорить все заранее обусловленное время, считается, что он с заданием не справился.