Слайд 2 Дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание,
организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его
общими целями и закономерностями.
Слайд 3 Разработка принципов велась уже несколько веков назад.
Впервые заговорил и попытался сформулировать принципы обучения великий педагог Ян
Амос Коменский. В своем труде «Великая дидактика» он называл их основоположениями, на которых должен строиться весь педагогический процесс.
Слайд 4 К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения
так:
- своевременность,
постепенность,
постоянство,
твердость усвоения,
ясность,
самодеятельность учащихся,
отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости.
Слайд 5 Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграл
и К. Д. Ушинский. Он выделяет ряд принципов, используемых в
современной дидактике:
1. Принцип сознательности и активности
2. Принцип прочности знаний
3. Принцип народности
4. Принцип доступности
5. Принцип связи теории с практикой
6. Принцип наглядности обучения
Слайд 6Принцип сознательности и активности в обучении
Данный принцип
заключается в целенаправленном восприятии учебного материала, их осмыслении, творческой переработке
и применении. Он вытекает из целей и задач современной школы, призванной готовить активных и самостоятельных членов общества, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу.
Сознательность рассматривается в двух аспектах: как понимание изучаемого и как сознательное отношение к учению.
Принцип сознательности и активности требует осмысления изучаемого материала, понимания причин
возникновения различных явлении, умения сознательно применять знания на практике.
Слайд 7Принцип прочности знаний
Способность учащегося при необходимости
воспроизвести изученное и воспользоваться знаниями на практике, т.е. прочность –
это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом и заключается главная особенность данного принципа.
Прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
Слайд 8Принцип народности обучения
Принцип народности связан и
с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви
к родине, своему отечеству, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни.
Данный принцип реализуется с помощью таких предметов, как: история, технология, география, обществознание и т.д.
Слайд 9Принцип доступности обучения
Принцип доступности требует, чтобы
обучение строилось на основе учета возрастных возможностей учащихся и соответствовали
уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний. С его помощью регулируется уровень сложности учебного материала, определяется выбор метода изложения его на уроке, правильная дозировка домашних заданий. Слишком упрощенное содержание обучения снижает его развивающие и воспитательные возможности.
Я. А. Коменский говорил: «Всё подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте».
Слайд 10Принцип связи теории с практикой
Главная особенность данного
принципа – это закрепление теории на практике.
При обучении практика служит главным образом для:
- углубления понимания учащимися теории,
- для закрепления,
- применения,
- проверки усвоенных знаний.
Слайд 11Принцип наглядности обучения
Ввел в процесс обучения Я.
А. Коменский, назвав его золотым правилом дидактики.
Демонстрация
наглядного пособия должна происходить в ходе изложения учебного материала только в тот момент, когда это необходимо.
Наблюдениями учащихся нужно руководить, чтобы сконцентрировать их внимание.
Используя наглядные пособия важно знать меру, их переизбыток приведет к рассеиванию внимания, что ухудшит усвоение материала.
Слайд 12«Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно:
видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи -
обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
В соответствии с этим правилом на протяжении трех веков ведут учителя обучение учащихся в школах.
Слайд 13 Только целостное применение принципов обучения позволит успешно
решать задачи современной школы.
Нельзя придерживаться только одного
принципа, т.к. это ведет к снижению эффективности обучения.