я
всех
знаний,
Образование, ориентированное на прошлое - свод ответов на вопросы,
приоб рет
аемых через об разовательные каналы , –
которые когда-то стояли перед человечеством. Это “кладбище вопросов”
иллю зия
зав ершенности.
Когда
исслед ователь
Содержанием этого образования является совокупность ДИСЦИПЛИН,
находится in statu pupillari [на положении ученика (лат .)]
по отношению к любой научной дисциплине, он должен
верит ь в разрешенность всех ее в опросов, пот ому ч то
его учител я и учебники считают их решенными»
(Р.Дж.К оллингвуд ).
каждая из которых - ничто иное как “похоронный ритуал” для той или
иной группы вопросов. Образование, ориентированное на будущее,
осуществляется в контексте вопросов, ответы на которые еще не даны,
более того, которые частью еще и не поставлены. Это образование,
тестирующее культуру на ответчивость, и содержанием его являются
ВОПРОСЧИВОСТЬ и ОТВЕТЧИВОСТЬ.
«Разум не д ейс твует
инстинктивно, а нуждается в
испытании, упражнении и обучении,
дабы постепенно продв игат ься от
одной ступени проницательност и к
другой … [Поэтому] нужен, быть
может, необозримый ряд
покол ений, которые
последоват ельно передав али бы
друг другу свое просвещение,
дабы, наконец, довести зад ат ки в
нашем роде до т ой степени
развития, которая полностью
соотв ет ствует ее [природе] ц ели»
(И.Кант ).
Тренды
школа,
образование
Вызовы
Возможности
Проблемы,
stopper
Ставки
«Ст ало
понят ным,
чт о
одной
из
самых
кардиальных
трансформац ий в области образовани я станет его футуриз ация.
Футуризаци я образовани я … – не просто какое-т о новое направление в
Образование, ориентированное на будущее - часть
глобальной ИГРЫ, в которой человечество делает
ставки, отвечает на вызовы, пытается оседлать
тренды, реализует возможности, преодолевает
проблемы. Это образование, осуществляемое в
контексте вызовов, трендов, проблем, ставок,
возможностей. ПРОШ ЛОЕ В Э ТОЙ ИГРЕ
ОБНАРУЖИВАЕТ СЕБЯ КАК ОПЫТ И ЛАБОРАТОРИЯ
ОТВЕТЧИВОСТИ.
современном образ овании и да же не его моде рниз ация. … Эт о
принципиально новая форма … инноваци онного образования, [эт о]
наполнение сод ержания об раз ования факт ора ми и мотивами
будущего. Что собой пред ставл яет современное образование, … м ы
все прекрасно знаем. Это — очень инерци онная, консервативная
система. … Необходимо превратить т акое отста ющее об разовани е в
образ ование, кот орое бы обеспечивал о дост ижение целей уст ойчивого
развития. Для этого с одержание образование должно перест авить
акценты и инт ересы с прошлого и отч асти настоящего в ст орону
будущего. Эт от процесс см ещения акцент ов в образ овании я и
называю футуриз ацией».
А.Д .Урсул, науч ный руководитель Гуманит арно-э кологического
инстит ут а, академи к РАЕН и А Н М ол давии
5