Слайд 1Секция «Проектирование учебного плана и программ дисциплин в области начального
образования
Руководители секции:
Гуружапов Виктор Александрович - зав. Кафедрой педагогической психологии Московского
городского психолого-педагогического университета
Зиновьева Татьяна Ивановна - декан факультета начальных классов Московского городского педагогического университета
Шитякова Наталья Павловна - декан факультета начальных классов Челябинского государственного педагогического университета
Слайд 2Задачи секции (в жанре круглого стола)
выработать общие требования к основной
образовательной программе (ООП) и содержанию программ дисциплин подготовки педагогов-психологов начальных
классов в рамках психолого-педагогического направления в соответствии с новым стандартом общего начального образования;
обменяться мнениями и дать анализ существующих программ (специалитет) с точки зрения учета как положительного, так и отрицательного опыта;
провести дискуссию о соотношении содержания бакалаврской и магистерской программ;
Создать межрегиональную группу по разработке ОПП и примерных ОП
Подготовить резолюции по итогам работыи секции .
Слайд 3Особенности стандарта начального образования 2-поколения как фундаментальной ступени общего образования
Нацеленность
учебно-воспитательного процесса на организацию разнообразных видов деятельности и психическое развитие
детей
Ориентация педагогической деятельности на привитие ученикам универсальных учебных действий и освоение ими фундаментального содержания основных учебных дисциплин
Учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей учебной деятельности учеников (индивидуальные образовательные траектории)
Понимание нач. образования как сферы коллективных усилий образовательной общественности по культурной адаптации детей к разнообразным условиями современной социальной жизни
Слайд 5Компетенции выпускника в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования
(ПКНО):
способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность
младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1);
способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2);
способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории учащегося (ПКНО-3);
готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);
готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность учащихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПКНО-5);
готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к обучению в основной школе (ПКНО-6);
готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);
способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).
Слайд 6Требования к ООП
Фундаментальность
Нацеленность на понимание сущностных связей обучения и психического
развития детей
Гибкость (возможность обновления содержания дисциплин, учета вариативности начального образования,
многообразия особенностей психического развития детей, возможность выбора студентами индивидуальной образовательной траектории)
Учет достижений отечественной и зарубежной теории и практики начального образования
Нацеленность на формирование профессиональных компетенций и креативное развитие студентов
Изучение теоретических дисциплин в единстве с практическим освоением методов работы с детьми
Обеспечивать возможность обращения к современным информационным ресурсам
Слайд 7Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть 26 – 30
и 12 – 14 кредита.
Дисциплины: История, Философия, Иностранный язык,
Русский язык и культура речи,
Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире, Экономика
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) 14 – 16 кредита. Дисциплины: История, культура, экономика и география региона, Юридические основы современного образования.
Слайд 8Математический и естественнонаучный цикл. Базовая часть12 – 18 и 6
– 10 кредитов.
Дисциплины: Математика, Современные информационные технологии, Анатомия и
возрастная физиология, Основы педиатрии и гигиены.
Слайд 9Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть. 158 – 164 и 40–50
кредитов.
Дисциплины: Безопасность жизнедеятельности.
Модуль 0 . Проектно-аналитическая деятельность учителя нач. классов.
Модуль 1.«Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности»
Общая и экспериментальная психология;
Теории обучения и воспитания;
История педагогики и образования;
Поликультурное образование;
Социальная психология;
Психология развития;
Клиническая психология детей и подростков;
Дефектология;
Социальная педагогика.
Модуль 2.«Психология и педагогика развития детей»
Психология дошкольного возраста;
Образовательные программы для детей дошкольного возраста;
Психология детей младшего школьного возраста;
Образовательные программы.
начальной школы;
Психология подросткового возраста;
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся.
Модуль 3 «Методология и методы психолого-педагогической деятельности»
Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований;
Психолого-педагогическая диагностика;
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса;
Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
Слайд 10Вариативная часть учебного плана бакалавра.
110–118 кредита
Модуль 0 (базовый) .
Проектно-аналитическая деятельность педагога.
Модуль 1. Фундаментальные основы и содержание деятельности
учителя в области начального математического образования.
Модуль 2. Фундаментальные основы и содержание деятельности учителя в области начального языкового образования.
Модуль 3. Фундаментальные основы и содержание деятельности учителя в образовательной области «Окружающий мир».
Модуль 4. Фундаментальные основы и содержание деятельности учителя в образовательной области «Филология».
Модуль 5. Культурно-исторические и технологические основы дисциплин эстетического цикла.
Модуль 6. Основы духовно-нравственного воспитания детей.
Модуль 7. Организация внеучебной деятельности учащихся.
Слайд 11Модуль 1. Проектно-аналитическое содержание деятельности учителя начальных классов
Психолого-педагогические основы организации
учебной деятельности младших школьников и формирования универсальных учебных действий.
Современные контрольно-измерительные
методы диагностики учебного процесса.
Практикум по сценированию уроков на основе современных УМК. – 8-10
Психолого-педагогические риски обучения и воспитания современных детей
Методы работы с одаренными детьми
Методы работы с малоуспевающими учениками и детьми риска
Слайд 12Модуль 2. Фундаментальные основы содержания начального образования.
Логико-предметные основы содержания математики
в современной начальной школе.
Научные основы содержания естествознания в начальной школе.
Лингвистические
основы курса родного русского языка в начальной школе.
Лингвистические основы курса русского языка (неродного) в начальной школе.
Лингвистические основы курса родного (не русского языка) в начальной школе.
Слайд 13Модуль 3. Культурно-исторические и технологические основы дисциплин эстетического цикла.
Общие
эстетические и филологические основы курса литературного чтения в начальной школе
Эстетическое
содержание и основы технологии изобразительной деятельности и художественного труда в начальной школе
Основы музыкального и хореографического развития младших школьников.
Слайд 14Модуль 4. Основы индивидуального психического и физического развития детей
Комплексная система
охраны психического и физического здоровья детей
Методы физического развития младших
школьников.
Типология траекторий психического развития детей и варианты индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Педагогическая работа с детьми, имеющими проблемы психического развития.
Слайд 15Модуль 5. Нравственное воспитание и организация внеурочной деятельности
Методы организации внеурочной
деятельности и музейная педагогика.
Психолого-педагогические основы общения учителя с учениками и
их родителями
Практикум по методам сплочения коллектива класса