Слайд 1Профилактика и преодоление неуспеваемости обучающихся
Слайд 2Работа по преодолению неуспеваемости обучающихся включает:
Выявление причин неуспеваемости;
Индивидуальный план работы
по ликвидации пробелов в знаниях.
Слайд 3Учитель-предметник:
Индивидуальная работа на уроке в соответствии с рекомендациями психолога;
Рекомендации родителям
по оказанию помощи ученику;
Индивидуальные дополнительные занятия;
Организация работы консультантов по предмету;
Индивидуальное
консультирование.
Слайд 4Причины неуспеваемости
Внутренние по отношению
к школьнику
Недостатки
биологического
развития
Недостатки
психического
развития
личности
Недостатки
воспитанности
личности
1.Дефекты органов чувств.
2.Соматическая ослаблен-
ность.
3.Особенности ВНД,
отрицательно влияющие на
учение.
4.Психопатологические
отклонения.
1.Слабое развитие
эмоциональной сферы.
2.Слабое развитие
воли.
3.Отсутствие
познавательных
интересов, мотивов,
потребностей.
1.Недостатки в развитии
качеств личности.
2.Недостатки в
отношении к
учителям, коллективу,
семье.
3.Недостатки в
трудовой
воспитанности.
Слайд 5Внешние по отношению
к школьнику
Недостатки
образования
личности
Недостатки
опыта
влияний
школы
Недостатки
влияний
внешкольной
среды
1.Пробелы в
знаниях и
специальных умениях.
2.Пробелы в навыках
учебного труда.
1.Недостатки процесса
обучения,
учебных
пособий и пр.
2.Недостатки
воспитательных
влияний школы.
1.Недостатки влияний
семьи.
2.Недостатки влияний
сверстников.
3.Недостатки влияний
культурно-производствен-
ного окружения.
Причины неуспеваемости
Слайд 7В процессе контроля за подготовленностью обучающихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно
вызывающих у школьников наибольшие затруднения;
Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые
учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении;
Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки;
По окончании изучения темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьников, выявлять причины отставания.
Слайд 8При изложении нового материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания
учащимися основных элементов излагаемого материала;
Стимулировать вопросы со стороны учащихся при
затруднениях в усвоении учебного материала;
Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний;
Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
Слайд 9В ходе самостоятельной работы
учащихся на уроке
Подбирать для самостоятельной работы
задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала,
стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта;
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при устных ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы;
Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях;
Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность;
Учить умениям планировать работу, выполнять её в должном темпе и осуществлять контроль.
Слайд 10При организации самостоятельной работы
вне класса
Обеспечить в ходе домашней работы
повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих
обычно наибольшие затруднения;
Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками;
Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками;
Согласовывать объём домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Слайд 11Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему ученику
1. Помощь в
планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для
ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и прочее).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и другое).
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашний заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и другое).
5. Различные формы взаимопомощи.
6. Дополнительные занятия учителя с учеником.
Слайд 12Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Слайд 13Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
Снижение темпа опроса, разрешение дольше
готовиться у доски;
Предложение учащимся примерного плана ответа;
Разрешение пользоваться наглядными пособиями,
помогающими излагать суть явления;
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
В процессе контроля за подготовленностью обучающихся
Слайд 14 При изложении нового материала
Применение мер поддержания интереса к усвоению
темы;
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания
ими учебного материала;
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.;
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
Слайд 15В ходе самостоятельной работы
учащихся на уроке
Разбивка заданий на дозы,
этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
Ссылка на аналогичное задание,
выполненное ранее;
Напоминание приема и способа выполнения задания;
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
Слайд 16При организации самостоятельной работы
Выбор для слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений,
а не механическое увеличение их числа;
Более подробное объяснение последовательности выполнения
задания;
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Слайд 17Меры предупреждения неуспеваемости ученика
Всестороннее повышение эффективности каждого урока!
Формирование познавательного интереса
к учению и положительных мотивов!
Индивидуальный подход к учащемуся!
Специальная система домашних
заданий!
Усиление работы с родителями!
Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение!
Слайд 18Памятка для работающих
с неуспевающими учениками
Фамилия, имя, отчество ученика.
Класс.
По каким
предметам не успевает.
Поведение ученика.
Причины, которые привели к плохой успеваемости.
Какие средства
(дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.
Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
Сколько времени уже длится эта работа.
Какие результаты наблюдаются, есть ли результаты работы.
Слайд 19«Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не
очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая
плодов.»
Лихтенберг Г.
Слайд 20Классный руководитель:
Своевременный контроль успеваемости ученика по классному журналу;
Своевременное информирование родителей;
Контроль
посещаемости;
Работа с родителями по созданию необходимых для обучения условий.