Слайд 1Психолог МОУ СОШ № 14
Жолчева Гульфия Муратовна
Психолого-педагогический анализ особенностей
адаптации первоклассников к школе
Слайд 2
Трудности адаптации переживает каждый ребенок, так как возникает ряд новых
условий. Новый режим, новые требования, новое окружение, множество правил, которые
надо запомнить, - все это надо усвоить, принять, приспособить к себе. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил.
Слайд 3Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им
сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно
не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии.
Процесс адаптации сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу.
Слайд 4Трудности первоклассника
Трудности, связанные с новым режимом дня;
Трудности адаптации ребенка
к классному коллективу;
Трудности во взаимоотношениях с учителем;
Трудности , обусловленные завышенными
требованиями со стороны взрослых.
Слайд 5Адаптация к школе имеет две стороны: физиологическую и психологическую.
Организм
должен привыкнуть работать в новом режиме это и есть физиологическая
адаптация.
Слайд 6
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
Первые 2-3
недели называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией». Это самое тяжелое
время для ребенка. В этот период на все новые воздействия, организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
Слайд 7Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые,
близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
После этого наступает
период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Слайд 8
Психологическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности
и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который
(процесс) позволяет индивиду удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности, его поведения, требованиям среды.
Слайд 9Таким образом, процесс адаптации ребенка в школе сложен и физически,
и психологически, от его благополучия в значительной мере зависит успешность
дальнейшей социальной деятельности ребенка.
Поэтому необходимо время и благоприятные условия, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности.
Длится он от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника:
-от умения ребенка устанавливать контакт с окружающими;
от личностных особенностей (характер и темперамент)
- от уверенности в себе, в своих силах, возможностях и способностях
-от степени адаптированности ребенка;
-от уровня развития произвольной регуляции, поведения и организованности ребенка и т д.
Слайд 10Выделяют 3 уровня адаптации детей к школе.
1 Высокий уровень
адаптации: первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, воспринимает адекватно
учебный материал и легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилежен, внимателен, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение.
Слайд 112 Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, ее
посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель
излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, бывает сосредоточен только тогда когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда), общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
Слайд 123 Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или индифферентно относится к
школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения
дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового решения задач по образцу требуется значительная помощь учителя и родителей, общественные поручения выполняются под контролем без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Слайд 13Результаты диагностики адаптации
1 классов
Слайд 14
Причины, приводящие к дезадаптации
неполная семья
отсутствие или низкий уровень образования
родителей
неправильные методы воспитания в семье
функциональная и психологическая неготовность к обучению
в школе
неадекватное осознание своего положения в группе сверстников
наличие тревожности у ребенка, которая сформировалась еще в дошкольном возрасте под воздействием конфликтных ситуаций в семье
Слайд 15низкая готовность к школе;
несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;
отсутствие
мотивации, «внутренней позиции школьника»;
неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);
чрезмерная требовательность
родителей;
гиперопека со стороны родителей .
Слайд 16
При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает
дезадаптация.
Слайд 17Что же влечет за собой дезадаптация?
Школьная дезадаптация приводит к снижению
учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных
форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.
Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния и способствовать устранению имеющихся проблем у ребенка.
Слайд 18«Портрет дезадаптированного ребёнка»
(работа в группах)
Учителя делятся на группы и
в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать
ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на листочках. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, психолог в конце подводит итог.
Слайд 19
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
Стремление отвлечь
взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелание
заводить новых друзей.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Слайд 20Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Неадекватные поведенческие реакции на замечания
и реплики, грубость.
Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
Снижение успеваемости,
потеря интереса к учебе .
Слайд 21высокая тревожность самих родителей;
несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
наличие серьезных
хронических заболеваний;
чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор).
Слайд 22 Рекомендации
Надо помнить, что
процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе,
от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Необходимо использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятие мышечного тонуса.
Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться
Слайд 23Положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в
том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы
почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.