Слайд 1«Способность аргументировать
как один из новых
образовательных результатов»
Слайд 2«Мало сказать, что способность аргументировать как один из новых образовательных
результатов, нужно это доказать. В противном случае – нам грозит
гибель под толщей каверзных вопросов»
Высказывание может быть эффективным, лишь при условии отличной аргументированности положений, выдвигаемых в высказывании.
Слайд 3Способность аргументированно, доказательно отстаивать свою точку зрения - одно из
условий успешной коммуникации в современном мире.
Аргументация
как метапредметный результат
Слайд 4Способность к аргументации является одним из важнейших метапредметных результатов.
Способность
аргументировать и отстаивать свое мнение начинаем развивать в начальной школе.
Развитие
способности должно происходить постепенно, с учетом эмоциональной, волевой зрелости учащихся.
Аргументация как метапредметный результат должен быть достигнут в основной школе.
Слайд 5Где требуется умение аргументировать?
Требования ФГОС
При итоговой и промежуточной аттестации
( комплексная работа, ВПР, НИКО);
Написание сочинений-рассуждений;
Слайд 6Примеры
(ВПР по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, 4класс)
Напиши сочинение из 7–8 предложений.
Сочинение
пиши чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
4 октября отмечается
Всемирный день
защиты животных.
От чего (кого), по твоему мнению,
надо защищать животных?
Почему для человечества важно
защищать животных?
Слайд 7НИКО
(по окружающему миру, 4 класс)
Какого человека можно назвать другом?
Объясни, почему важно, чтобы у человека были надёжные друзья.
Слайд 8Аргументация – это привидение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо
мысли пред слушателями (читателями) или собеседником.
Те́зис — положение, утверждение, выставляемое
и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении.
Аргументы- это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения- словом, все, что может подтвердить тезис.
Тезаурус
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос
а аргументы отвечают:
почему?,
потому что…
Слайд 9Правила тезиса
Тезис должен быть оспорим, должен нуждаться в доказательстве.
Ясная, четкая,
корректная формулировка.
Тезис должен оставаться один и тот же в течение
спора.
Слайд 10Правила аргументов
Аргументы должны быть убедительными, т. е. сильными, с которыми все
соглашаются.
Латинская пословица говорит:
«Доказательства следует не считать , а взвешивать»
Необходимо продумывать каждое доказательство: насколько оно убедительно для данной аудитории, насколько серьезно.
Тезис без аргументов – мнение.
Тезис с аргументами – ПОЛОЖЕНИЕ.
Слайд 11ТЕЗИС или нет?
Отпуск – это хорошо.
За платье можно отдать большую
сумму.
Зеленые глаза – это красиво.
У нас сегодня много уроков.
Слайд 13Подбор аргументов в защиту тезиса
Самым простым результатом является подбор аргументов
из одного источника (текста) в защиту уже сформулированного тезиса.
«тезис – текст»
Ведущим в этом случае является именно тезис: его следует доказать.
Текст является средством доказательства.
( В тексте учащийся находит фрагменты, подтверждающие тезис.)
Слайд 14ТЕЗИС
Аргумент
Аргумент
Пример
Пример
Учащимся предлагается прочитать тезис (создать высказывание, в котором
они формулируют тезис.)
Подобрать два аргумента из текста в поддержку
данного тезиса.
Кроме того, ученик сопровождает ответ своими примерами в поддержку тезиса.
«тезис – текст»
Слайд 15Умение подбирать аргументы из текста в поддержку предложенного тезиса
Умение
приводить прямые аргументы в защиту тезиса.
(Главная сложность – понять
смысл тезиса. Понимание учащимися смыслового содержания тезиса ведет к более точному отбору истинных аргументов.)
Отличать их от «мнимых» аргументов, не подтверждающих тезис.
(Умение отличать истинные аргументы от «мнимых», не подтверждающих тезис, дает возможность ученику противостоять оппоненту в дискуссии и отстаивать свою точку зрения).
Соотносить полученные знания с примерами из жизненного опыта.
( Подтверждение же тезиса не только аргументами из текста, но и собственными примерами из жизненного опыта доказывает осмысление ребенком содержания предложенного тезиса).
Слайд 16Задание учащимся
Учащемуся предлагается тезис, который необходимо доказать аргументами из приведенного
ниже текста.
В качестве текста предлагается статья учебно-познавательного характера. Объем текста
– полстраницы.
Количество прямых аргументов в тексте должно составлять не менее двух. Кроме этого, в тексте должны присутствовать предложения, которые не доказывают данный тезис.
Ученики получают одинаковый текст, каждый работает индивидуально.
Слайд 17Объект оценивания
Объектом оценивания является созданное учеником высказывание, содержащее данный тезис,
подобранные из текста аргументы и собственный пример, подтверждающий тезис.
Высказывание
по объему должно представлять собой не менее трех полных предложений.
Устное выступление учащегося должно отражать понимание смысла тезиса, умение сопоставлять аргументы из текста со смысловым содержанием тезиса.
Отличать прямые аргументы в поддержку данного тезиса от фактов, не доказывающих тезис, и приводить аргументы в поддержку тезиса, исходя из своих знаний, представлений о мире, своего опыта.
Слайд 18Процедура оценивания
Оценивание работ осуществляется на основе критериев, с которыми педагог
учеников знакомит заранее.
Эксперт фиксирует результаты, заполняет экспертные листы.
По
итогам высказывания эксперт дает учащемуся краткую рецензию на его ответ, где указывает на сильные и слабые стороны высказывания.
Слайд 20Тезис
Дуб — особенное, не похожее на другие, дерево.
Текст
Дуб — удивительное
дерево.
Это крупное лиственное дерево с крепкой древесиной и резными
листьями.
Дуб можно встретить на территории России .Чтобы он вырос в почтенное дерево, требуются многие годы. Часто дубы высаживают для озеленения городов. Но, главным образом, они используются для получения отличной древесины. Древесина дуба тяжелая, твердая, упругая и прочная, с высокой ударостойкостью.
Он распускается позднее других деревьев. Когда лес уже стоит зеленый, один дуб чернеет. Но он дольше всех деревьев не сбрасывает листвы осенью. Когда наступает мороз, листья на дубе свертываются в трубочки. Иногда они держатся всю зиму. Молния ударит в него, и все равно весной распустятся на нем зеленые листочки .
Иногда видишь, что молодые дубки растут очень далеко от дубовой рощи. Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подбирала их и забыла о них, а они проросли.
Слайд 211. Прочитай тезис.
2. Прочитай текст.
3. Из текста выбери два аргумента,
подтверждающих данный тезис. Во время работы с текстом, можешь подчеркивать,
помечать найденные аргументы. Это поможет тебе составить устный ответ.
4. Приведи примеры из собственного опыта, подтверждающие данный тезис. На полях или под текстом можешь кратко обозначить свои примеры из жизни.
5. Составь устный ответ из 3-4 предложений, в которых должен прозвучать тезис, аргументы из текста и свои примеры, подтверждающие данный тезис.
6. Выбери эксперта, он выслушает тебя.
Слайд 22«Текст – рассуждение»
В тексте рассуждение-доказательство имеются 3 части.
В первой
части содержится тезис, то есть утверждение, которое нужно доказать.
Во второй
части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
В третьей части содержится вывод.
Тезис и рассуждение связываются союзами потому что, так как.
Вывод присоединяется к доказательству – рассуждению словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.
Слайд 23Схема рассуждения – доказательства:
1. Тезис
2. Аргументы, примеры (Почему?)
3.
Вывод (Что из этого следует?)
«Текст – рассуждение»
Слайд 24 Текст
Большинство ученых, исследуя действие табачного дыма на организм человека,
пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья
и жизни человека.
В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Особенно опасно курение для детей. В дыме сигарет содержится синильная кислота, которая вызывает болезни сердца, легких, сосудов. У курящих детей начинают портиться зубы, ухудшается зрение, появляется утомляемость.
Поэтому, если ты не хочешь быть больным, то не кури. Ведь курить – здоровью вредить”.
Задание
Прочитайте текст.
Из первого абзаца текста выбери тезис.
Из второго абзаца текста выбери два аргумента и примеры подтверждающих данный тезис. Во время работы с текстом, можешь подчеркивать, помечать найденные аргументы. Это поможет тебе составить устный ответ.
Какой вывод содержится в тексте?
Слайд 26Аргументация двух противоположных тезисов
Аргументация при наличии адресата
В нашем случае,
это обоснование противоположных тезисов.
Учащиеся должны привести не менее трех аргументов
в пользу того и другого высказывания, что значительно усложняет их задачу.
На разных возрастных этапах логические операции проявляются в виде различных по сложности уровней.
В младшем школьном возрасте это – объяснение.
Слайд 27тезис →поиск и анализ источников (личный опыт) → аргументы
антитезис → поиск
и анализ источников (личный опыт) → аргументы
Слайд 28Умения
Научиться анализировать и сравнивать различные мнения, сопоставлять противоположные суждения, приводить
доказательства;
Умение понять ту точку зрения, с которой они, возможно, не
согласны, поможет учащимся либо укрепить свою аргументацию в споре, либо начать сотрудничать в разрешении какого-либо жизненного конфликта или проблемы.
Слайд 29Объект оценивания
Письменное высказывание, оформленное в виде таблицы.
Письменные высказывания представляют
собой аргументы к двум противоположным тезисам.
В одном столбце таблицы
– аргументы к первому тезису, в другом – ко второму, к каждому тезису нужно подобрать по 3 аргумента.
Слайд 30Техническое задание учащимся
Перед вами в таблице два противоположных высказывания.
Ваша задача подобрать к каждому из них по 3 аргумента.
Сформулируйте аргументы и подтвердите их примерами, затем запишите их в таблицу.
Слайд 32Процедура оценивания
Учащиеся работают индивидуально или в паре, можно в группе
(дискуссия)
Текст ученики читают самостоятельно.
Результаты работы детей по критериям
оценивают эксперты, они же заполняют оценочный лист, либо учащиеся сами проводят оценку своей работы.
Слайд 34
Оценивание (по уровням)
Максимальное количество баллов – 12 баллов
Высокий уровень -
12-9 баллов
Средний уровень- 8-5 баллов
Низкий уровень – ниже 5 баллов
Слайд 36Аргументы одной стороны
всегда
Кажутся очень хорошими,
пока
не начинает
говорить другая.
Уинстон Черчилль