Слайд 1Учебная дисциплина: Педагогика
Презентация на тему:
«Педагогическое учение Льва Николаевича
Толстого»
г. Мурманск, 2016 год
ФГБОУ ВПО «МАГУ»
Преподаватель:
Панченко Татьяна Владимировна
Кандидат
педагогических наук, доцент кафедры педагогики
Мурманского арктического государственного университета
Автор материала:
Семенова Даниила Николаевна
Студентка 2 курса направления подготовки «педагогическое образование:
Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»
Слайд 2
Граф Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910)
— один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей,
почитаемый как один из величайших писателей мира.
Слайд 3Религиозно-нравственные основы педагогического учения Толстого
Идея непротивления злу насилием, стремление распространять
добро в мире каждым человеком.
Идея нравственной революции, в основе
которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Толстой доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота.
Задача педагогической науки - изучение условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.
Слайд 4Условия нравственного воспитания
развитие наблюдательности;
развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать;
свобода
детской активности и детского творчества;
уважение ребёнка как личности;
протест против угнетения
детей;
уважение к детским недостаткам;
приобщение ребёнка к «религиозному началу».
Слайд 5Теория свободного воспитания
Опираясь на мысль Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе
ребенка, которую портят несовершенное общество и взрослые с их «фальшивой»
культурой, Л.Н. Толстой утверждал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться. Дело учителя — следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила отражение в педагогических статьях Л.Н. Толстого и его учебных книгах для начальной школы.
Слайд 6Физическое и умственное воспитание
Физическое воспитание: совершенствование физических качеств детей, закаливание
организма, развитие физических качеств в народных играх и на природе.
Умственное
развитие: развитие наблюдательности, способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать, творчества. Умственное развитие, связанное с обучением по книгам Толстого.
Слайд 7Яснополянская школа
Яснополянская школа принадлежит к числу оригинальных педагогических попыток: в
эпоху безграничного преклонения перед новейшей немецкой педагогией. Толстой решительно восстал
против всякой регламентации и дисциплины в школе. Всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли прекрасно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.
Слайд 8Крестьянские дети у крыльца сельской школы деревни Ясная Поляна.
Слайд 9Образование
Главная задача обучения и воспитания - развитие творческого мышления. Необходимость
полноценного научного образования.
Единство воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая
знаний, всякое знание действует воспитательно, полагал он.
Соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного учения. Образование должно быть плодотворным, т.е. содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность.
Особую роль уделял таким методам обучения, как слово учителя (рассказ, беседа). Развитие творчества детей: самостоятельная работа, сочинения. Сознательное усвоение знаний. Приучение учащихся к наблюдательности. Широкое использование экскурсий, опытов, таблиц и картин, наблюдение подлинных предметов. Критическое отношение к звуковому методу обучения грамоте.
Слайд 10О деятельности учителя
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Нужно, чтобы ученик
не стыдился учителя и товарищей.
То, чему учат ученика, должно быть
понятно и занимательно.
Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.
Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.
Урок должен быть соразмерен силам ученика.
Слайд 11Вклад в развитие педагогики
Развил теорию свободного воспитания Ж.Ж. Руссо в отечественной педагогике.
Написал одну из первых учебных книг для народной школы.
Создал
самобытную педагогическую систему, построенную на собственных религиозно-философских идеях.
Написал фундаментальные работы в области образования: «Азбука» (1872), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875), «О народном образовании» (1874).
Идеи Л. Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К. Н. Вентцеля, и многих других педагогов конца XIX — начала XX в.
Слайд 12Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогическое_учение_Льва_Толстого
http://studopedia.ru/9_4920_pedagogicheskaya-deyatelnost-lva-nikolaevicha-tolstogo.html
http://tolstoyschool.com