Слайд 1Пути и средства повышения учебной мотивации
Волгоград, 2016
Слайд 5Идеальный учитель
Любящий
Справедливый
Внимательный
Учитель-друг
Терпеливый
Использующий разные формы работы и наглядность
Создающий ситуации успеха
Слайд 8Причины снижения мотивации, зависящие от учителя
неправильный отбор содержания учебного материала,
вызывающего перегрузку или недогрузку учащихся;
невладение учителем современными методами обучения
и их оптимальным сочетанием,
неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;
особенности личности учителя;
не внимание учителей к мотивации ребенка;
акцент на отрицательную мотивацию учеников.
Слайд 9Причины снижения мотивации, зависящие от ученика
низкий уровень знаний;
несформированность учебной
деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;
несложившиеся отношения
с классом;
задержки развития, аномальное развитие.
Слайд 11Возрастная периодизация
Д. Б. Эльконина
Слайд 12Возрастная периодизация
Д. Б. Эльконина
Слайд 13Положительная особенность мотивации в подростковом возрасте
общая активность подростка,
стремление к
самостоятельности,
увеличение широты и разнообразия интересов в сочетании с их
избирательностью и дифференцированностью,
возрастание определённости и устойчивостью интересов и др.
интерес к новым знаниям, закономерностям, а не только фактам,
стремление к самообразованию,
стремлением занять позицию взрослого человека,
акцент на собственную практическую деятельность.
Слайд 14Негативная особенность мотивации в подростковом возрасте
трудность во взаимоотношениях с другими
людьми
отрицательное отношение к готовым знаниям
отсутствие понимания связи учебных
предметов с возможностью использования их в будущем
избирательный интерес к каким-то одним предметам
Слайд 15Внешняя мотивация
зависит от взаимодействия человека с окружающей его средой. Она
основана на поощрениях, наказаниях и других видах стимуляции, которые или
направляют, или тормозят поведение человека.
Слайд 16Внутренняя мотивация
связана с самим процессом деятельности и не зависит от
внешних обстоятельств, т.е. это система самодеятельности и внутреннего контроля, поиска
напряжения и трудностей, сопровождаемых интересом и воодушевлением.
Слайд 17Достижения
Хоппе Ф. «стремление к достижению успеха» и Макклелланд Д. «мотив
достижения» определяют, как устойчиво проявляемую потребность индивида добиваться успеха в
различных видах деятельности.
Хекхаузен Х. мотивацию достижения видел как попытку увеличить либо сохранить наиболее высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может привести либо к успеху, либо к неудаче.
Слайд 20По Л. С. Выготскому
В подростковом возрасте имеет место период разрушения
и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы,
на которой впоследствии развиваются новые интересы.
Слайд 22Способы
Первый (он же основной): поступить в педагогический институт со 100-%
уверенностью, что после его окончания пойдете работать куда угодно, только
не в школу. Тогда все годы обучения в институте по психолого-педагогическому циклу станут приравниваться к годам каторжных работ, и уже к концу второго курса необходимый эффект ненависти будет достигнут.
Слайд 23Способы
Второй: выучить любой учебник по педагогике и не позволить себе
задуматься хоть раз над тем, как реализовать в жизни те
Великие Истины, которые в нем изложены чрезвычайно доходчиво. При этом способе ненависть к профессии появится сразу же, как только начнете работать в школе
Слайд 24Способы
Третий: накрепко уверовав в собственное всемогущество, не читать ни одной
книги по педагогике, не ходить на лекции и другие занятия,
а, взяв за образец для подражания самых ярких представителей учительской тирании из своей родной школы, продолжать их "великое дело" воспитания подрастающего поколения. Ожидаемый эффект будет достигнуть к пенсионному возрасту.
Слайд 25Способы
можно возненавидеть педагогику, но продолжать любить себя (очень) и детей
(тоже очень, но на расстоянии). Тогда можно стать убежденным критиком
"отживших теорий", и от вас будут шарахаться все педагоги-профессионалы.
Слайд 26Способы
Полюбить себя в педагогике, но возненавидеть детей. Тогда ваш путь
может привести в Большую Науку, но при условии, что Вы
сами преподавать не будете, ни одного дня, а дети для Вас станут объектами и субъектами различных экспериментов.