Слайд 2Рабочая программа - документ, созданный учителем на основе примерной или
авторской программы
Структура рабочей программы учебного предмета определяется методическим советом школы
на основе рекомендаций по разработке и утверждению рабочих программ (письмо Министерства образования и науки РТ «О разработке и утверждении рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин( модулей) в общеобразовательных учреждениях» № …)
Слайд 3Основное назначение
Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и
рассчитывается как правило, на учебный год или ступень обучения. Например,
«Рабочая программа биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии».
Слайд 4Основное назначение РП
Рабочая программа позволяет спланировать применение всех необходимых для
проведения уроков материалов, освобождает учителя от рутинной работы.
Слайд 5СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Титульный лист
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета
Требования к
уровню подготовки обучающихся
Учебно-тематический план с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ
и др.
Описание учебно-методического комплекта
Литература и другие средства обучения
Контроль уровня обученности
Дистанционные модули (по 1-2 темы в год)
Слайд 6Титульный лист включает в себя:
- наименование ОУ
-
название предмета
- класс, уровень (базовый, профильный, общеобразовательный, специального
коррекционного обучения)
- год разработки
- гриф рассмотрения, принятия программы школьным или городским методическим объединением,
- гриф согласования программы с руководителем ОУ.
- сведения о составителе программы с указанием должности
- следует также указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа
Слайд 7продолжение
Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические
материалы, в соответствии с которыми (или на основе которых) составлена
данная программа.
Слайд 8В пояснительной записке обязательно следует отразить:
- нормативную базу преподавания данного учебного
предмета
- место учебного предмета в решении общих целей и задач на
конкретной ступени общего образования,
- цели и задачи реализации учебного предмета;
- роль предмета в формировании ключевых компетенций;
-отличие данной рабочей программы от примерной программы, которая дается в качестве опоры, «скелета» индивид. рабочей программы
- межпредметные связи изучения предмета;
- особенности организации учебного процесса по предмету в конкретном ОУ, классе;
- формы контроля, используемые учителем
Слайд 9Продолжение
При необходимости в пояснительной записке следует указать следующее:
- какой раздел
дополнен новыми темами,
- почему увеличено количество часов на тот
или иной раздел, тему, перераспределено количество часов внутри раздела, темы,
- в связи с чем была изменена последовательность изучения учебного материала.
Слайд 10Нормативная база преподавания
Рабочая программа по ________________ составлена на основании следующих
нормативно- правовых документов:
1. Концепции модернизации российского образования на
период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
2. ФГОС ОО
3. Закона Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).
4. Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РТ (приказы Министерства образования и науки РТ ………….).
5. Учебного плана МОУ « СОШ № … на 20…_учебный год.
6. Примерной (авторской) программы (начального общего образования, основного общего образования, среднего ( полного) общего образования) по _____________.
7. Письмо Министерства образования и науки РТ о преподавании учебных предметов РБУП в 2009-2010 учебном году № … от ….
Слайд 11Содержание учебного предмета
Это основная часть программы, строится по разделам и
темам в соответствии с учебно-тематическим планом. Здесь следует опираться на
обязательный минимум содержания основных образовательных программ Государственного образовательного стандарта.
Порядок записи может быть таким:
- следует назвать тему с указанием количества часов, необходимых на её изучение;
- сделать реферативную запись содержания учебного материала, подлежащего изучению, освоению (дидактические единицы);
- прописать виды практических работ (для каждого предмета – свои)
Основное содержание учебного предмета отражено в примерной программе.
Слайд 12УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Здесь раскрывается последовательность изучения разделов и тем
программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из
расчёта максимальной учебной нагрузки.
Отражаются зачёты, контрольные, самостоятельные работы. Форма учебно-тематического плана может меняться в зависимости от особенностей предмета. При планировании курса необходимо учесть количество учебных недель.
Так, например, в 2009-2010 учебном году рекомендована следующая продолжительность учебного года:
для 1 классов - 33 недели;
для 9, 11-ых классов – 34 недели;
для остальных классов – 35 недель
Слайд 13продолжение
Календарно-тематический план составляется на основе рабочей программы.
В электронном
ресурсе «Модель образовательной программы школы» представлено по одному варианту тематического
планирования.
Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии, включает планирование по курсу, цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с ВПС и МП связями, виды учебных занятий.
Слайд 14Требования к уровню подготовки школьников
1.Требования к уровню усвоения учебного материала
должны быть не ниже требований, сформулированных в государственных стандартах образования.
2. Они должны быть распределены по классам, а не охватывать в целом всю ступень обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся прописаны в программах и стандартах. Если учитель составляет программу по курсу, то требования к уровню подготовки учащихся должны быть прописаны по каждому году обучения.
Слайд 15Описание используемого УМК
Включает в себя название, автора УМК, используемый учебник,
рабочую тетрадь, электронный учебник и книгу для учителя, входящие в
данный учебно-методический комплект.
Слайд 16Контроль уровня обученности
В данном пункте программы можно перечислить формы контроля
(диктанты, тесты, творческие задания, контрольные работы), критерии оценки, а в
приложении к рабочей программе можно представить сами КИМ-ы.
Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета
Слайд 17Что значит составить рабочую учебную программу по предмету?
Это значит переработать
и модифицировать примерные программы на основе материала:
сравнить содержание примерных программ
и содержание Государственных образовательных стандартов, посмотреть, все ли дидактические единицы включены в содержание Примерных программ (следует помнить, что выполнение ГОСТов обязательно!);
сравнить содержание авторских программ, по которым вы работали, с содержанием Примерных программ и содержанием ФГОС ОО;
выявить расхождения, зафиксировать их;
добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы;
перераспределить часы на темы и разделы;
составить рабочую программу согласно структуре.
Слайд 18Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка
2. Тематическое планирование
3. Основная часть
Слайд 19Учителю, составляющему рабочую программу следует ответить на следующие вопросы
Что
я хочу, чтобы учащиеся познали, научились делать, какие умения и
способности они должны при этом проявить?
Какие условия и побудительные действия я должен осуществить, чтобы учащиеся проявили опыт и умения, выполнить необходимую работу?
Каковы критерии оценки достигнутых умений учащихся, т.е. как (и какая) должна быть выполнена работа, чтобы я был удовлетворен?
Слайд 20Порядок рассмотрения
Затем рабочая программа рассматривается на заседании методобъединения учителей (результаты
рассмотрения заносятся в протокол), и, при условии её соответствия установленным
требованиям, согласуется с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается директором образовательного учреждения.
Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ учебных курсов и дисциплин устанавливаются локальным актом школы.
Слайд 21Глоссарий
Учебный курс - систематическое изложение какой-либо науки или отдельной её
части, которые в общеобразовательных программах выступают как учебные предметы (например,
история состоит из всеобщей истории и истории России).
Программа (от греч. – объявление, распоряжение) – целостное, краткое изложение содержания какой-либо деятельности; содержание и план деятельности, работ; нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.
Учебная программа
дидактическая модель учебного курса, в которой определено содержание образования и способы организации его усвоения обучающимися;
средство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета, руководящий документ для учебного процесса (по Ф.Б.Сушковой);
документ, определяющий по каждому учебному предмету содержание обучения, объем учебной информации, содержание и объем знаний, умений, навыков, содержание тем и разделов по годам обучения;
учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины или её раздела, части (по В.М.Полонскому).
Слайд 22глоссарий
Рабочая учебная программа
документ, созданный учителем, дающий представление о том,
как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный)
государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении (по О.Г.Важновой);
«лоцманская» программа, разрабатываемая педагогом для себя, которая является интеллектуальной собственностью разработчика, ноу-хау профессионала, выражает его уникальность (по П.Лернеру).