Слайд 1Работа с детьми группы риска
Социального педагога
МКОУ СОШ № 6
Молодшевой
Виолетты Александровны
Слайд 2Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует
особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
Слайд 3К группе риска можно отнести следующих учащихся:
Медицинские:
Имеют хронические заболевания
внутренних органов,
проблемы с органами слуха, зрения, речи,
часто и
длительно болеют,
перенесли сложные медицинские операции,
перенесли стрессы
леворукие дети (левша)
Слайд 4К группе риска можно отнести следующих учащихся:
Социальные:
живут в асоциальной
семье (пренебрежительное или агрессивноеотношение к ребенку),
живут в малообеспеченной семье,
в семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые),
проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса,
самовольный уход из дома.
Слайд 5К группе риска можно отнести следующих учащихся:
Учебно-педагогические:
имеют стойкую неуспеваемость,
пропуски занятий без уважительных причин,
пропускают отдельные предметы без уважительных
причин.
Слайд 6К группе риска можно отнести следующих учащихся:
Поведенческие:
нарушение поведения,
трудности
во взаимоотношениях со сверстниками и родителями,
повышенная тревожность,
употребление наркотических
веществ,
табакокурение,
Токсикомания,
Гиперактивность.
Слайд 7Особенности в развитии детей подросткового возраста
Физическое развитие опережает психическое;
Повышен риск
соматических заболеваний;
Происходит расширение социальных отношений.
Слайд 8Факторы, приводящие детей в «группу риска»
Дисгармоничная семья;
Продолжительные заболевания и тяжелые
травмы;
Неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками;
Слайд 9Задачи:
Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального,
духовно – нравственного, интеллектуального);
Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и
самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
Содействие в поддержке семьи, повышение её воспитательного потенциала;
Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Слайд 10НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социально – педагогическое исследование с целью выявления социальных и
личностных проблем детей всех возрастов;
Защита прав ребенка;
Обеспечение поддержки семье в
формировании личности учащегося;
Консультирование;
Профилактика, коррекция и реабилитация;
Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка;
Организационно – методическая деятельность
Слайд 11Социально – педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных
проблем детей всех возрастов
- проведение социальной паспортизации классов, школы
- изучение
и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся
- социально – педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи.
Слайд 12Диагностическая работа
Ведение карточек изучения личности (личное дело);
Изучение причин отклонений в
поведении;
Обследования условий жизни и взаимоотношений несовершеннолетнего в семье.
Слайд 13Изучение причин отклонений в поведении
Анкета «Изучение личности обучающегося»;
Матрица определения социального
благополучия ребенка;
Методика «Оценка отношения ребенка с классом»;
Методика «Отношение ребенка к
обучению в школе»;
Определение уровня тревожности;
Анкета «Я и мои друзья»
Тест «Ведете ли вы здоровый образ жизни»
Методика «Что беспокоит тебя в жизни больше всего»
Слайд 14Диаграмма определения социального благополучия
Слайд 15Результаты определения уровня тревожности учащихся, состоящих на различных видах учета
Слайд 16Обследования условий жизни и взаимоотношений в семье.
Обследование условий жизни несовершеннолетнего;
Изучение
взаимоотношений в семье (анкетирование, диагностирование);
Индивидуальные беседы с родителями.
Слайд 17Защита прав ребенка
- выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной
защите (дети – инвалиды, опекаемые)
- защита прав и интересов учащихся
(обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений, Комиссия по делам несовершеннолетних)
- защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых
- правовое просвещение учащихся (программа «Ребенок и закон»);
Слайд 18Обеспечение поддержки семье в формировании личности учащегося
- раннее выявление неблагополучных
семей
- создание банка данных по неполным семьям, опекунским семьям
- пропаганда
здорового образа жизни в семье, как необходимого условия успешной социализации детей и подростков
- психолого – педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье
- содействие включению родителей в учебно – воспитательный процесс
- организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально – педагогической проблематике
Слайд 19Консультирование
- организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в
трудных жизненных ситуациях
- консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном
определении
- консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально – педагогических проблем
Слайд 20Профилактика, коррекция и реабилитация
- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося
поведении учащихся
- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и
подростками, состоящими на различных видах учета
- организация профилактической работы с учащимися «группы риска"
- способствование пропаганде здорового образа жизни
- повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения
Слайд 21Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка
-
развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями
Слайд 22Организационно – методическая деятельность
- анализ и обобщение опыта социально –
педагогической деятельности
- участие в методических семинарах, конференциях различного уровня по
социально – педагогическим проблемам
- накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, результатов проведенных социально – педагогических исследований.
Слайд 23СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Педагогический консилиум
Директор школы
ОДН
КДН
Педсовет
Слайд 24
Профилактика правонарушений
Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми;
Организация занятости детей во внеурочное время;
Организация
отдыха детей в период каникул;
Профилактика ДТП;
Работа по противопожарной безопасности;
Расширение
культурного кругозора, воспитание ответственности через проведения воспитательных часов.
Слайд 25Анализ количества учащихся, состоящих на различных видах учета
Слайд 26Пропаганда здорового образа жизни
Анкетирование по выявлению вовлеченности несовершеннолетних в употреблении
алкоголя, табака;
Организация и проведение акции «Мир против наркотиков»;
Работа по предупреждению
насилия среди несовершеннолетних;
Профилактические беседы о здоровом образе жизни.
Слайд 27Темы профилактических бесед о здоровом образе жизни
Измените привычное и запомните;
Что
такое сленг наркоманов;
Подумай еще раз;
Здоровье сгубишь – новое не купишь
–тематический вечер.
В здоровом теле – здоровый дух;
Слайд 28Работа с родителями
Участие в общешкольных родительских собраниях;
Индивидуальные беседы;
Анкетирование по выявлению
проблем, взаимоотношений в семье;
Проведение семинаров для родителей;
Родительский лекторий.
Слайд 29Работа с детьми инвалидами и находящимися под опекой
Выявление, постановка на
учет;
Создание индивидуальной карты ребенка;
Обследование условий жизни несовершеннолетнего;
Индивидуальные беседы и консультирования.
Слайд 30ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся;
Обеспечить
охрану жизни и здоровья учащихся;
Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых
отношений в социальной среде.