Слайд 2 Развитию коммуникативных навыков у учащихся способствуют методы обучения
в малых группах сотрудничества. Добиться результата можно только при самостоятельной
работе каждого ученика во взаимодействии с другими членами группы. Задача – не просто что-то сделать вместе, а познать объект или явление сообща.
Слайд 3Нужно, чтобы каждый участник овладел необходимыми знаниями, сформировал необходимые навыки.
При этом вся группа заинтересована в успехе всех участников, поскольку
успех команды зависит от вклада каждого члена в отдельности.
Слайд 4Главные признаки групповой формы урока
Класс на данном уроке разбивается на
несколько групп для решения конкретных учебных задач.
Каждая группа получает определённое
задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
Задания выполняются таким способом, который позволяет оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Состав группы непостоянный, он подбирается таким образом, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Слайд 5Организация работы в группах
Группы получают одно и то же задание
В зависимости от типа задания результат работы группы
может быть или представлен на проверку учителю , или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики дополняют или опровергают его.
Группы получают разные задания
Группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочерёдно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.
Группы получают разные, но работающие на общий результат задания
Слайд 6«Зигзаг»
Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут
же после получения новой информации применяет на деле или передает
другим. Целью приема "Зигзаг"является изучение и систематизация большого по объему материала, на текстах меньшего объема применяется прием "Зигзаг-2"(автор Славин), игра "Как вы думаете?"-игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.
Слайд 7Для работы учащиеся объединяются в группы по 6 человек. Учебный
материал разбивается на отдельные блоки. Группе предлагается для изучения свой
блок. Каждый член группы изучает вопрос самостоятельно, а затем обсуждает его в группе. Далее учащиеся обмениваются информацией с членами других групп как эксперты по определенному вопросу.
Слайд 8Затем учащиеся, изучавшие один и тот же вопрос, снова возвращаются
в свои группы и обучают друг друга всему новому, что
узнали сами. В процессе коллективной работы выстраивается весь текст целиком. При этом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи.
Слайд 9Разновидностью этой технологии является «Зигзаг-2». В этом случае все работают
с одним и тем же материалом, но каждый член группы
получает тему, над которой работает наиболее тщательно, и становится в ней экспертом. Затем проводятся встречи экспертов из разных групп, в результате чего происходит обмен информацией
Слайд 10Групповая работа при изучении нового материала.
Время: 40 мин.
Вопросы поисковые, на
сравнение или репродуктивные в зависимости от подготовки класса.
Группы могут отвечать
на разные вопросы или на одинаковые (по усмотрению учителя).
Слайд 11Работа: группа получает список вопросов или заданий, ребята сами распределяют
вопросы между собой и отвечают на них, используя любую литературу.
После 10-15 мин. работы учитель предлагает учащимся обменяться ответами внутри групп: ребята поочередно зачитывают вопросы и рассказывают друг другу, как на них надо отвечать (на этот этап работы отводится еще 10-15 мин.).
Слайд 12Затем учитель вызывает по одному представителю от группы и весь
класс слушает их сообщения. Хорошо, если у ребят есть маленькие
задания, выполнить которые они могут, выслушав доклад другой группы.
Слайд 13
Групповая работа при проверке пройденного материала.
Время: 15 мин.
Карточки -
задания по 3 разные на группу (если в группе 3
человека, если 4, то и карточек - 4).
Группы выполняют одинаковые задания.
Слайд 14Работа: каждый ученик заполняет одну карточку, по команде учителя участники
группы меняются карточками и дописывают или исправляют работу в карточке,
которую получили. Карточками они меняются столько раз, сколько участников в группе
Слайд 15 В конце работы учитель собирает все карточки. Ни учебниками,
ни тетрадями, ни дополнительной литературой пользоваться нельзя.
Работу проверяет учитель на
этом уроке или к следующему уроку.
Слайд 16
Групповая работа в конце урока для закрепления изученного материала.
Время: 10
– 15 мин.
Карточки - задания по одной на группу.
Группы могут выполнять как разные, так и одинаковые задания.
Слайд 17 Работа: каждая группа выполняет одно задание сообща. Подведение итогов
можно провести двумя способами: первый - представитель от каждой группы
рассказывает всем остальным, в чем заключалось задание и как группа его выполнила; второй - каждая группа сдает карточки на проверку учителю. Ни учебниками, ни тетрадями, ни дополнительной литературой пользоваться нельзя. Хорошо, если задания будут носить прикладной характер.
Слайд 18
Оценить работу может как учитель на этом уроке или к
следующему уроку, так и сами ребята, если группы рассказывают о
своих заданиях .
Оценка или зачет ставится индивидуально или всей группе в зависимости от формы отчетности.
Слайд 19Группа получает одну на всех награду в виде балльной оценки,
знака отличия, похвалы и т.п. Группы не соревнуются друг с
другом, поскольку команды имеют разные задачи и разное время для их выполнения.
Слайд 20Индивидуальная ответственность каждого участника. Успех и неуспех всей группы зависит
от удач и неудач каждого. Это заставляет всех членов команды
следить за деятельностью друг друга, помогая своим товарищам.
Слайд 21Равные возможности в достижении успеха. Не происходит сравнения результатов разных
учеников, а сравниваются только собственные результаты с ранее достигнутыми.
Слайд 22Метод «Групповая дискуссия».
Метод групповой дискуссии [лат. discussio — рассмотрение, исследование]
—
1) имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи;
2) прием, позволяющий, используя систему логически обоснованных доводов, сопоставляя противоположные позиции дать возможность участникам увидеть проблему с разных сторон; уточнить взаимные позиции, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения;
Слайд 23выработать групповое решение, придав ему статус групповой нормы (если решение
разделяется всеми участниками, происходит групповая нормализация, если же нет, то
возможна групповая поляризация);
Дискуссия возникает, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Важно, чтобы мнения были высказанные в ходе дискуссии не критикуются и не оцениваются.
Слайд 24Преимущества:
- позволяет увидеть проблему со всех сторон
-
личные точки зрения участников
- повысить интерес к
проблеме.
Слайд 25Стратегия
«Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
Каждый
член
группы получает
«свой» объект исследования
Сбор информации
об объекте
Обмен информацией
в группе
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
Заполнение таблицы
Написание совместного
исследования по теме
Презентация исследования
1
3
4
5
6
2
7
8
Слайд 26Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
Ролевая игра
Перекрестная дискуссия
Спор-диалог
Метод углов (учащиеся
расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной
группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
Аквариум
Слайд 27Прием «Инструкция»
На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по
их дальнейшей работе в течение урока. Класс делится на группы
по количеству частей в тексте. В каждой группе назначается эксперт в своей области. Правила работы в экспертной группе:
Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам.
Слайд 28Ищите эффективные способы преподнесения информации.
Разъясните то, что другим осталось непонятным.
Составьте
экспертный лист.
Слайд 29Прием Мозговой штурм.
Это хороший метод включения в работу всех членов
группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей.
Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку. В группе действуют правила работы «Не оценивай! Не критикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь и сегодня!» Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу.
Слайд 30Учитель должен «погрузить» учащихся в проблему. В ходе работы учитель
записывает всё, что предлагают ученики. Каждая идея, каждый факт важны
и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо без нумерации – по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.
Слайд 31основные правила проведения мозгового штурма:
- не повторяться
-
чем больше список идей, тем лучше
- идеи
не оценивать и не критиковать
- разрабатывая проблему, расширяй и углубляй ее.
- слово предоставляется каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);
- полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий.
Слайд 32Плюсы мозгового штурма:
— Это активная форма работы, хорошее дополнение и
противовес репродуктивным формам учебы.
— Учащиеся тренируют умение кратко и
четко выражать свои мысли
— Участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
— Учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
— Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
— Позволяет за короткий период времени решить поставленную задачу и выяснить мнение каждого, вовлечь школьников.
Слайд 34АКВАРИУМ
Рыбки
Ведущий
Наблюдатель
Наблюдатель
Эксперт
Эксперт
Эксперт
Эксперт
Слайд 35«Ролевая игра»
Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка
Слайд 36Взаимоопрос
Чтение текста в парах по одной части.
Роли ученика и
учителя меняются.
Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному
друг другу.
Вопросы записываются.
Лучшие вопросы задаются классу
Слайд 37Взаимообучение
Легче всего научиться, обучая других. Взаимообучение происходит в группах из
четырёх-семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же
текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя-роль, которая требует от них выполнения пяти определённых действий:
Слайд 381) “учитель” суммирует содержание абзаца;
2) он придумывает вопрос к тексту
и просит других учащихся на него ответить;
3) “учитель” растолковывает то,
что для других осталось неясным;
4) он даёт задание на чтение следующего абзаца, а затем передаёт бразды правления в руки следующего ученика.
Слайд 39«Карусель»
Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп.
Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них
вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
Слайд 40Стратегия «Галерея»
После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый
ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый
вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.
Слайд 41«Кубик»
Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах
учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик,
ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани
Слайд 42Шесть шляп критического мышления”
Это задание обычно используется мною на
стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема
состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
Слайд 43“Белая шляпа” —> АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их
обсуждения);
“Желтая шляпа” —> ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);
“Черная шляпа”
—> НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);
Слайд 44“Синяя шляпа” —> АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы:
почему? зачем? связи?);
“Зеленая шляпа” —> ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые
“бредовые идеи и предположения”);
“Красная шляпа” —> ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)
Слайд 45Приемы педагогической техники
Ребята ищут ошибку группой.
Придя к
определённому мнению, выбирают спикера,
который результаты передаёт
учителю
или оглашает задание и результат его
решения перед классом
1. Группа составляет опорный конспект урока
или темы на листе большого формата.
2. Несколько сильных учеников получают
задание: составить опорные конспекты по
различным пройденным темам. На одном из
уроков они становятся тренерами групп.
Ученики составляют списки вопросов, разбившись на группы
Лови
ошибку!
Своя
опора
Пресс-конференция
Вопрос к тексту
Слайд 46Деловые игры
«Компетентность»
«Точка зрения»
«НИЛ»
Участники:
конкуренты: 2 команды учащихся;
наниматели: группа учеников,
определяющих победителя;
арбитр:
эту роль выполняет
учитель, решая спорные вопросы.
Участники:
задачедатель: учитель;
изобретатели, или
исследователи, или
решатели
Участники:
оппоненты: группы учеников,
отстаивающих ту или иную
точку зрения;
наблюдатели: учитель с
несколькими помощниками