Слайд 1Развитие творческой активности студентов на уроках информатики и во внеклассной
работе
.
Слайд 2 Актуальность :
проблема развития познавательной и
творческой активности не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности.
М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательной и творческой активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база, и, наконец, личность преподавателя.
Слайд 3Цель данной работы : Формирование познавательного интереса и творческой активности.
Для
формирования и развития у студентов ключевых компетенций необходимо создавать педагогические
условия, способствующие развитию личности, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса, которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста студентов, обеспечивающий повышение качества образования
Слайд 4 Задачи исследования :
Повышение интереса студентов к предмету.
Расширение и
углубление знаний.
Развитие творческих способностей.
Подготовка к трудовой деятельности.
Развитие умений на практике
применять свои знания.
Слайд 5 Познавательный интерес, как и творческая активность –
сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон.
Во-первых, они
выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности.
Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности студента. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса и творческой активности, а, следовательно, условия, влияющие на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние.
Слайд 6 При формировании познавательного интереса и при выполнении
разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны.
Но так как преподаватель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.
Слайд 7 Предметом познавательного интереса и творчества для студентов
являются новые знания. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал,
который будет новым, неизвестным, поражающим воображение студентов, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Слайд 8 Таким образом предмет “Информатика и ИКТ”
занимает важное место, как в системе образования, так и в
развитии современного общества в целом. Данные особенности позволяют по-новому проводить занятия, использовать разнообразные методы, средства, технологии обучения, которые в частности способствуют формированию познавательного интереса студентов и, следовательно, выводят качество образования на новый уровень.
Слайд 9 Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это
понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо
знаний появляется умение. Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность студентов.
Слайд 11 Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат
любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством
для решения данной задачи может оказаться метод проектов.
Слайд 12 Безусловно, не всякую деятельность возможно и/или целесообразно трансформировать в проектную.
Тогда предлагаю в целях активизации использовать такие приёмы:
Слайд 13особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность
(пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту
практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);
Слайд 14добавить в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный
момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость (действительно, почему
бы вместо банального ответа о графическом интерфейсе не организовать театральное представление, где каждый из студентов будет играть свою роль, рассказывая свою “интерфейсную биографию”);
Слайд 15создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (например,
составить вместе столы и попросить группу решить задачу урока совместно
или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).
Слайд 16 На уроках информатики применяются следующие виды творческих заданий:
составление
задач студентам;
конструирование обратных задач;
творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма,
использования специальных и межпредметных знаний студентов);
реферат;
доклад;
составление кроссворда по теме;
разгадывание ребусов по информатике;
составление тестов для контроля знаний по предмету;
проект - создание учащимися готового программного продукта;
исследовательский метод.
Слайд 17 Среди разнообразия методов обучения особое место занимает исследовательский метод. Сущность
исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск
и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску.
Исследовательский метод является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности. Идеи исследовательского метода обучения получили развитие в трудах ученых Б.П. Есипова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера.
В процессе реализации исследовательского метода обучения у студента формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельный и альтернативный подход к поиску решения проблемы и др.. В контексте формирования знаний, умений и навыков на основе гуманистической, личностно – ориентированной модели образования и применения исследовательского метода обучения, ведущая роль отводится методу проектов, основой которого является умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
М.Н. Скаткин
И.Я. Лернер
Слайд 18 Метод проектов позволяет удачно сочетать признаки исследовательских, творческих,
информационных проектов и одновременно ориентирован на междисциплинарные связи. Проектная деятельность
позволяет студенту широко использовать информационные технологии не только на уроках информатики, но и на других дисциплинах. Для студента создаются благоприятные условия самостоятельной творческой работы за домашним компьютером. Используя Интернет, студент расширяет виды учебной деятельности (поиск и обработка информации по предмету), предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией, дает возможности для профессионального роста, открывает новые творческие возможности: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету.
Слайд 20Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением
заданий каждым студентом со следующих позиций:
уровень мотивации студента;
оригинальность метода решения;
творческая
фантазия;
оригинальность оформления;
уровень использования межпредметных связей;
умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.
В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей студентов приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время – время перемен. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.