Слайд 1
РАЗВИВАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
Т.М. Щеголихина
Слайд 2
Развивающие педагогические технологии в дошкольном образовании направлены
на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной развивающей педагогической
технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Слайд 3Что такое технология ?
Развивающая педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов
обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв)
Развивающие педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики и ,конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Слайд 4
В дошкольном образовании развивающие педагогические технологии представляют собой совокупность
психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных
средств, для реализации воспитательного процесса в ДОУ.
Необходимость использования развивающих педагогических технологий обусловлена следующими причинами:
социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС ДО ).
образовательные ориентиры, цели и содержание образования ( ОПП, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.)
Слайд 5Структура педагогической технологии
Слайд 6Применение развивающих педагогических технологий способствует:
повышению качества образования;
повышению квалификации воспитателей;
конкретизации
современных подходов к оценке достижений дошкольников;
сохранению и укреплению здоровья воспитанников;
созданию
индивидуального и дифференцированного подхода к заданиям для детей;
повышению качества обучения и
воспитания; применение
педагогического опыта и его
систематизации.
РАЗВИВАЮЩИЕ
педагогические технологии
Технология проектной деятельности.
ИКТ- технологии.
Технология Портфолио дошкольника
Игровая технология
Технология исследовательской деятельности.
Технология наглядного моделирования. Мнемотехника
Технология развивающих игр Б.Никитина.
Триз –технология
Технология музейной педагогики
Слайд 8Технология проектной деятельности
Проектная деятельность- это комплексный обучающий метод, который
позволяет индивидуализировать образовательный процесс,
дает возможность ребенку проявить самостоятельность в
планировании,
организации и контроле своей деятельности.
Через организацию технологии проектного метода идет развитие и обогащение
социально-личностного опыта
посредством включения детей в
сферу межличностного
взаимодействия.
Слайд 10Раскрыть свой творческий потенциал;
Умение работать в группе ;
Формировать деятельность, направленную
на решение интересной проблемы, сформулированной самими
детьми;
Презентовать
свою
работу.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
помогает детям:
Слайд 11ИКТ- технологии
Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, классификации,
сравнения, моделирования.
Дети менее утомляются, дольше сохраняют работоспособность, т.к. занятия им
интересны.
Глядя на экран, ребенок сам видит результат своей работы.
Преобразование предметно-
развивающей среды.
Это создание новых технологий
для развития детей.
Использование новой наглядности.
Слайд 12ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО
Портфолио- это способ фиксирования, накопления и
оценки индивидуальных достижений за определенный период.
Использование такой формы
оценки достижений,
как портфолио дошкольника,
позволяет воспитателю
создать для каждого
воспитанника ситуацию
переживания успеха.
Слайд 13ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО
Портфолио- это так называемое «досье успеха», в котором
отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в
жизни ребенка.
Преимуществом технологии «Портфолио» является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, родителей и детей.
Слайд 14ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В ФГОС ДО –игра рассматривается как важное
средство социализации личности ребенка и способствует его развитию.
Цель игровой
технологии- не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческими навыками, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
В отличии от игр вообще, игровая технология определяется четко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть
обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются познавательной
направленностью.
Слайд 15Технология исследовательской деятельности
В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит
исследовательская поисковая активность, которая, являясь его естественным состоянием, порождает исследовательское
поведение, создает условия для того, что бы психическое развитие разворачивалось на процесс саморазвития.
Исследовательскую деятельность необходимо организовывать таким образом, чтобы она способствовала открытию знания самим ребенком
через творческий, исследовательский
поиск, основными составляющими которого
являются: выявление проблем, выработка
и постановка гипотез, наблюдения, опыты,
эксперименты, а также сделанные на их
основе суждения и умозаключения.
Слайд 16ТЕХНОЛОГИЯ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Наглядное моделирование- это система методов и приёмов,
обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Метод наглядного моделирования помогает
ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.
Мнемотехника- это система
методов и приёмов,
обеспечивающих
эффективное запоминание,
сохранение и воспроизведение
информации
Слайд 17Технология развивающих игр Б.П. Никитина
Технология развивающих игр состоит из набора
развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей
идеи и обладают характерными особенностями.
Главное отличие игр Б.Никитина состоит в том, что, играя в них,
ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а
развивается логическое и образное мышление, творчество,
умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
В большинстве своем игры представлены
в виде многофункциональных головоло-
молок, представляющих простор для
творчества. Их можно подстраивать под
себя, под свой уровень, свои интересы.
Каждая игра имеет набор задач, которые
ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов.
Слайд 18Развивающие игры Б.Никитина
Используя технологии развивающих игр Б.П.Никитина, воспитателю удается соединить
один из основных принципов обучения – от простого к сложному
– с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Воспитатель в игре решает сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: задания-ступеньки всегда создают условия опережающего развития способностей, занимаясь самостоятельно до своего «потолка», дети развиваются наиболее успешно.
Слайд 19ТРИЗ технология.
ТРИЗ для дошкольников- это система коллективных игр, призванная
не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
«ТРИЗ- это
управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику,интуицию», так считали основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.
Технология ТРИЗ активно используется при реализации задач таких ОО, как «Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Познавательное
развитие», «Художественно-эстетическое»
Основная задача ТРИЗ технологии –
это привитие ребенку радости творческих
открытий, поисковой активности, стремление
к новизне, творческого воображения.
Слайд 20ТРИЗ технология.
Цели ТРИЗ- не просто развивать фантазию детей, а научить
их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки
воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения.
ТРИЗ для дошкольников- это система
коллективных игр, занятий, призванная
не изменять ООП , а максимально
увеличивать ее эффективность
Слайд 21Музейная педагогика
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего
поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику
рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Музейная педагогика, как одно из
направлений деятельности музея,
становится всё более привычной в
практике духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
историко-краеведческого воспитания
личности в едином образовательном
процессе.
Слайд 23Список использованной литературы
БольшеваТ.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники»
Голуб Г.Б. и др. Метод проектов - технология компетентностно-ориетированного
образования.- М., 2006.
Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду, 2009, № 3.
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование»/ Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. – М.: пед. общество России, 2005.
Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
Т.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Использованные Интернет-ресурсы:
https://sites.google.com/site/klybnayka
http://dohcolonoc.ru/
http://vospitatel.com.ua/