Слайд 1Из опыта работа педагога-психолога
МДОУ д/с № 6 «Ромашка»
Кутуевой
Галии Мухамет Рях
Решение
эмоционально-волевых проблем
у детей в условиях ДОУ
(игры
по правилам)
Методы психокоррекционной работы
Слайд 2Эмоционально-волевые проблемы
Тревожность
Невнимательность
Неусидчивость
Негативизм
Импульсивность
Неконтактность
Агрессивность
Истощаемость
Гиперактивность
и задачи психокоррекционной работы
Забота о благополучии
каждого ребёнка
Адаптация ребёнка в детском саду
Формирование у детей собственного «Я» (принятие себя )
Развитие коммуникативных навыков (взаимодействия с другими)
Развитие умения соблюдать правила в разных ситуациях
Слайд 4
Условия эффективной работы
Комплексный подход (создание команды) :
Отношение в семье, принятие проблемы ребёнка родителями
Понимание и принятие ребёнка воспитателями
Медикаментозное лечение
Конструктивное взаимодействие педагогов с родителями и коллегами (команда)
Коррекционная помощь специалистов : психолога, дефектолога, логопеда
Использование на индивидуальных и групповых занятиях педагогами :применение сенсомотороных упражнений, игр по правилам, рефлексии
Слайд 5Команда-группа взрослых, с общими целями и линией поведения
Воспитатель
Психолог
Дефектолог
Логопед
Музыкальный руководитель
Медработник
Родитель
Цель
:Владение и использование участниками команды общих подходов и методов для
развития и коррекции всех сфер личности ребёнка.
Слайд 6 Этапы комплексной работы
Создание доверительных отношений взрослого
и ребёнка
Использование игр и упражнений сенсомоторного блока (на
основе нейропсихологического подхода)
Активное использование игр по правилам, навыков партнёрского общения
Эмоциональное насыщение(заражение ребёнка эмоцией взрослым )
Релаксация,рефлексия
Слайд 7 Работа в круге-первый шаг к доверительным
отношениям
Создание психологического ,эмоционального настроя у детей.
«Лицом к лицу»
Использование:
- Ритулов
-
Мимики, жестов, слов, движений
- сказочных персонажей(игрушек )
Слайд 8 Игры с правилами
Цель: Развитие коммуникативных навыков,
развитие
произвольности:
Умения адекватно выражать
эмоциональные состояния;
Умение регулировать поведение;
Умения различать основные телесные ощущения;
Умение чувствовать состояние и настроение другого;
Снятие тревожности.
Слайд 9Сенсорные игры(упражнения)
Цель:
поднятие эмоционального тонуса ребёнка,
отслеживание эмоциональной реакции
развитие коммуникативных навыков
Отдельная
задача в группе:
ожидание своей очереди
Слайд 10 Ритмические игры
Цель: Эмоциональное объдинение детей и взрослых, заражение
эмоциями,подражание
повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в
работу, возникает сплоченность группы.
Слайд 11Ритмическая игра с сенсорным компонентом
Тактильное взаимодействие,
способствует снятию напряжения,
стимуляции речи,
развитию двигательной
координации
Слайд 12
Двигательные игры(упражнения)
(нейропсихологический подход)
Задачи:
развитие тонкой моторики - возможность точного выполнения
изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев
рук;
развитие плавности, переключаемости и точности движении;
повышение общей подвижности ребенка;
развитие произвольной регуляции движений.
Слайд 14
Сенсомоторный блок
оптимизирует работу центральной нервной системы ;
повышает способность к произвольному контролю
поведения ;
снижает утомляемость ;
снимает гипер или гипотонус ;
формирует произвольное внимание;
развивает у ребенка :внимание, память, речь;
пространственные представления ;мелкую и крупную моторику
Игры с правилами
Задачи:
Развитие умения вовремя вступать в игру
Соблюдать условия
игры
Активное взаимодействие(речевые и неречевые способы)
Развитие произвольного внимания
Слайд 18 Релаксация,рефлексия
Снижение нагрузки , переход от
возбуждения к спокойному состоянию
Позитивное подкрепление(ритуалы):слова благодарности за встречу друг другу
, себе
Рефлексия, что понравилось на занятие
Рефлексия
(дети и
взрослые)
Слайд 20Комплексная коррекционно-развивающая работа способствует:
Развитию произвольности
Развитию двигательной сферы,
Нормализации нервно-мышечного тонуса
Нормализации деятельности нервной системы
Развитию
активного взаимодействия с окружающими
Развитию коммуникативных навыков
Коррекции «неустойчивого» поведения и эмоциональных нарушений
Развитию ВПФ
Слайд 21Критерии результативности
Поведение ребёнка в группе ,в семье(соблюдение правил)
Отношение
ребёнка к занятиям(групповым и индивидуальным)
Отзывы родителей
Отзывы воспитателей
Развитие произвольности