Слайд 2Стили семейного воспитания
Диктат
Опека
Невмешательство
Сотрудничество
Слайд 3Типология
неправильного воспитания
Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими
делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети
предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.
Гиперопека — жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.
«Кумир» семьи - разновидность гиперопеки. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.
Слайд 4Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоциональной отверженности,
безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не
любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, — писал Л. Толстой, — притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.
Жесткое воспитание — за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх — самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности — с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.
Типология
неправильного воспитания
Слайд 5Типичные детские реакции нарушения поведения
Реакция отказа (от игр, пищи, от
контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни
(например, когда «домашний ребенок» начинает посещать детсад, когда семья лишается кого-то из близких и т. п.)
Реакция оппозиции проявляется в том, что ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).
Реакция непомерного подражания кому-либо (реальному человеку, персонажу кинофильма, книги) проявляется в копировании одежды, манеры, речи, суждений, поступков. И беда, если кумиром оказывается отрицательный субъект.
Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе восполняются достижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом «занятости» отодвигается на задний план. Или физически слабый мальчик, стремясь не уступить более крепким сверстникам, с поразительным упорством занимается боксом, чтобы доказать свою храбрость, ныряет с высокого моста в реку.
Слайд 6Нарушение детско-родительских отношений – фактор риска раннего знакомства с наркогенными
веществами
Слайд 7Родительские установки
Нетребовательная: родители хотят найти и сохранить для себя некую
зону психологического комфорта
(«лишь бы не напрягаться, лишь бы было
меньше проблем»)
Требовательная: родители стремятся самоутвердиться перед окружающими людьми как хорошие папы и мамы
(«чтобы никто не мог меня упрекнуть…»)
Слайд 8Нетребовательная
воспитательная установка
Воспитание ребенка воспринимается родителями как обуза, воздействие которой
они хотели бы ограничить или вообще свести к нулю. Ребенок
себя ощущает неким диким растением, которое растет само по себе («бурьян в канаве»).
Бытовые заботы, совершаемые автоматически, не могут напитать и развить душу ребенка, тем более в тех случаях, когда ребенок рождается ослабленным и нуждается в дополнительной помощи и коррекции своего физического или психического состояния.
Слайд 9Требовательная
воспитательная установка
Родители берутся за воспитание своих детей с ощущением
преисполненности высоким и почетным долгом. Их воспитательная установка жестко консервативна.
Ребенок ощущает себя средством достижения пусть высоких, но все же внешних для его жизни целей.
Общение с детьми при этом все время идет с позиции «ты должен». Этот фактор строго обязывает ребенка и является для его психики мощной разрушительной силой, которой дети очень часто активно противостоят в подростковом возрасте.
Слайд 10Следствие
Когда ребенку всего 5-8 лет, он протестует против неблагополучной
обстановки в семье замкнутостью, раздражительностью или проблемами со здоровьем.
В
подростковом возрасте ребенок становится агрессивным и неуспешным
Слайд 11Стили семейного воспитания
Нетребовательная установка
«Снисходительное» или принижающее воспитание
«Ну что с него
возьмешь?!»
Ребенок чувствует, что на него махнули рукой и оставили
наедине со своими проблемами.
Слайд 12Нетребовательная установка
«Кумиротворческое» воспитание
Если ребенок рождается наделенным способностями и талантами,
родители не пытаются их развивать, ошибочно полагая, что с возрастом
ребенок «сам свое возьмет». Ребенок постоянно слышит похвалу, что приводит к самолюбованию, в то время как его таланты и способности не развиваются и не шлифуются, а со временем могут совсем угаснуть.
Слайд 13Нетребовательная установка
«Потворствующее» воспитание
«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы
не плакало»
Ребенку часто делаются всевозможные подарки: игрушки в детстве,
бытовая технику в подростковом возрасте, поездки, развлечения – в юности. Внешне это выглядит как проявление родительской любви и заботы, но ребенок понимает, что от него «откупаются».
Стремление родителей исполнить все желания ребенка формирует в его сознании потребительскую позицию, которая может вылиться в проявлении агрессии и готовит появление проблем в дальнейшей самостоятельной жизни.
Слайд 14Нетребовательная установка
«Попустительское» воспитание
«Если ему это хочется, пусть делает»
Родители не
мешают ребенку организовать свою жизнь так, как ему хочется, какой
бы опасной она ни являлась. В результате проявляется полная неразборчивость в выборе друзей и занятий.
Нетребовательная воспитательная установка чаще всего проявляется у родителей, имеющих лишь одного ребенка или четверо и более. Дети из таких семей вырастают инфантильными, не приобщенными к культурным и духовным ценностям, привыкшими к снисходительности и потребительству. Очень часто, вследствие попустительской позиции родителей, они воспроизводят в своем поведении и образе мысли дурное влияние улицы и компании сверстников
Слайд 15Требовательная установка
«Подавляюще-обличительное» воспитание
Когда ребенок на самом деле в чем-то провинился,
допустил оплошность, родители стараются его как котенка ткнуть носом в
содеянное, оскорбляют и жестоко наказывают. Если ребенок украл, то он объявляется вором, если обманул – лгуном, т.е. наказание родители всегда строят на ущемлении его достоинства.
Дети таких родителей все время чувствуют их «немилость», постоянный упрек и нажим на их человеческое «я».
Слайд 16Требовательная установка
«Гиперопекающее» воспитание
Родители «занимаются» ребенком очень рьяно: все свободное время
ребенка настолько плотно занято, что у него нет времени на
собственные интересы.
Чаще всего «гиперопека» распространяется на единственного ребенка, который дорого достался или одарен какими-то незаурядными способностями. Под благими намерениями «дать ребенку путевку в будущее», родители зачастую самоутверждаются, и дети хорошо это видят.
Слайд 17Требовательная установка
«Жертвенно-упрекающее» воспитание
«Я тебе всю жизнь отдала, а ты…».
Родители действительно очень много дают ребенку: они не жалеют
на него времени, сил и средств, деятельно участвуя в событиях его повседневной жизни. Но эта самоотдача производится не ради ребенка, а ради самих себя. Ребенку кажется, что его любят, пока он «хороший». Упреки для него очень оскорбительны и унизительны, т.к. дети никогда не смогут возместить свой сыновний долг родителям.
Слайд 18Требовательная установка
«Назидательное» воспитание
«Тебе бы надо было… Ты опять сидишь, ничего
не делаешь!»
Оно проявляется в намерении принудить ребенка к чему-либо методом
директивных указаний, назиданий, советов.
Ребенку предоставляется некая самостоятельность, которая пока ему не по силам, а родители дают ему некий циркуляр и не обещают никакой деятельной помощи или поддержки. В случае каких-либо ошибок и оплошностей, ребенок слышит от родителей целую нравоучительную «проповедь» и при этом не получает ни одного наглядного примера, который мог бы научить нравственности по-настоящему.
Слайд 19Дружеская установка
«Милующее» воспитание
Не происходит фиксации на недостатках или слабостях ребенка,
любящий родитель умеет проявить к нему необходимое сочувствие, сострадание, должен
в нужный момент оказать помощь, не доводя своего сына или дочь до надрыва, истерики и отчаянья. Миловать – означает покрыть недостатки и слабости в тот момент, когда ребенок уязвлен, обессилен или неуверен в себе. Миловать – означает дать почувствовать, что любовь не кончается и не перестает даже тогда, когда объективно ребенок совершил нечто нехорошее или некрасивое. Миловать - означает уметь простить сегодня и продолжать верить в завтрашний день.
Слайд 20Дружеская установка
«Воодушевляющее» воспитание
Таланты и способности наилучшим образом раскрываются,
когда со стороны родителей идет мощный импульс воодушевления и поддержки.
Когда ребенок пытается пробовать свои силы и искать сферу приложения своих интересов, родители должны принять деятельное участие в организации его жизни, но не навязывать своего подхода, не ломать планов ребенка, а лишь осторожно корректировать им задуманное.
Для того, чтобы ребенок определился в жизни, важно на определенном этапе создать необходимые условия его развития.
Слайд 21Дружеская установка
«Оберегающее» воспитание
Ощущение защищенности у детей достигается за счет дружеского
расположения со стороны родителей и готовности понимать чувства и состояния
своего ребенка на всех этапах жизненного пути. Для этого требуется мудрость и рассудительность, такт и терпение, величайшая осторожность, чтобы родительский оберег не превратился в «стеклянный колпак», нависающий над головой ребенка и лишающий его личной свободы.
Оберечь – значит также позаботиться о здоровье ребенка, о сохранении, восполнении и преумножении его физических и психических сил.
Оберечь своего ребенка – значит проследить, какие впечатления входят в его душу на данном этапе жизни, и оградить ее от разрушающего влияния извне.
Слайд 22Дружеская установка
«Доверяющее» воспитание
Умный и любящий родитель знает, что стоит начать
какое-то дело вместе, оно легко приобретает характер игры или увлекательного
общения. Когда ребенок уже принял задачу, ему можно поручить дальнейшее самостоятельное выполнение и лишь проконтролировать результат.
Доверяющее воспитание ставит во главу угла проявление дружественности и поддержки, практической помощи в осуществлении важных дел.
Доверяющее воспитание умело пользуется стимулом совместной деятельности ради приобщения ребенка к самостоятельности. Оно создает благоприятную возможность постепенного приобщения ребенка к труду и дает возможность ощутить радость от выполнения самостоятельной работы.