Слайд 1РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
в психолого-педагогической школе
«Семейная академия»
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ»
Педагог-психолог
КОУ «Школа № 18»
Соколова Елена Юрьевна
Слайд 2«Не для школы — для жизни» — такой призыв встречал
учеников древнеримских школ
В труде
проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др. Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.
Слайд 3 В 17 веке английский философ
Джон Локк говорил:
«Дети гораздо менее склонны к лени, чем взрослые; и если некоторая часть этого деятельного настроения не направляется на полезные вещи, то в этом следует винить взрослых».
Слайд 4
Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка?
И нужно ли оно вообще?
Слайд 5Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой
коллектив.
Слайд 6Не погасить это желание, а развить и углубить его –
основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов и результатов легких нельзя. Во-первых, потому что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение.
Слайд 7
Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет
выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал
это с удовольствием
Слайд 8 Родители, которые освобождают
своих детей от постоянных обязанностей, оказывают им плохую услугу. Ведь
только путем постоянных упражнений и повторений вырабатываются трудовые навыки и доводятся до автоматизма.
Конечно, мама гораздо быстрее подметет пол, вымоет посуду, польет цветы. Но, если это сделает ее ребенок, это будет полезнее и важнее. С каждым днем у него это будет получаться лучше и тщательней. Навыки имеют огромное значение в жизни человека, и составляет более 90% всех действий, которые он совершает. Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться.
Слайд 9Причин здесь несколько:
Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось
лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки,
от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить ничего не делая.
И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.
Слайд 10Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от
того, грязная она или чистая.
Слайд 11Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое
по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела
чем-то недостойным
себя
Слайд 12В трудовом воспитании детей важен пример взрослых.
Слайд 13Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость
от этого остается на всю жизнь.
Слайд 14
Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания
к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
Слайд 15
Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
- учет
индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения
прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.
Слайд 16Советы родителям
Будьте последовательны в своих требованиях.
Учитывайте индивидуальные и
возрастные особенности своих детей.
Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите
образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
Слайд 17
Родительский практикум.
А сейчас я предлагаю вам попробовать разрешить проблемные
вопросы, которые могут возникнуть.
Каждая группа родителей получает карточку с описанием
ситуации или вопросом, обсуждает 2-3 минуты, а затем предлагают решение данной проблемы.
Слайд 18
Обосновать мнение:
«Одним личным примером ничего не сделаешь. Сколько есть случаев,
когда родители трудолюбивые, а дети вырастают бездельниками».
Слайд 19
Что ответить на данное суждение?
«Не так просто заставить ребенка делать
то, что ему не хочется. Принуждение может вызвать у него
протест, а впоследствии и вовсе отвращение к труду».
Слайд 20
Хорошо или плохо говорить детям:
«Если ты сделаешь то-то, я тебе
разрешу посмотреть кино».
«Сходи в магазин – получишь на мороженое».
Слайд 21В родительский дневник
Если вы постоянно говорите дома о том, что
работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о
ней будет судить ваш ребенок?
Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
Если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думаете ли вы о том , что ждет его в будущем?
Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вырастить черствого и эгоистичного человека?
Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы ребенком, то откуда у него появится желание делать привычные дела еще лучше?
Слайд 22
В.А. Сухомлинский называл трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно
и прекрасно.
НАДО … Еще КАК! Просто необходимо. Только
трудолюбие в сочетании с целеустремленностью и упорством помогут добиться в жизни немеченой цели.
ТРУДНО … Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Это требует настойчивости, колоссального терпения и времени.
ПРЕКРАСНО … Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание того, что трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.
Слайд 23А русский педагог К.Д. Ушинский писал:
« Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую
не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие".
И пусть наше дерево трудолюбия приносит радость, растет и плодоносит.
Слайд 24
ЛИТЕРАТУРА.
Диалоги о воспитании. / Книга для родителей. - М.: Педагогика,
1985.
Панков В.А. Трудовое воспитание младших школьников. Пособие для учителей –
М.: Просвещение, 1984.
Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1. / Е.Н. Степанова – М.: Творческий центр, 2001.
Источники:
Фон: http://beyondimaginat.beon.ru/tag/%C7%E8%EC%E0/
Снежинка: http://www.liveinternet.ru/tags/%C2%FB%F0%E5%E7%E0%F2%FC+%F1%ED%E5%E6%E8%ED%EA%F3+%CE%CD%CB%C0%C9%CD!/