Слайд 1
КАК СОХРАНИТЬ СВОЁ ЗДОРОВЬЕ
Семинар-практикум для педагогов
Педагог-психолог МОУ «Школа-гимназия
№6»
Шин Людмила Юрьевна
Слайд 2Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько
от того, как он оценивает то, что происходит.
Слайд 3Профессия педагога по своему негативному влиянию на физическое и психическое
здоровье человека уступает только профессиям шахтёра, хирурга, пилота гражданской авиации
и милиционера.
Учебно-воспитательный процесс в современной школе приводит к профессиональному
выгоранию,
связанному с
проявлениями
апатии,
депрессии,
эмоциональному
истощению.
Слайд 4
Исследования показывают:
до 80% педагогов пребывают в состоянии повышенной тревоги.
Всё
это приводит к апатии, пессимизму, профессиональному выгоранию,
снижению
эффективности
учебного
процесса.
Эмоциональное выгорание –
синдром, развивающийся на
фоне хронического стресса.
Слайд 5Что такое стресс?
Стресс (от англ. stress — напряжение) —
состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на жизнедеятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.
Физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности, спада.
Слайд 6Уровни
проявления
стресса
Физиологические
Интеллектуальные
Эмоциональные
Поведенческие
Слайд 7Физиологические симптомы стресса
Стойкие головные боли; неопределенные боли
Нарушение пищеварения, запор
или диарея
Спазматические, резкие боли в животе
Сердцебиения (ощущение, что
сердце бьётся сильно, нерегулярно или часто)
Чувство нехватки воздуха на вдохе, чувство комка в горле
Тошнота
Судороги
Утомление, обмороки
Повышенная потливость
Частые простудные заболевания, грипп, инфекции
Возобновление болезней, имевших место ранее
Быстрое увеличение или потеря веса тела
Частое мочеиспускание
Ощущение покалывания в руках и ногах
Мышечное напряжение, частые боли в шее и спине
Кожные сыпи, подверженность аллергиям
Двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов
Слайд 8Интеллектуальные признаки стресса
Нерешительность или поспешные решения
Ослабление памяти
Ухудшение концентрации
внимания
Повышенная отвлекаемость
Плохие сны, кошмары
Ошибочные действия
Потеря инициативы
Постоянные негативные мысли
Нарушение суждений, спутанное мышление
Импульсивность мышления
Слайд 9Эмоциональные симптомы стресса
Раздражительность, беспокойство, подозрительность
Мрачное настроение, депрессия
Суетливость, потеря
уверенности
Ощущение напряжения, истощенность
Подверженность приступам гнева
Циничный, неуместный юмор
Ощущение
нервозности, боязливости, тревоги
Уменьшение удовлетворенности жизнью
Чувство отчужденности
Отсутствие заинтересованности
Сниженная самооценка
Неудовлетворенность работой
Слайд 10Поведенческие признаки стресса
Потеря аппетита или переедание
Плохое вождение автомобиля
Нарушение
речи, дрожание голоса
Увеличение проблем в семье
Нерациональное распределение времени
Избегание поддерживающих, дружеских отношений
Неухоженность
Антисоциальное поведение, лживость
Неспособность к развитию
Низкая продуктивность
Нарушение сна или бессонница
Интенсивное курение и употребление алкоголя
Доделывание работы дома
Слишком большая занятость, чтобы отдыхать
Слайд 11Причинами стресса могут быть:
резкая смена погодных условий, смена режима жизни,
рабочие и семейные конфликты, социальная изоляция, выход на пенсию, потеря
работы, болезни, потеря близких.
А также:
вам всё время не хватает времени, вам постоянно приходится делать то, что не входит в ваши обязанности, вам кажется, что вас не ценят и не уважают ни на работе, ни дома.
Слайд 12Последствия
негативного влияния стресса
*Повышение кровяного артериального
давления
* Изменения в сердечно - сосудистой
системе
* Болезни желудка
* Состояние хронического утомления
* Снижение иммунитета
* Изменения в поведении
* Негативизм
Слайд 13Как противостоять этим негативным явлениям и сохранить своё здоровье?
Стресса
не следует бояться. Его не бывает только у мёртвых.
Канадский психолог Г. Селье
Слайд 14
Способы скорой помощи при стрессе
Для снятия нервно-психического напряжения можно:
* сделать
несколько глубоких вдохов и выдохов;
* задержать дыхание на 10-20 секунд;
*
посчитать до десяти;
*перейти как можно в более удалённое место (другой кабинет, улица) от «зоны конфликта»;
* перебрать бумаги на столе;
* поговорить с коллегами на отвлечённую тему;
* посмотреть в окно или в сторону открытой двери;
*несколько минут подержать руки под прохладной водой.
Слайд 15Навыки саморегуляции и релаксации:
* успокаивающее дыхание
* снятие мышечных зажимов
* прогулки
на природе, арт-терапия (слушание музыки, поход в театр, живопись…)
Слайд 16
Сердитый человек всегда полон яду.
Конфуций
Типы людей, подверженных стрессу
Гиперсоциальный - слишком правильный;
Максималист- «непримиримый борец за справедливость»;
Слабый - плохо адаптирующийся;
Тревожно – недоверчивый;
Ригидный - упрямый,
бескомпромиссный.
Слайд 17
Позитивное мышление
характерно тем, что человек сознательно контролирует свои мысли
и не позволяет укорениться негативным эмоциям. Он верит в себя,
верит в успех своей деятельности.
Развитие позитивного мышления – лучший способ профилактики стресса!
Слайд 18
Отец со своим сыном
и ослом в полуденную жару путешествовал по пыльным переулкам Кешана.
Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку. «Бедный мальчик, - сказал прохожий, - его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда мальчишка совсем выбился из сил?» Отец принял эти слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него. Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал: «Как не стыдно! Малыш сидит верхом на осле, как султан, а его бедный старый отец бежит следом». Мальчик огорчился от этих слов и попросил отца сесть на осла позади него. «Люди добрые! Видали ли вы что-либо подобное?! – заголосила женщина. – Так мучить животное! У бедного осла уже провисла спина, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван. Бедное существо!» Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как шедший навстречу им человек стал насмехаться над ними: «Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?» Отец сунул ослу полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына:
«Что бы мы ни делали – обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Мы сами должны решать, что нам надо делать. На всех не угодишь!»
Слайд 19ПОМНИ «СТРАТЕГИИ САМОПОМОЩИ»:
Если у тебя есть яблоко и
у меня есть яблоко и мы поменялись – у каждого
из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись – у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте, если каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми!!!
«ЖИЗНЬ НАУЧИЛА МЕНЯ…» - «И ЭТО КЛАССНО!!!»