Слайд 1Система оценивания
Сведение множества к единому — в этом первооснова красоты.
Пифагор
Слайд 2Систе́ма (др.-греч. σύστημα «целое, составленное из частей; соединение») — множество элементов, находящихся
в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую
целостность, единство[1].
Потребность в использовании термина «система» возникает в тех случаях, когда нужно подчеркнуть, что что-то является большим, сложным, не полностью сразу понятным, при этом целым, единым. В отличие от понятий «множество», «совокупность» понятие системы подчёркивает упорядоченность, целостность, наличие закономерностей построения, функционирования и развития[2].
Слайд 3Педагогическое оценивание рассматривается как систематический процесс определения степени соответствия имеющихся
знаний, умений и навыков предварительно планируемым.
Слайд 4Под системой оценивания понимается механизм контрольно-диагностической связи между учителем, учеником
и родителями по поводу учебной деятельности ребёнка, равно как и
его умения объективно определить свои успехи и неудачи.
Слайд 5Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:
- Оценивание является
постоянным процессом.
- Оценивание может быть только критериальным.
-Оцениваться с помощью отметки
могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
-Оценивать можно только то, чему учат.
-Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
-В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Слайд 6Нормативная база:
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства
образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказ Министерства Образования и науки от 6.10.2009 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства Образования и науки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Письмо Минобразования РФ от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14–15 Департамент общего среднего образования предлагает для использования в практической работе общеобразовательные учреждений методическое письмо «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Локальные акты школы «О проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществления текущего контроля их успеваемости».
Слайд 7Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда
школьники знают основные характеристики разных отметок
Слайд 95-бальная система оценивания
(Четырех балльная система цифровых оценок)
Положение
о системе
оценивания, критериях контроля и нормах оценки
результативности обучения в начальной
школе
Все виды контроля
Технологии оценивания всех видов результатов
Процедуры оценивания
Критерии и нормы оценивания учебной деятельности учащихся по предметам в зависимости от вида контрольных работ
Документация
Слайд 10Контроль и оценка знаний и умений учащихся.
3.1. Содержательный контроль и
оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества
усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
3.2. Для отслеживания уровня знаний и умений используются: - стартовые и итоговые проверочные работы; - тестовые диагностические работы; - текущие проверочные работы; - разноуровневые контрольные работы.
3.2.1. Стартовая работа (проводится в начале учебного года) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в классном журнале.
3.2.2. Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются в классном журнале.
Слайд 113.2.3. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в
ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной
работы заносятся учителем в классный журнал.
3.2.4. Разноуровневые контрольные работы проводятся по окончанию изучения разделов, тем и предоставляет ученику право выбора заданий с учетом его индивидуальности. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал.
3.2.5. Итоговая проверочная работа (проводится в конце учебного года), включает в себя все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в классном журнале.
3.2.6. Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год. Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать)все, на что он способен. Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Слайд 12Формами представления образовательных результатов являются:
табель успеваемости по предметам (с указанием
требований, предъявляемых к выставлению отметок);
тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов
и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
Портфель достижений (или иная форма);
результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.
Слайд 13Нормы оценок по предметам:
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих
проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных
диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.
Объем словарных диктантов:
2 класс 8 - 10 слов,
3 класс 10 - 12слов,
4 класс 12 -15 слов.
Оценивание словарных диктантов:
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;
Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;
Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.
Слайд 14Контрольная работа, направленная на проверку вычислительных умений
«5» - без ошибок
и недочетов;
«4» - 1-2 ошибки;
«3» - 3-4 ошибки;
«2» - 5
и более ошибок.
Контрольная работа, направленная на проверку умения решать задачи.
«5» - без ошибок и недочетов;
«4» - 1 ошибка; 1 ошибка и 1 недочет; 2 недочета.
«3» - 2-3 ошибки (более половины работы выполнено верно);
«2» - более 3 ошибок.
Комбинированная контрольная работа.
«5» - без ошибок и недочетов;
«4» - 1-2 ошибки, но не в задаче;
«3» - 3-4 ошибки;
«2» - более 4 ошибок.
Слайд 153-бальная система оценивания стартовой , промежуточной, итоговой диагностик
2- бальная система
оценивания комплексной проверочной работы
Баллы переводим в проценты, проценты в отметку.
Мах
балл – 100% -
65%-77% - отметка «3»
78%-90% - отметка «4»
91%-100% - отметка «5»
(от отметок за ЕГЭ)
Слайд 17Родительское собрание:
«Первые уроки школьной отметки».
Слайд 18Я говорю своему ребёнку, что школьная отметка – это …
Когда
мой ребёнок идёт в школу, то я прошу его …
Когда
мой ребёнок идёт в школу, то я требую от него …
Когда мой ребёнок идёт в школу, то я желаю ему …
Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я …
Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я …
Слайд 19Обсуждение ситуаций, связанных со школьной отметкой:
Ребёнок не делает уроки сам
и ждёт родителей с работы.
Ребёнок выполняет уроки, но учитель оценивает
работу отрицательной отметкой.
Во время выполнения заданий ребёнок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит дело до конца.
Слайд 20Памятка для родителей № 1.
Как относится к отметкам ребёнка
Не всегда
ругайте ребёнка за плохую отметку. Ему хочется быть хорошим для
вас. Иначе он вас будет обманывать.
Если ребёнок долго трудился, но результат его труда не высок, то объясните ему, что важен не высокий результат, а каждодневный, упорный труд для достижения цели.
Слайд 21Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда
школьники знают основные характеристики разных отметок
Слайд 22Создание определенного общественного мнения в классе:
каким требованиям отвечает работа на «отлично»,
правильно ли оценена эта работа,
каково общее впечатление от работы,
что нужно
сделать, чтобы исправить ошибки.
Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.
Цель учителя
Слайд 24Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 .Что нужно
было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно
было получить в результате?
2.Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3.Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
4.Справилсяполностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
Как ученик определит свою отметку?
К указанному выше алгоритму самооценки можно добавлять другие вопросы, в том числе про отметку, которую ставит себе ученик. Начиная со 2−3-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований (см. 4-еправило) и введения уровней успешности (6-е правило), к этому алгоритму могут быть добавлены вопросы.
Продолжение алгоритма самооценки:
5.Какое умение развивали при выполнении задания?
6.Каков был уровень задачи (задания)?
−Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)
−В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)
−Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)
7.Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8.Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Слайд 26Интернет-ресурсы:
https://pandia.ru/text/77/335/62897.php
https://vuzlit.ru/342348/spisok_literatury
https://infourok.ru/kriterii-i-normi-ocenivaniya-literatura-fgos-2787591.html