Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
141 195 г.
Фрязино, ул. Луговая, 31 тел. 564 44 26
Слагаемые профессионального имиджа
педагога
Подготовила проект: Федотова Валентина Александровна
Слайд 2Понятие имиджа
Имидж - (с англ.) образ 1) облик (русская версия)
личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым
достигается эффект персональной привлекательности; это репутация семьи, хозяйствующего субъекта, государственного или общественного учреждения, региона или страны в целом;
2) индивидуальный облик или ореол, создаваемые средствами массовой информации, социальной группы или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания.
Имидж - это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности.
Имидж — это динамическая система, поскольку она является результатом постоянной работы человека над собой.
Слайд 3Личный имидж включает следующие составляющие (по А.Ю.Панасюку)
- габитарную (от лат.
“габитус” - внешний вид) - одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж,
парфюм, силуэт;
- кинетическую - осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда);
- речевую - культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк;
- средовую - созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т.п.);
- овеществленную - созданные человеком продукты его труда.
Слайд 4Профессиональный имидж
Профессиональный имидж – черты облика человека как субъекта деятельности,
отражающие степень его профессиональной успешности; стимулирует рост авторитета; расширяет перспективы
профессиональной карьеры, профессионального призвания; выступает условием профессиональной самореализации, достижения профессиональных вершин.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены:
- внешняя составляющая, включающая мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя.
процессуальная составляющая имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, способен оживить урок, приблизить его к естественному общению.
Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Слайд 5Психология «победителя»
Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки
личности соответствовали психологии "победителя".
Первая установка - высокая самооценка.
Вторая
установка – позитивное отношение к жизни.
Третья установка – вера в добро.
Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.
Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.
Слайд 6«Заповеди общения»
Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших
конкретных целей и задач.
Учитесь видеть в каждом ребенке то, что
выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым.
Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы.
Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей.
Чаще улыбайтесь людям.
Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности.
Очень важно заниматься собой, своим личностным ростом, научиться управлять своими отрицательными чертами характера.
Слайд 7Коммуникативная толерантность
Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям,
показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств
и поступков партнеров по взаимодействию. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка. Принимать ребенка – это значит:
проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;
признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами;
учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.
Особенно важно проявление коммуникативной толерантности в напряженной, конфликтной ситуации.
Слайд 8Вербальные и невербальные средства общения. Визуальная привлекательность
Доказано, что 35% информации
школьник получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при
невербальном. Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.
При общении играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
Внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю.
Слайд 9Кабинет учителя
Цвета стен должны быть выкрашены в не яркие, пастельные
тона. Комната должна быть светлой, просторной.
Ребятам намного интереснее учиться,
когда они видят много дополнительного материала не только на доске и в учебных пособиях, но и на большом экране проектора в виде презентаций по предмету, фильмов, фотодокументов. Визуальное восприятие материала запоминается всегда лучше, чем, например, материал на слух.
Порядок это одно их условий формирования гармоничной личности.
Слайд 10Самопрезентация
Деловой успех приходит к тем, кто умеет не только развить,
но и донести до других свои лучшие личностные качества.
В.М. Шепель
определяет самопрезентацию как «умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-, аудиокачествам».
Базовая модель технологии имиджирования состоит из следующих позиций самопрезентации:
-«Я-концепция» – морально-психологическая подготовка;
-фейсбилдинг – создание лица с учётом всех сопутствующих факторов;
-кинесика – телесное информирование;
-дизайн одежды – подбор и ношение одежды, использование аксессуаров;
-владение словом – риторическая оснащённость;
-флюидное излучение – создание личностного «биоэнергетического поля»;
-коммуникативная механика – мастерство общения.
Слайд 11Практическая часть
Деятельность учителя, будучи публичной, предъявляет особые требования к такому
профессиональному умению, как самопрезентация.
Мною было проведено интервью-тестирование педагогов, родителей, школьников.
Были рассмотрены требования, предъявляемые к педагогу со стороны различной целевой аудитории.
Таким образом, в зависимости от целевой аудитории, к педагогу предъявляются различные требования. Все эти качества в совокупности образуют набор ожиданий, который ученые называют Требуемым или Желаемым имиджем педагога.
Слайд 12Слагаемые желаемого имиджа педагога
По мнению учеников-подростков:
внимательность
ум
любовь к детям
доброжелательность
искренность
умение общаться
уважение к
мнению учеников
современные взгляды
жизнерадостность
Слайд 13Слагаемые желаемого имиджа педагога (продолжение)
По мнению родителей:
чуткость
заботливость
требовательность
умение быть хорошим психологом
эрудированность
увлечённость
своим предметом
культура и воспитание
умение создать дисциплину
инициативность
Слайд 14Слагаемые желаемого имиджа педагога (продолжение)
По мнению администрации
хорошие организаторские способности
профессионализм
хорошее знание
предмета и владение методикой
умение правильно оценивать знания учащихся
Слайд 15Секрет успеха профессионального имиджа учителя напрямую будет зависеть от того,
насколько педагогу удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.