Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа №5
Пахурина Юлия Владимировна,
учитель истории
НГПУ,
2008 год
Стаж работы: 3 года
pahurina2009@yandex.ru
Способы формирования хронологических знаний и умений
в курсах истории
Слайд 2Способы формирования хронологических знаний и умений в курсах истории
«Время —
вот главное действующее лицо истории»
(А.Про).
Слайд 3Одной из проблем на уроках истории является проблема с усвоением
дат важных исторических событий. Зачастую ученики после заучивания определенных дат
к конкретной теме урока по прошествии некоторого времени забывают и с трудом могут вспомнить ту или иную дату и событие, связанное с ней. Ученики, как правило, запоминают хронологический материал путем механического заучивания. Такой вид деятельности считается скучным и неинтересным занятием. В этом случае у детей отсутствует интерес к освоению новых знаний. Для того чтобы превратить «зубрежку» в интересное, увлекательное и продуктивное занятие по запоминанию дат и событий можно успешно использовать множество приёмов.
Слайд 4Используя приемы, предложенные мною ниже, можно реализовать следующие учебные цели:
во-первых, концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не
усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают хронологический материал; во-вторых, через различные способы и приемы экономится время урока, на проверку ранее изученного; в-третьих, происходит охват работой всех учеников класса; в-четвертых, работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся самооценке и оценке своих товарищей; в-пятых, используя индивидуальный подход можно корректно указать конкретному ученику на пробелы в его знания.
Слайд 5Хронология – последовательность исторических
событий во времени, а также перечень
дат этих
событий.
Слайд 6В современном обучении в школьных курсах истории существуют:
ДАТЫ
ОПОРНЫЕ
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ
Именно опорные
даты требуют специальной работы при изучении
истории в школе.
Слайд 7Наглядно-образное обозначение времени (картинное описание,
сюжетное повествование
о событии).
«В субботу пятого апреля / Сырой рассветною порой...»,
«Русское
войско сошлось с татарским в самый день, когда празднуется
Рождество Богородицы, 8 сентября, в 1380 г. от Рождества Христова
на поле Куликовом за Доном у реки Непрядвы» и др.
2. Карточки-сорбонки (на лицевой стороне цветным фломастером
пишется дата, а на обратной – соответствующее дате событие).
Можно предложить ученикам самим проиллюстрировать историческое
событие: лицевая сторона – дата, обратная – рисунок (символическое
изображение) события.
Слайд 8Карточки изготовить нетрудно и недолго. Для этого применяется плотная бумага
(альбомный лист, картон, ватман) из которой нарезаются карточки размером 10
на 15 сантиметров. Важно чтобы они были не слишком маленькими, так как ничего не будет видно с задних парт, и не слишком большие, чтобы помещались в обыкновенный конверт. На лицевой стороне цветным фломастером пишется дата, а на обратной – соответствующее дате событие. Желательно определить единый для всех учеников цвет надписи. Карточки изготавливаются учениками самостоятельно дома или же, если в этом есть необходимость, на уроке. На каждом уроке у учеников должно быть не менее 10 карточек с датами и событиями предыдущих тем уроков и, карточки с датами изучаемой темы.
После того как карточки будут изготовлены, можно приступать к их использованию.
Слайд 9Предлагаю несколько способов использования карточек-сорбонок для формирования хронологических знаний и
умений.
Способ 1.
У учеников на столах лежат карточки. Учитель на различных
этапах урока называет определенную дату, все ученики должны поднять и показать карточку с соответствующим событием. Или напротив называется событие, ученики показывают карточку с датой. Ученики, которые неправильно выполнили задание, исправляют свою ошибку. У учителя также имеется комплект карточек, и он тоже показывает карточку, но уже классу. Те ребята, которые безошибочно справлялись в течение урока с заданиями, в конце урока поощряются хорошей отметкой.
Слайд 10Способ 2.
Как правило, этот способ используется в начале, при повторении
ранее изученного материала, или в конце урока, при закреплении изученной
темы. Данная работа проводится в два этапа. На первом этапе определяется соотношение даты и события, на втором – соотношение события и даты. Соответственно в первом случае карточки раскладываются датами вверх, а события закрыты, во втором – событиями, события закрыты.
Слайд 11Способ 3.
Данный способ используется при работе в парах постоянного или
сменного состава. На эту работу в начале урока отводится пять-семь
минут. Ребята в парах проверяют с помощью карточек знание дат друг у друга и сами себя оценивают.
Аналогичную работу можно проводить у доски. К доске вызываются два ученика, на доске планшет с карточками. Ученики поочередно задают друг другу вопросы и оценивают себя. Такой способ предполагает самостоятельную работу учащихся.
Слайд 12Способ 4.
Проводя повторительно-обобщающий урок по изученному разделу учебного материала можно
на одном из этапов урока организовать групповую работу с карточками-сорбонками.
Класс разбивается на группы, по 4-6 учеников. Ребята, сидя группой за партами, раскладывают свои карточки перед собой. Учитель дает задание выбросить на центр парты карточки с датами, которые связаны с теми или иными историческими деятелями. Например: учитель говорит: «Годы правления царей (князей, королей)», ученики выбрасывают на центр стола карточки, на которых указаны даты деятельности правителей. Таким же способом определяются даты связанные с внешней и внутренней политикой, культурой, войнами, народными движениями. Учащиеся в группах контролируют друг друга, тот, кто выполнил задание неправильно, забирает себе все выброшенные на центр стола карточки и откладывает их рядом с собой в сторону. Если все ребята справились с заданием карточки остаются на центре стола. В конце работы определяется количество карточек у каждого ученика. Те, у кого карточек окажется много, с заданием не справились, учитель им предлагает дома потренироваться. Ребята, у которых карточек не оказалось, с заданием справились и получают положительную оценку.
Слайд 13Данные способы способствуют формированию как элементарных, так и более сложных
навыков. При формировании элементарных знаний, умений и навыков необходимо соблюдать
важное условие – регулярность тренировок.
Слайд 143. Хронологические комплексы (ряды логически связанных между
собой фактов
и дат).
При анализе крепостного права в России в 18 веке
уместно совершить
исторический экскурс по основным вехам становления крепостничества
и проследить формирование этой системы начиная с 16 века.
4. Оформление хронологических (ХРОНОТОПЫ)
и синхронистических таблиц.
Хронологические таблицы: сводные и тематические
Важнейшие события в истории России
Народные движения в второй половине ХVIII в.
Слайд 15В синхронистических таблицах фиксируются наиболее важные события
и явления, происходившие в
разных странах примерно в одно и то же время.
Страны и
народы мира: эпоха Средневековья
Слайд 165. Схемы-лесенки и круговые схемы
Цепочка дат и событий, которые
Непосредственно
привели к тому
Или иному значительному факту истории
«Мир на пути к
Первой мировой войне»
Фиксируют временные рамки
исторических событий, о периодизации
которых в науке существуют разные
точки зрения.
«Периодизация Гражданской войны»
Слайд 17Литература:
Лернер И.Я. Развитие мышления в процессе обучения истории.
Талызина Н.Ф.
Формирование познавательной деятельности учащихся.
Поспелов Н.Н. Формирование мыслительных процессов у
Вагин А.А. Методика обучения истории.
Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения.
Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке.