Слайд 1Стёртая форма дизартрии.
Современный взгляд на проблему.
Волкова Р.М., учитель-логопед МКОУ
«Центр ПМСС»
Слайд 2Стёртая форма дизартрии
распространённое нарушение речи у детей дошкольного и младшего
школьного возраста
Отмечается недостаточность теоретического и фактического материала
по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендаций по организации и содержанию коррекционной работы.
Слайд 3Стёртая форма дизартрии
Как особый вид речевого расстройства
стала выделяться в
логопедии – в 50 – 60-х годах ХХ века.
Слайд 4Вариативность терминологий
Апрактическая дизартрия
Артикуляторная диспраксия
Органическая, центральная, усложнённая – «затяжная» - дислалия
Функциональная
дизартрия
Малые дизартрии
Минимальные дизартрические расстройства
Слайд 5Стёртая форма дизартрии
Термин впервые употребила Токарева О.А.
Е.Ф. Соботович, Р.И. Мартынова,
Э.Я. Сизова, Э К. Макарова, Л.В. Лопатина также обозначали данные
нарушения.
Слайд 6
В настоящее время в отечественной литературе стёртая форма
дизартрии рассматривается как следствие ММД, при которой, наряду с нарушениями
звукопроизношения, наблюдаются нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, лёгкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.
Слайд 7
Этиологию стёртой формы дизартрии отечественные авторы связывают с
органическими причинами, действующими на мозговые структуры в пренатальный, натальный и
ранний постнатальный периоды. Во многих случаях в анамнезе имеет место цепочка вредностей всех трёх периодов развития ребёнка.
Слайд 8
В иностранной литературе для подобных нарушений используется понятие «речевая, или
артикуляционная, диспраксия развития».
Причины: нарушение иннервации артикуляционного аппарата, двигательные расстройства,
оральная апраксия как нарушение центральной программы временного согласования произвольных мускульных движений артикуляционного аппарата, ММД.
Слайд 9
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают наличие многообразной неврологической
симптоматики у детей со стёртой формой дизартрии (стёртые парезы, изменение
тонуса мышц, гиперкинезы, проявляющиеся преимущественно в мимической и артикуляционной мускулатуре, наличие патологических рефлексов, нарушение вегетативной нервной системы).
Слайд 10
Общая моторика детей со стёртой формой дизартрии недостаточно
исследовалась в отличие от тонкой моторики.
Нарушение тонкой моторики,
наряду с артикуляционной – ведущий симптом.
Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова отмечают неточность, некоординированность, недостаточную динамическую организованность движений.
Слайд 11Артикуляционная моторика
Сужение объёма движений нижней челюсти
Синкенезии губ и языка
Сглаженность, ассиметрия
носогубных складок
Невозможность удержания статической позы, тремор кончика языка, трудности поднятия
языка вверх, гипер- или гипотонус мышц
Саливация. Назализованный оттенок речи, ограниченный объём движений средней части и корня языка
Трудности переключения движений, воспроизведения одновременных движений артикуляционных органов, персеверации (навязчиво повторяющиеся движения), перестановки при воспроизведении серии движений.
Слайд 12Фонетические недостатки
по мнению исследователей, являются доминирующими в структуре дефекта при
стёртой форме дизартрии
О.А.Токарева – у данной категории детей более грубые
проявления нарушений звукопроизношения, чем при дислалии, требующие длительного воздействия.
Г.В. Гуровец, С.И. Маевская – наиболее распространённые искажения – боковое, межзубное, смягчённое произношение звуков.
Большинство исследователей отмечают полиморфное нарушение звукопроизношения (искажения и отсутствие свистящих, шипящих, соноров)
Слайд 13Нарушения фонематического восприятия
Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Е.Ф. Соботович, Л.В. Лопатина:
дети трудно различают на слух твёрдые-мягкие, звонкие-глухие, аффрикаты и составляющие
их элементы, характерны искажения звукослоговой структуры слов, трудности в овладении звукослоговым анализом и синтезом, формирования фонематических представлений.
Слайд 14Грамматический строй речи
Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина, Н.В. Серебрякова – отмечают недоразвитие грамматического
строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической систем
языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи.
Р.И.Мартынова, Г.В. Гуровец утверждают, что данные нарушения не являются обязательными.
Слайд 15Высшие психические функции
Р.И.Мартынова, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина выявляют ослабление мыслительной деятельности с
выраженным снижением функций внимания и памяти, трудности при обобщении, классификации,
определении логической последовательности событий в сюжетных сериях, нарушения в установлении причинно-следственных связей.
Слайд 16 В литературе отмечается наличие следующих симптомов стёртой формы
дизартрии: неврологическая симптоматика, недостаточность зрительного гнозиса, пространственных представлений,памяти, нарушения моторики,
просодической стороны речи, низкий уровень развития звукопроизношения,фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Слайд 17
Для организации эффективной коррекционной работы необходимо определить доминирующие
симптомы, обязательные для симптомокомплекса при стёртой дизартрии, и вторичные, проявляющиеся
при наличии определённых условий.