Слайд 2 Техника речи — это мастерство публичного выступления, делового общения
людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского
искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.
Слайд 3Речевой аппарат — это совокупность органов человека, необходимых для производства речи.
Он включает в себя несколько звеньев:
дыхательные органы;
органы речи пассивные —
это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов.
органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука;
головной мозг.
Слайд 41 — твердое небо; 2 — альвеолы; 3 — верхняя
губа; 4 — верхние зубы; 5 — нижняя губа; 6
— нижние зубы; 7 — передняя часть языка; 8 — средняя часть языка; 9 — задняя часть языка; 10 — корень языка; 11 — голосовые связки; 12 — мягкое небо; 13 — язычок; 14 — гортань; 15 — трахея.
Слайд 5Упражнение 1. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на
5, 6 — задержите дыхание, на счет 7, 8, 9,
10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох.
Упражнение 2. Повторите задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.
Упражнение 3. Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее".
Слайд 6Упражнение 4. Игры-соревнования:
а) “Кто дольше?”:
- прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж);
- прозвенит комаром (з-з-з-з-з);
б) “Кто больше?”:
- выпустит
воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с);
- задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф-ф).
Слайд 7 Упражнение “Цоканье”. Кончик языка плотно прижат к альвеолам,
затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При
этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз.
Тренировка языка:
Слайд 8 Упражнение. С любой громкостью произнесите поочередно звуки И
- У (И-У-И-У-И-У) 10-15 раз. Упражнение развивает подвижность гортани.
Тренировка гортани
Слайд 9 Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности
работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу
голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.
Слайд 10 Прочитайте текст, меняя в зависимости от содержания силу
голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома
сменилась она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Развитие силы голоса
Слайд 11 Упражнение. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый
раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.
Изменение высоты голоса,
то
есть расширение его диапазона
Слайд 12Упражнение. “Рисуйте” голосом линию движения прыжка в высоту:
Слайд 13 Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков
(хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде
всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.
Слайд 14 Упражнение. Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно
звук «М».
Отработка благозвучности
голоса
Слайд 15 Полетность голоса — это его способность быть хорошо слышимым
на значительном расстоянии без увеличения громкости.
Упражнение. Придумайте речевую ситуацию, когда разговор
между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Продемонстрируйте эту беседу.
Слайд 16 Подвижность голоса — это его способность без напряжения меняться
по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными,
у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.
Слайд 17 Упражнение. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп
до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали,
быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".
Упражнение. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:
Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп)
Завертелись карусели. - - -(медленный темп)
А потом, потом, потом - - -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите - - -(средний темп)
Карусель остановите. - - -(средний темп)
Раз, два, раз, два - - -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)
Слайд 18 Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в
речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть
добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.
Слайд 19 Упражнение. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить:
восхищение;
сочувствие;
презрение;
пренебрежение;
вопрос;
зависть;
вопрос-переспрос;
удивление.
Слайд 20Упражнение. Соедините реплики персонажей и авторские слова:
Слайд 21 Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека,
однако, умение варьировать, при необходимости, скорость произнесения слов и фраз
также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».
Слайд 22 Дикция — это степень отчетливости в произношении звуков, слогов
и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят
от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.
Слайд 23 Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько
раз.
проговаривайте «БЯ», положив язык на нижнюю губу;
произносите звуки «АС», быстро
высовывая и убирая язык за зубы;
произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ»;
для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.;
сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М», затем улыбнитесь.
Слайд 24 Упражнение. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:
Тлз,
джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ,
кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.
Слайд 25 Упражнение. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала
медленно, затем быстро:
В тот час тут пел дрозд. В тот
год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.
Слайд 26 Работа по повышению уровня речевой культуры немыслима без
усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая
начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление.
Работайте над своей речью.
Слайд 27«Самое важное в искусстве речи – это во-первых, произношение, во
– вторых, произношение, и , в-третьих, произношение»
Демосфен.
Слайд 28Используемая литература:
http://technics-speech.ru (© 2007 – 2012 «Техника речи»).
http://mirsovetov.ru (© 2006
– 2012 «МирСоветов.Ru»).