Слайд 1Технология использования
критериального оценивания обучающихся младшего школьного возраста
учитель начальных классов
МБОУ СОШ
№1
Моисеева Лариса Ивановна
Слайд 2 Дать общее представление о новой системе критериального оценивания
Раскрыть
место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени
реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.
Рассмотреть приёмы и методы критериального оценивания
Слайд 3Система оценивания должна дать
обучающемуся
учителю
достиг он или нет поставленных им целей; использовать ее как форму поощрения;
ориентировать ученика на успех,
содействовать развитию самооценки
информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед
Слайд 4Задачи:
- Как объективно оценивать
предметные результаты?
-Как объективно оценивать учебные достижения
учащихся?
-Какими критериями оценивать предметные результаты учащихся?
Слайд 5
Цели и задачи системы оценивания
устанавливать, что знают и понимают учащиеся
о мире, в котором живут;
давать общую и дифференцированную информацию о
процессе преподавания и процессе учения;
отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования;
повышать объективность контроля и оценки образовательных достижений обучающихся;
обеспечивать условия для самооценки и самоконтроля;
обеспечивать мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Слайд 6
Критериальное оценивание–это процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся
с четко
определенными, коллективно выработан-
-ными, заранее известными всем участникам образовательного процесса
критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.
М.Ю Демидова, С.В.Иванов
Слайд 7
Проблема
как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не
свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а
охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты.
Слайд 8
Модель технологии критериального оценивания
-цель, обусловленная потребностями общества
-оценочная политика образовательного
учреждения
-процедура педагогического диагностирования
(тестирование, анкетирование,
интервьюирование ,наблюдение)
Слайд 9Модели оценочной деятельности: внутренняя оценка
Оценка учителя
Оценка ученика
Состояние
Динамика
индивидуальный прогресс
самооценка
диагностика
стартовая
текущая
срез
итоговый
тематический
промежуточный
Внутренняя
оценка
взаимооценка
Слайд 10Модель оценочной деятельности
Внутренняя оценка:
Образовательное учреждение
и родители
Экспертные и
объективизированные процедуры
Слайд 11-стимулировать ответственность учащихся за свои результаты
-
помогать учиться на своих ошибках
мотивировать
на достижение успеха
осознать , что важно и необходимо
освоить
определять наличие тех или иных умений
фиксировать неудачи, но не наказывать за них.
Слайд 12
появляется возможность рефлексии деятельности
ученика
- оценка образовательных достижений становится открытой
-
способствует установлению доброжелательных отношений
между участниками образовательного процесса
- позволяет повысить
уровень обученности
и качество знаний учащихся
Особенности критериального подхода
Слайд 13Формы контроля и оценки
стартовые (входной контроль)
текущие проверочные работы
комплексная диагностическая
работа
устный опрос
проверка сформированности навыков чтения
итоговые проверочные работы
«портфолио» ученика
Слайд 15Карта фиксации личностных результатов освоения обучающимися ООП
Слайд 16«Лист достижений»
Лист достижений__________________________________________________
ученика(цы) 1 класса за 20____ учебный год.
Уважаемые
родители! Администрация школы и классный руководитель доводят до Вашего сведения
следующие результаты обучения вашего ребёнка.
Успехи по предметам: (параметры оценки по 5-бальной шкале)
1.Математика
Итоговая контрольная работа :
Решение примеров__________________________________________
Задача_____________________________________________________
Составление выражений_____________________________________
Сравнение чисел____________________________________________
Построение отрезка_________________________________________
Уровень___________________________________________________
На что обратить внимание____________________________________
2.Русский язык
Каллиграфия ______________________________________________
Итоговая контрольная работа : диктант_______________________
грамматическое задание:
постановка ударения_______________________________________
деление на слоги___________________________________________
звуковой анализ слова______________________________________
Словарно – орфографический диктант________________________
умение списывать с печатного текста__________________________
Уровень__________________________________________________
На что обратить внимание__________________________________
Чтение
Техника чтения ________________ сл/мин норма чтения по программе ___________ сл/мин
Способ чтения: по слогам, слово – слоговой, целыми словами
Выразительность_________________________________________
Понимание прочитанного _________________________________
Итоговая комплексная работа
Баллы_____________________________________________________
Уровень___________________________________________________
Учитель:
Дата заполнения:
Ознакомлены: Подпись родителей: ________________
Слайд 17Ф.И.________________________________________________________
Как растёт читатель.
Карта успехов по чтению
Слайд 18Сбор и накопление оценок и отметок
мониторинг образовательных результатов
25 баллов -
100%
высокий уровень - 95 - 100%;
повышенный уровень - 75 -
94 %;
базовый уровень - 50 - 74 %;
низкий уровень - менее 50 %.
Слайд 19Сбор и накопление оценок и отметок
индивидуальные карты достижений по предметам
Индивидуальная карта достижений обучающегося по математике
Ф.И. ученика ________________________________класс_____________
Критерии оценивания:
«Зелёный цвет»
- усвоил.
«Жёлтый цвет» - иногда испытываю трудности.
«Красный цвет» - надо поработать.
Слайд 20Критерии оценивания предметных результатов
Базовый
уровень
Повышенный
уровень
Высокий
уровень
высокий уровень - 95
- 100%;
повышенный уровень - 75 - 94 %;
базовый уровень -
50 - 74 %;
низкий уровень - менее 50 %.
Слайд 21Средства накопления информации об образовательных результатах
портфель достижений (портфолио)
комплексная оценка
– это не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая
характеристика всего приобретённого учеником.
Слайд 23Оцениванию не подлежат:
темп работы ученика;
личностные качества школьников;
своеобразие их психических процессов
(особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
Слайд 24
Принципы критериального оценивания
-постепенный переход функции
контроля
и оценивания от учителя к
ученику
- контролируется и оценивается не результат, а процесс учебной деятельности
- приоритет самооценки
Слайд 25Критерии для инсценировки:
правильность;
артистичность;
точность характеров;
элементы костюмов;
музыкальное сопровождение.
Слайд 26
критерии оценивания
устного счета
- Логика при изложении содержания ответа
на вопрос,
выявленные
знания соответствуют объему
и глубине их раскрытия в учебнике
-
Использование научной терминологии в контексте ответа;
- Объяснение причинно –следственных и функциональных связей
Слайд 27Критерии оценивания выполнения таблицы:
- Полное заполнение граф таблицы;
-
Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф;
- Эстетичность оформления
работы;
- Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.
Слайд 28Строчная буква Я
1шаг алгоритма – цель работы
Какое было задание?
2
шаг – разработка критериев
Что нужно сделать чтобы выполнить задание?
Ответы:
наклон, высота
буквы,
ширина буквы, аккуратность
3 шаг – оценочная деятельность
- Как оценим работу?
Н
Методика «Волшебная линеечка»
Слайд 30
Хорошо
Плохо
Знаю
Не знаю
Методика «Волшебная линеечка»
Слайд 31Самооценка письменной по нескольким параметрам
Почерк
Пропуск
букв
жи-ши
ча-ща
чу-щу
Перенос
Слайд 32
Методика «Волшебная линеечка» Г.И.Цукерман
Слайд 34«Свидетельство».
Начиная со второго класса можно применять такой инструмент самооценки, как
«Свидетельство». Оно позволят самому ученику увидеть динамику роста своих знаний
по данной теме. Например:
2 класс - урок математики. Оценка контрольной и самостоятельной работы производится по следующей системе:
Зелёный – знаю и могу решить.
Жёлтый - допускаю 1 – 2 ошибки вычислительных в задачах и математических выражениях.
Коричневый – допускаю 3-5 вычислительных ошибок в нахождении значения выражений.
Синий – допускаю ошибки в выборе действия в задаче.
Красный – не могу решить задачу (найти значение математического выражения).
Слайд 36
Методика оценивания устных
ответов
Эта методика является эффективной для оценивания устных
ответов первоклассников. Оценивание проводится по памятке:
1. громко – тихо;
2. с
запинками – без запинок;
3. выразительно – нет;
4. понравилось?
Слайд 37Прием « Оценка – шкала»
Наклон – 2 балла
Соединения –
2 балла
Правильность – 3 балла
Перенос – 2 балла
Грамматическое задание –
3 балла
Слайд 38
Прием «Представление детских работ»
На уроках технологии и изобразительного искусства очень
эффективным является прием «Представление детских работ».
В классе оформляется специальный
стенд, на который все желающие могут вывесить свои работы.
Затем в процессе диалога учащиеся выделяют критерии своего отношения к вывешенным работам.
Этот прием позволяет выделить не только недостатки, но и увидеть интересное и ценное в каждой работе. Он позволяет придать детской работе новый статус – значимость в классе.
Слайд 39Методика оценочной деятельности «Светофор»
Методика оценочной деятельности «Светофор»
Слайд 40Методика «Цветовые сигналы»
или (карточка «Успеха»)
Слайд 42Методика «Мы – вместе»
1. № задания
1, 2, 3, 4
2.Оценка ученика
3.Оценка учителя
Слайд 43
Методика «Радуга»
Цель: развить у учащихся умения осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая
работу с образцом, по заданной инструкции.
Учащимся выдают карточку — круг, разделённый
на такое количество частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, вы-полненное правильно, дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой — зелёным цветом, с тремя и более ошибками — жёлтым цветом. Эта методика эффективна на обобщающих уроках.
Слайд 44Методика «Древо творчества»
Критерии оценивания:
Яблоко – «урок прошел плодотворно»
ЛИСТ- «ПРОПАВШИЙ ДЕНЬ»
ЦВЕТЫ – «ДОВОЛЬНО НЕПЛОХО»
Слайд 45Стандартизированный тест
1.Подчеркни названия природных объектов:
Ромашка, линейка, машина, горы, шкаф, глина, птица, облака.
2.К
неживой природе относятся:
а) человек, животные, растения, грибы и микробы;
б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек;
в) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь,
снег.
3.К живой природе относятся:
а) человек, животные, растения, грибы и микробы;
б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек;
в) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь,
снег.
4. Составь краткий рассказ, содержащий в себе объекты живой и неживой природы.
Слайд 46Модульно-рейтинговая система
Что мы знаем о слове.
Что мы знаем о предложении.
Что
мы знаем о тексте.
Что мы знаем о слове, предложении и
тексте.
По каким признакам можно обнаружить орфограммы.
Повторяем изученные орфограммы.
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами.
Правописание большой буквы в словах.
Контрольный диктант по теме: «Написание слов с изученными орфограммами».
Слайд 47Кейс-метод
Большой круговорот веществ. Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого
и неживого.
Слайд 48Структура
портфолио ученика
Великие люди России
Я мечтаю
Слайд 49Метод развивающейся кооперации
Тема: Новый год.
Разработать сценарий Нового года для класса:
Составить
план сценария
Нарисовать эскизы костюмов
Изготовить шаблоны для
украшения кабинета
Слайд 50Проектный метод
Аквариум – маленькая искусственная экосистема.
Слайд 51Деловая игра
Выборы политической партии, которая разработает свои законы поведения
в
классе на уроках
и на перемене.
Слайд 52
Вывод:
критериальное оценивание
- формирует у детей навыки контрольно-
-оценочной деятельности;
- стимулирует к
реализации учебно- познавательной деятельности;
- способствует снижению школьной тревожности учащихся;
-делает процесс
оценивания более объективным;
- способствует повышению интереса
к учебному процессу
Слайд 53
Ожидаемые результаты
- объективно оценить учебные достижения учащихся;
-повысить мотивацию учащихся на
развитие умений и
навыков для достижения ожидаемых результатов;
- улучшить качество
преподавания и обучения;
Слайд 54
Практическая значимость
- оценивается работа учащегося ,
а не его личность;
- работа
проверяется по критериям, которые известны им заранее;
- учащемуся известен четкий
алгоритм выведения оценки;
- повышается мотивация учащихся
к самооцениванию и обучению
Слайд 55 Критериальное оценивание позволяет:
Учителям:
1. Разработать критерии, способствующие получению
качественных результатов;
2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
3. Улучшить качество преподавания;
4. Улучшить качество обучения;
5. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;
6. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
7. Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Слайд 56 Учащимся:
1. использовать многообразие стилей обучения,
типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего
понимания;
2. знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;
3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
4. использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Слайд 57Родителям:
1. Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
2. Отслеживать прогресс
в обучении ребенка;
3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
4. Устанавливать
обратную связь с учителями и администрацией школы;
5. Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.