Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Выполнила
учитель биологии
МОУ – средняя общеобразовательная
школа №43 г. Белгорода
Андриец Е.А.
Слайд 2
Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков.
С.И.Ожегов
Слайд 3Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные
аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Критическое мышление означает не негативность суждений
или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.
Слайд 4КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ:
способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
облегчает
понимание различных «взглядов на мир»;
позволяет учащимся использовать свои знания для
наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Слайд 5ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в
образовательный процесс
Слайд 6ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-годов XX
века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч.Темпл как особую
методику обучения, отвечающую на вопрос:
Как учить мыслить?
А.П. Чернявская отмечает, что технология развития критического мышления - это разновидность личностно ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода.
Слайд 7ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Этап «Вызов» (актуализация субъектного опыта)
Этап «Осмысление»
Этап «Чтение с
пометками»
Этап «Рефлексия»
Этап «Домашнее задание»
Слайд 8Приемы развития критического мышления
Таблица «З-Х-У»
Слайд 9Приемы развития критического мышления
Осмысление полученной информации
Графический организатор – кластер
(«гроздь»)
Слайд 10Рекомендации по работе с гроздьями
Оцените текст, с которым будете работать.
Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли
выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.
Озвучьте свои «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту веточку поярче.
Слайд 11ЭРИТРОЦИТ
КЛЕТКИ
КРОВИ
КРАСНЫЙ
ГЕМОГЛОБИН
ПЕРЕНОСИТ
КИСЛОРОД
ФОРМА ДИСКА
КРАСНЫЙ
КОСТНЫЙ
МОЗГ
СЕЛЕЗЁНКА
БЕЛОК ГЛОБИН
ЖИВУТ 4 МЕС.
УДАЛЯЕТ
УГЛ. ГАЗ
МАЛОКРОВИЕ
4,5-5,5 млн.
транспорт газов красный костный мозг
О2 и СО2 кол-во в 1 мм³ селезенка
функция
образование
Эритроцит
форма строение состав продолжительность жизни
двояковогнутый нет ядра гемоглобин
диск 100-120 суток
Слайд 13Виды пометок при работе с текстом
это я знаю;
+ новая информация;
- информация, противоречащая моим
знаниям;
? информация требует пояснения;
! это интересно.
Слайд 14Приемы развития критического мышления
Двойной дневник
Слайд 15Приемы развития критического мышления
Синквейн
1 строка-1 существительное (тема)
2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка-
3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка- предложение (отношение к теме)
5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
Слайд 16КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА
КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ РАСКРЫТА ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
Оценка
(Где ошибка?)
Диагноз (В чем причина?)
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
Критика (Согласны ли вы?
Опровергните. Приведите контраргументы?)
Прогноз (Постройте прогноз)
Слайд 17Задания на мониторинг критичности мышления
(тема «Пищеварение»)
Сопоставьте следующие мнения:
Лучше голодать,
чем что попало есть.
Омар Хайям
По мнению американского врача Хирма, одна
из причин переедания – то, что люди очень мало нюхают блюда, которые употребляют в пищу.
Слайд 18Тема «Высшая нервная деятельность»
За свою научную деятельность русский ученый Иван
Павлов был награжден физиологами всего мира почетным титулом «старейшина физиологов
мира». Ни до него, ни после ни один биолог не удостоился такой чести. С чем было связано присуждение Павлову этого титула?
Слайд 19ЧТО ДАЕТ УЧАЩИМСЯ ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ
повышается ответственность за качество собственного образования;
развиваются
навыки работы с текстами любого типа;
развиваются творческие и аналитические способности,
умение эффективно работать совместно с другими людьми
Слайд 20ОГРАНИЧЕНИЯ
учитель часто уменьшает долю своего участия в процессе знакомства учеников
с новым материалом;
учитель должен принять все версии, которые предлагают ученики
– правильные и неправильные;
подготовка специального содержания текстов.
Слайд 21Важнейшая задача цивилизации –научить человека мыслить.
Эдисон