Слайд 1ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ
Л.В.ЛЕБЕДЕВА
Слайд 2ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из
важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом
успешного обучения в школе.
От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Родители безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, которые во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, о психических процессов и готовности личности.
Слайд 3 Так, дети, имеющие завышенную самооценку, с трудом понимают критерии педагогических
оценок.
Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически
ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из – за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц ( мышц « ловких»). Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазаний, метании и др.
Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально – волевая.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Слайд 4ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Личностная и социально – психологическая
готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию
новой социальной позиции школьника, имеющих круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности и включает формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, одноклассниками. Ребенку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими людьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.
Слайд 5ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в приобретении
определенного кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих
в основе научных знаний.
Хотя детям 6 – 7 летнего возраста и доступны логические формы мышления, но они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходств и различия предметов, их новых свойств.
Слайд 6СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
умение читать;
умение считать;
умение писать;
умение разговаривать;
умение сосредоточить внимание;
умение развивать мышление,
память, воображение; восприятие;
умение выделять существенные особенности;
умение систематически наблюдать изучаемые предметы
и явления
Слайд 7ЛИЧНОСТНАЯ
СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
принятие позиции школьника;
отношение к школе, учебной деятельности,
учителям, самому себе;
умение общаться со взрослыми, сверстниками;
умение войти в детское
общество;
умение действовать совместно с другими.
Слайд 8ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
ориентировка ребенка в окружающем мире;
запас его знаний и умений;
желание
узнавать новое;
любознательность;
сенсорное развитие ( обследование предметов);
развитие образных представлений;
развитие речи.
Слайд 9ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВАЯ
управлять своим поведением;
умение организовывать свое рабочее место и
поддерживать порядок на нем;
положительное отношение к целям деятельности, принятие их;
стремление
преодолевать трудности.
Слайд 10ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
состояние здоровья;
физическое развитие;
развитие анализаторных систем ( умение
логически мыслить);
развитие мелких групп мышц;
развитие основных движений
( бег, прыжки…).
Слайд 11ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА
Чтобы ребенок успешно учился – он должен САМ
захотеть!
При нежелании трудно его чему – либо научить.
Со временем внутренняя
позиция школьника становиться содержательнее.
Желание сравниться по положению со старшими.
Отношение близких взрослых к учению должно быть более важным, чем игра.
Слайд 12ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ
как к непредсказуемому авторитету;
как к образцу для подражания;
выполнять
все требования учителя;
его замечания принимать без обид;
общаться в ситуации урока
после поднятия руки;
отвечать на поставленные вопросы;
задавать вопросы по делу;
внимательно слушать.
Слайд 13ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ДЕТЯМ
деловое общение с одноклассниками;
умение взаимодействовать;
умение выполнять учебные
действия со сверстниками;
характерно соревновательное общение.
Слайд 14ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ
адекватное отношение к своим способностям, результатам работы,
поведению и т.д.;
определенный уровень развития самосознания;
адекватная самооценка.
Слайд 15
Семь основных причин тревоги
у первоклассников
Слайд 16ПЕРВАЯ ПРИЧИНА
Чаще всего ребенок попадает в малознакомое для него место,
где он физически должен тратить свой ресурс на своеобразное
«ориентирование».
Слайд 17ВТОРАЯ ПРИЧИНА
Это ориентирование и построение новой для ребенка модели поведения
необходимы не только в физическом пространстве, но и в пространстве
новых формальных отношений – с гардеробщицей, буфетчицей и т.д.
Слайд 18ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА
Наличие большого количества незнакомых людей, с которыми надо взаимодействовать,
необходимость ориентироваться в пространстве неформальных отношений. И не каждому также
легко ориентироваться в большой детской группе – классе, особенно единственному ребенку в семье.
Слайд 19ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА
Перед младшим школьником, по сравнению с дошкольным детством, стоит
много новых задач. Ему приходиться осваивать новые правила и нормы,
и это не всегда по силам. Монотонность каждодневных обязанностей является большим испытанием для первоклассника.
Слайд 20ПЯТАЯ ПРИЧИНА
Повышение своего внутреннего статуса, что также часто не позволяет
ребенку обратиться к родителям с простым вопросом, своеобразное неудобство перед
близкими, « ведь я уже взрослый».
Слайд 21ШЕСТАЯ ПРИЧИНА
Значительно возрастающие уже к третьей декаде сентября, а тем
более к началу октября и ноября, образовательные программные нагрузки (хотя
формально и без домашних заданий, но фактически – с ними).
Слайд 22СЕДЬМАЯ ПРИЧИНА
Несовпадение ожиданий, то есть того, что ребенок в своем
внутреннем плане представлял школу и что на самом деле вышло.
Слайд 23
ЧТО В ЭТОМ СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ?
Слайд 24 Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать свое поведение, взрослому нужно
помочь ему выражать свои чувства, тем самым помогая переживать травмирующую
ситуацию, найти способ справиться с ней. Если не делать этого, « обходным путем» выйти из нее, что часто создает новые трудности в его жизни.
Слайд 25
Ребенок чувствует себя знающим и умелым, если он принимает себя,
то есть положительно относиться к себе, принимает свои недостатки. Ребенок,
которого не понимают родители, плохо адаптируется в школе, боится отметок и с трудом садиться за уроки.
Слайд 26
Если ребенок чувствует, что его отвергают, он замыкается в себе,
исполняет требования взрослого или от страха наказания, или под давлением.
Слайд 27ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА
поддержите в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя
заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к
его первым достижениям и возможным трудностям, помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности;
обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учиться, у него может что – то сразу не получиться и это естественно. Ребенок имеет право на ошибку;
Слайд 28составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением;
не
упустите трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными
навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА
Слайд 29поддержите в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно
найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что
похвала и эмоциональная поддержка
( « Молодец!», « Ты так хорошо справился!» и т.п) способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека;
если Вас что – то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или ко мне, как к школьному психологу.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА
Слайд 30ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за
что, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д,
а просто не за то, что он есть!
Можно выразить свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Можно обсуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или « непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит у него возникли, значит для этого есть основания.
Слайд 31ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно
перерастет в неприятие его.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок,
если он не попросит помощи. Свои вмешательства Вы будете сообщать ему: « С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!» « Молодец!».
Слайд 32ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь,
обязательно помогите ему.
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и
ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица.
И что самое важное – обнимайте ребенка не менее четырех, а лучше восемь раз в день!
Слайд 33ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в
школу существенно меняет жизнь ребенка, но оно не должно лишать
его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Слайд 34ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Быть родителем – особое искусство. Хочется пожелать Вам, родителям
первоклассников, терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения
своих детей!
Слайд 35ЗАПОМНИТЕ!
Родители лучше знают своего ребенка, а значит скорее могут придти
на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.
Родители
постоянно должны совершенствовать свои знания о своем ребенке. Это залог успеха.
Слайд 36 Спасибо за внимание!
Я вас всех благодарю, за то, что пришли
на наше собрание!
Удачи Вам!