Слайд 1Работа с одарёнными детьми
(часть 2)
Чернушка, 2011
Слайд 2План
1. Диагностика одарённости. Методы распознания одарённости.
2. Методы работы с одарёнными
детьми.
3. Технологии работы с одарёнными детьми.
4. Формы работы с одарёнными
детьми.
5. Программирование работы с одарёнными детьми.
Слайд 3Различия одарённости у мальчиков и девочек
1. Исследование креативности показало наличие
значимых половых различий только среди учащихся среднего школьного возраста (7
кл.): результаты одарённых девочек выше, чем результаты мальчиков.
2. По показателю вербальных способностей обнаружены значимые различия среди учащихся старшего школьного возраста (9-11 кл.): у одарённых мальчиков результаты по этому показателю выше, чем у девочек.
Слайд 4Различия одарённости у мальчиков и девочек
3. Результаты исследования математических способностей
показали наличие значимых половых различий у одарённых учащихся 3, 4
и 11 классов, где значение показателя у мальчиков значительно выше.
4. В исследованиях логического мышления (невербальные способности) выявлены значимые различия на уровне среднего школьного возраста (6-7 кл.), где девочки превосходят мальчиков, и старшего школьного возраста (11 кл.), где мальчики значительно превосходят девочек.
Слайд 5Различия одарённости у мальчиков и девочек
7. Исследование особенностей проявления творческих
способностей одарёнными учащимися старшего школьного возраста оказало наличие половых различий
в следующем:
девочки больше интересуются художественно-литературной деятельностью (11 кл.);
социальная активность со сверстниками у девочек 11 класса выше;
девочки превосходят мальчиков в увлечениях театром (11 кл.) и музыкой (9 кл.);
мальчики проявляют большую активность в увлечениях естественными и техническими науками (9-11 кл.).
Слайд 6Различия одарённости у мальчиков и девочек
5. Среди исследованных показателей личностных
особенностей выявлены половые различия среди учащихся 3 и 9 классов.
В обеих возрастных группах показатель «страх неудачи» выше у девочек.
6. К концу школьного обучения результаты когнитивных способностей мальчиков превышают результаты девочек: если результаты невербальных способностей в подростковом возрасте у девочек выше, чем у мальчиков, то к старшему школьному возрасту картину меняется: мальчики превосходят девочек.
Слайд 7Методы диагностики одарённых детей
Диагностика одарённости должна служить не целям отбора,
а быть средством наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка
(Из «Рабочей концепции одарённости»).
Слайд 8Методы диагностики одарённых детей
- Наблюдение.
Беседа.
Метод исследования: пакет диагностических методик.
Слайд 9Методы работы с дарёнными детьми
Метод самостоятельной работы:
самостоятельная работа по образцу;
трансформативные
(реконструктивные) самостоятельные работы, 1 уровень творчества;
эвристическо-исследовательские самостоятельные работы – 2
уровень творчества.
Слайд 10Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия»
означает умение учиться.
В более узком значении термин «универсальные учебные действия»
означает совокупность способов действия учащегося.
Слайд 11Освоение умений учиться
позволяет освоить все компоненты учебной деятельности:
познавательные и учебные
мотивы
учебная цель
учебная задача
учебные действия и операции
Слайд 12Функции УУД
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения
- создание
условий для непрерывного образования.
Слайд 13Виды универсальных учебных действий
1) личностные;
2) регулятивные (включающий также действия
саморегуляции);
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Слайд 14Личностные универсальные учебные действия -
действия, с помощью которых обучающиеся определяют
ценности и смыслы учения:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование;
- нравственно-этическая
ориентация.
Слайд 15Регулятивные универсальные учебные действия -
действия, с помощью которых обучающиеся организуют
учебную деятельность:
- целеполагание; - планирование;
- прогнозирование; - контроль;
- коррекция; -
оценка;
- саморегуляция.
Слайд 16Познавательные универсальные учебные действия -
действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют
процесс познания:
- общеучебные универсальные действия (1);
- логические (2);
- постановка и
решение проблемы (3).
Слайд 17
Общеучебные универсальные
действия (1):
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- поиск и
выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
осознанное построение речевого высказывания в устной
и письменной форме;
Слайд 18
Общеучебные универсальные
действия (1):
- выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение;
- моделирование.
Слайд 19
Логические универсальные действия (2):
анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев
для сравнения, сериации, классификации объектов;
выведение следствий; установление причинно-следственных связей;
-
построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 20
Постановка и решение проблемы (3):
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового характера.
Слайд 21Коммуникативные универсальные учебные действия -
действия, с помощью которых обучающиеся налаживают
для решения учебных задач общение с разными людьми:
- планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
Слайд 22Коммуникативные универсальные учебные действия -
- управление поведением партнера;
- умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
Слайд 23Технологии в работе с одарёнными детьми
технология проблемного обучения,
технология проективного
обучения,
технология организации исследования
Слайд 24Технология проблемного обучения
Алгоритм решения задачи включает в себя 4 этапа:
1)
осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в
цепочке причинно-следственных связей;
2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;
3) доказательство гипотезы;
4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познаваемого объекта или явления.
Слайд 25Технология проектного обучения
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне –
и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
Слайд 26История появления проектного обучения
С.Т. Шацкий
Дж. Дьюи
Слайд 27Главная идея:
с большим увлечением ребёнком выполняется только та деятельность, которая
выбрана им свободно и не обязательно строится в русле учебного
предмета.
Слайд 28Определение
Технология проектного обучения – последовательность способов достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым результатом,
оформленным тем или иным образом.
Слайд 29Цель создания проектов:
решение какой-то проблемы в процессе самостоятельной деятельности учащихся
с обязательной презентацией результатов.
Слайд 30Основные этапы работы над проектом
1. Формулировка проблемы.
2. Постановка цели.
3. Обсуждение
и выбор способов решения проблемы.
4. Самообразование и актуализация знаний.
5. Продумывание
этапов деятельности, распределение ролей.
6. Решение поставленных задач.
7. Обобщение и презентация результатов.
8. Рефлексия.
Слайд 31Виды проектов
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, ролевой и
др.
По предметно-содержательной области: монопроект, межпредметный проект.
По характеру координации проекта: непосредственный
(жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
Слайд 32Виды проектов
По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые.
По продолжительности выполнения проекта:
краткосрочные (2-6 ч.), среднесрочные (12-15 ч.), долгосрочные.
Слайд 33Формы работы с одарёнными детьми
индивидуальные занятия,
групповые занятия,
предметные кружки;
конкурсы,
курсы по выбору,
олимпиады,
интеллектуальные
марафоны,
летняя школа для одарённых детей,
спецкурсы,
т.д.
Слайд 34
«Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него
многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все
эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае не сразу».
Слайд 35Литература
Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учеб пособие
/ Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Издательство московского психолого-социального
института, 2004. – 192 с.
Одарённый ребёнок // Научно-практический журнал (выходит ежемесячно с 2001 года).
Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии или реальность. Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1996. – 136 с.