Слайд 1
«Теоретические и методологические основы изучения и распространения
передового педагогического опыта»
Бобырева Е.П.
заместитель директора по УВР
МКОУ «Малобичинская СОШ»
2012 год
Слайд 2Эффективный педагогический опыт – это отвечающий современным запросам и открытый
для развития оригинальный по содержанию, методам, формам, средствам, приемам (или
одной из категорий) образец педагогической деятельности, приносящий по сравнению с массовой практикой более высокие результаты.
Эффективный педагогический опыт должен содержать продуктивную идею или оригинальность в реализации образовательного процесса.
Например: развитие одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования детей средствами вокального искусства, реабилитация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования детей средствами педагогики творчества и т.д.
Слайд 3Критерии (критерий – мерило оценки) эффективного (передового) педагогического опыта :
оригинальность,
новизна, продуктивность, эффективность опыта (может быть один показатель или совокупность
нескольких);
актуальность и перспективность опыта;
высокая результативность опыта;
соответствие достижениям современной педагогической науки;
оптимальность опыта;
возможность его применения другими педагогами.
Слайд 4Теоретические основы обобщения педагогического опыта
Самообобщение педагогического опыта – вид
методической деятельности, предполагающий осмысление, анализ и обоснование эффективного опыта работы,
обобщенное и систематизированное его описание.
Самообобщение эффективного педагогического опыта - это результат педагогической и методической деятельности, их продукт.
Слайд 5Технология описания педагогического опыта
Методика самообобщения передового
педагогического опыта включает:
выбор темы
выявление объектов описания опыта в их системном
взаимодействии,
описание системы работы
В основу описания опыта работы могут быть положены следующие документы:
Описание опыта самим педагогом.
Теоретические материалы по обобщаемому опыту.
Данные наблюдений, диагностические данные.
Материалы опросов , бесед и т.д.
Слайд 6Модель опыта может состоять из следующих разделов:
Наименование опыта
Условия возникновения
опыта
Теоретическое обоснование опыта
Новизна опыта
Результативность
Слайд 7Наименование опыта
В наименовании опыта должны быть зафиксированы цель и
средства.
Например: «Патриотическое воспитание школьников через…», «Оздоровительная деятельность в образовательном
процессе детского объединения «…..» как фактор успешной социализации личности», «Организация работы детского объединения «….» на основе модели личностного подхода к обучающимся».
Наименование «Содержание и организация работы вокальной студии «Маленькая страна» не включает проблему, актуальность, цель, и поэтому оно не подходит в качестве наименования опыта.
Слайд 8Условия возникновения опыта
1. Указываются данные о себе (стаж,
должность, направление деятельности, звания, награды и другие достижения, условия работы,
в том числе материальные и социальные условия, направление деятельности, основная категория детей, с которой работает педагог.
2. Актуальность опыта: обоснование причин, противоречий, проблем, свидетельствующих об актуальности этого опыта.
Слайд 9Теоретическое обоснование опыта
В этот раздел возможно включение ведущих педагогических
принципов, идей и теорий, отражающих как приоритетные функции общего и
дополнительного образования, так и собственные позиции педагога, его представления о целях и результатах деятельности.
Анализ прохождения обучающимися всех этапов с учетом ориентировочных основ деятельности. Ключевой психологический элемент – поэтапное формирование умственных действий.
Слайд 10 Новизна опыта
Этот фактор предполагает открытие, изобретательство, усовершенствование старых, традиционных
идей и истин.
Инновации предполагают наличие специального мастерства педагога, то есть
той «изюминки», которая придает необычность данному педагогическому опыту.
Новизна может быть в педагогической концепции автора опыта, содержании и организации учебно-воспитательного процесса, обеспечении педагогической деятельности и т.д.. Необходимо в опыте указать, где оригинальность, новизна, в чем проявляется продуктивность, эффективность опыта.
Если, например, новизна, оригинальность проявляются в СОДЕРЖАНИИ, то необходимо описать, почему оно изменено, почему включены в содержание те или иные технологии, т.е. попытаться вычленить то, что новое, интересное, оригинальное и что социально востребовано.
Новизна может достигаться и в том, что:
педагог умеет найти и сформулировать проблему в типичной, привычной ситуации,
педагог видит новые функции известных ранее педагогических средств (например, для детей с задержкой психического развития - развивающие методики, методики на основе проблемного обучения),
педагог комбинирует ранее известные способы педагогической деятельности в новый совокупный способ и т.д.
Слайд 11Результативность
Этот раздел включает образовательные, воспитательные и социальные результаты взаимодействия с
детьми.
В результаты можно записать:
- динамику изменений ребенка: показатели мыслительной
деятельности, волевого, эмоционального и личностного развития: отношение к окружающему миру и себе, уровень развития коммуникативных навыков, уровень владения рефлексивными навыками деятельности (выделение, оценка и дальнейшее планирование своей деятельности), уровень развития навыков самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности, приобретение практических навыков, успехи в общеобразовательной школе и т.д.
- характеристику степени удовлетворенности детей, родителей, педагогов образовательным процессом,
- динамику творческого роста детского объединения, его престиж, социальную успешность, достижения детей (участие в соревнованиях, конкурсах, выставках, смотрах, фестивалях),
- личностный и творческий рост педагога (педагогов).
- другое – по собственному выбору.
Слайд 12Приоритетные формы распространения методических материалов из опыта работы педагогов:
Банк данных
передового педагогического опыта.
Педагогические советы.
Методсоветы.
Творческие мастерские.
Научно-практические конференции.
Выставки (тематические, персональные, итоговые).
Газетные публикации.
Интернет.