Слайд 1Упражнения
для развития исследовательских навыков
у обучающихся
учитель биологии
А. О. Кириченко
Слайд 3Развитие умений видеть проблемы
Упражнение
«Изменение точки зрения на объект»
«Берега реки
Алтата, протекающей через поселок Дергачи, завалены мусором…»
Что сказали бы
по этому поводу глава администрации, депутат, врач – эпидемиолог, житель поселка, ребенок, который каждый день проходит по мосту через эту речку, директор нашей школы, пожилой человек, полиэтиленовый пакет, который лежит в груде мусора, бродячая собака, птица, лягушка и др.
Слайд 4Примеры других упражнений
Задание “Посмотри на мир чужими глазами” (неоконченный рассказ)
Задание
“Составь рассказ, используя данную концовку” (“…Сидевший в соседнем вольере орангутанг
не обратил на это никакого внимания”)
Задание “Сколько значений у предмета” (Предлагается какой-нибудь хорошо знакомый детям предмет (карандаш, кирпич, мел, коробка…) Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета)
Задание “Тема одна – сюжетов много” (например, осень)
Слайд 5Развитие умений выдвигать
гипотезы
Задание “Найди причину события”
Назови пять
самых правдоподобных причин того, почему дует ветер (Почему течет ручей?
Почему весной тает снег? и т.п.).
Каждый ответ обязательно начни со слов:
Может быть; Предположим; Допустим;
Возможно; Что если...
Назови так же пять самых фантастических (неправдоподобных) причин этих событий.
Задание “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”
Слайд 6Примеры других упражнений
Упражнение на обстоятельства. При каких условиях каждый из
этих предметов будет очень полезным? (Письменный стол, Нефтяное месторождение, Игрушечный
кораблик, Апельсин, Мобильный телефон, Проект постройки дома, Чайник, Букет ромашек, Охотничья собака)
Упражнение, предполагающее обратное действие. При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Упражнение. “Зачем тебе это?” Скажите учащимся, что у вас для них есть предмет, который вы отдадите в подарок тому, кто убедительнее всех докажет, что ему действительно нужен этот предмет. Предмет может быть не очень ценным, но тогда ученикам придется включить все свое воображение, чтобы доказать, что этот предмет так необходим.
Упражнение. “Показания свидетелей”. Командная игра, где одна команда – “детективы”, а другая – “свидетели”. “Детективы” должны догадаться о ситуации по “свидетельским показаниям”.
Слайд 7Развитие умений
задавать вопросы
Игра «Черный ящик». Задача — определить с
помощью вопросов: что находится в ящике.
Игра “Угадай, о чем спросили”.
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
Упражнение «Говорящие картинки»
Упражнение «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете лежащем на столе?» Мы кладём на столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т.п.
Упражнение «Вопросы незнакомца». Ребёнку предлагается такая ситуация: «Представь, что к тебе подошёл взрослый незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?»
Слайд 8Примеры других упражнений
Упражнение «Литературные собеседники». Прочитаем детям стихотворение Г. Комаровского
и Г. Ладонщикова:
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля
колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Я не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь!
Теперь задание: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения.
Задание «Найди загадочное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?».
Слайд 9Развитие умений давать определения понятиям
Упражнение «Расскажи инопланетянам». Расскажите инопланетянам как
можно короче, что такое лодка, яблоко, карандаш, стол, книга и
т.д.
Задание «Сочини загадку»
У меня нарядный вид,
Но я очень ядовит.
Я сигналю всем в округе -
Брать не надо меня в руки.
Задания на составление кроссвордов
Упражнение «Сформулируй сам» . Научить учащихся включать в определение только необходимые и достаточные для данного понятия слова. «Тело, упавшее на Землю называется метеоритом». «Вася сегодня упал. Он – метеорит». Выяснили, что пропускать слово небесное никак нельзя!
Слайд 10Развитие умений классифицировать
Упражнение «Пятый лишний». Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.
Упражнение
«Раздели нас». Даны предметы: яблоко, клен, слон, дуб, мышь, самолет,
банан, яхта, собака, апельсин, сосна, автомобиль.
Упражнение «Продолжи ряд». Например: полезные ископаемые — это уголь, нефть, руда, алмазы и др.
Упражнение «Ошибочная классификация». Например, предложим детям такую классификацию деревьев:
хвойные, лиственные, описанные в книжках, растущие в лесу, плодовые и волшебные.
Спросите у детей: не вызывает ли у них возражений эта классификация. Попросите аргументировать ответ.
Кроме собственно умения классифицировать, такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.