Слайд 2Понятие «технология»
Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной
науке об образовании. Несмотря на это, существуют различные точки зрения
на саму возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу, так как «технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы материала ..., осуществляемую в процессе производства продукции» (СЭС с. 1321), что противоречит принципу индивидуализации учебного процесса.
Другой проблемой является отсутствие единого подхода к определению сущности понятия «педагогическая технология», «технология обучения».
Слайд 3педагогическая технология
Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь)
Системная
совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств,
используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)
Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов)
Система, включающая некоторое представление ПРО (планируемые результаты обучения), средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев)
Слайд 4Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней
Как и любая
технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное
изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения
Слайд 5 Классификация педагогических технологий
В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических
технологий - В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И.
Шамовой и Т. М. Давыденко>. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко
Слайд 6Традиционная (репродуктивная) технология
Обучаемому отводится роль исполнительские функции репродуктивного характера. Действия
учителя связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися
и корректировкой.
Технология развивающего обучения
Авторы: Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. Развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, идет вслед за обучением и развитием. Развитие школьников можно ускорить за счет эффективности обучения. Принцип обучения на высоком уровне трудности, быстрыми темпами, ведущая роль отводится теоретическим знаниям. Стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности
Слайд 7Технология поэтапного формирования умственных действий
Авторы: Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Талызина
Н.Ф. Знания, умения и навыки не могут быть усвоены и
сохранены вне деятельности человека. Для безошибочного выполнения действий человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание. Шесть этапов усвоения: актуализация мотивации, осознание схемы ориентировочной основы деятельности, выполнение действий во внешней материализованной форме, внешнеречевой этап, этап внутренней речи, переход действий во внутренний план (интериоризация действий)
Слайд 8Технология полного усвоения
Авторы: Американцы Дж. Кэролл и Б. Блум. В
России подробно описана М.В. Клариным. Технология задает единый для учащихся
фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда. К целям познавательной деятельности относятся: знание, понимание, применение, обобщение, оценка. Весь материал делится на учебные единицы. К каждой учебной единице разрабатывается коррекционный дидактический материал, который дает ученику возможность подобрать подходящие для него способы восприятия, осмысления и запоминания. По всей теме определяется эталон ее полного усвоения. Отметка за усвоение темы выставляется после заключительной проверки по эталону.
Слайд 9Технология разноуровневого обучения
Технология разноуровневого обучения предусматривает уровневую дифференциацию за счет
деления потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы,
каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, вариативный – носит творческий характер, но не ниже базового уровня). Используются три варианта дифференцированного обучения: Дифференцированное обучение предполагает добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже Госстандарта), организацию самостоятельной работы учащихся на различных уровнях, опережающее обучение по индивидуальному плану.
Слайд 10Технология адаптивного обучения
Технология адаптивного обучения является разновидностью технологии разноуровневого обучения,
она предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных
особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений. Приоритет при использовании технологии адаптивного обучения отдается самостоятельной работе. Данная технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения.
Слайд 11Технология программированного обучения
У истоков программированного обучения стояли американские психологи и
дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отечественной науке
технологию программированного обучения разрабатывали П. Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина. Характерные черты технологии программированного обучения – это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.). Основное средство реализации технологии программированного обучения – обучающие программы. Она предписывают последовательность действий по овладению определенной единицей знаний. Обучающие программы могут быть оформлены в виде программированного учебника или других видов печатных пособий, или программ, подаваемых с помощью компьютерной техники.
Слайд 12Технология компьютерного обучения
Технологии компьютерного обучения дают возможность решать почти все
дидактические задачи. Компьютеры выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее
учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных. Некоторые компьютерные программы могут приспосабливать темп обучения к индивидуальным особенностям учащихся, анализировать каждый ответ и на этой основе устанавливать очередные порции учебного материала и т.д.
Слайд 13Технология проблемного обучения
Большой вклад в теорию проблемного обучения внесли ученые
Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь и др.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление и другие личные качества. При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.
Слайд 14Технология модульного обучения
В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения
изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т.И. Шмаковой. Модуль –
это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Состав модуля: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модули подразделяются на три типа: познавательные, используемые при изучении основ наук; операционные, которые необходимы для формирования и развития способов деятельности, и смешанные, содержащие первые два компонента. При модульном обучении максимальное количество времени отводится на самостоятельное обучении, особое внимание уделяется самоконтролю и самооценке.
Слайд 15Технология концентрированного обучения
В основе технологии концентрированного обучения лежит известный в
педагогической практике метод «погружения в предмет». Данная технология разрабатывалась и
использовалась П. Блонским, В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым, А. Тубельским. Суть концентрированного обучения состоит в том, что уроки объединяются в блоки; в течении дня, недели сокращается число параллельно изучаемых учебных дисциплин. Чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, следует провести работу по его закреплению в день восприятия, т.е. необходимо на какое-то время более основательно «погрузиться» в предмет.
Слайд 16Технология проектного обучения
Технология проектного обучения является одним из вариантов
практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение характеризуется тем, что
образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности. В основе данной технологии лежат идеи Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной деятельности. Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. Каждый ребенок получает возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.
Слайд 17Технология гарантированного обучения
Автор: Монахов В.М. Технология гарантированного обучения представляет собой
модель совместной педагогической деятельности учителя и учащихся по программированию и
осуществлению учебного процесса. Учитель в данной технологии проектирует технологическую карту, в которой представлены: целеполагание, диагностика, внеаудиторная самостоятельная работа (домашние задания), логическая структура проекта, коррекция. Диагностика предполагает установление факта достижения конкретной микроцели. Часть заданий соответствует требованиям Госстандарта, которые ученик обязательно должен достигать.
Слайд 18Технология дистанционного обучения
Технология дистанционного обучения - это получение образовательных услуг
без посещения учебного заседания, с помощью современных систем телекоммуникации, таких
как электронная почта, телевидение и Интернет. Получив учебные материалы, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе. Консультации при дистанционном обучении являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины.
Слайд 22Работа в паре приладь слоги.
Детям раздаются карточки с пропущенными слогами
-
Возьмите простой карандаш во время прочтения этих слов поставьте знак
вопроса над тем словом, которое вы не знаете.
-У родителей узнайте, а на следующий урок поделитесь со мной.