Слайд 1ГБПОУ «Кыштымский радиомеханический техникум»
Возможности технологии проектного обучения
Преподаватель математики Мелентьева Н.А.
Слайд 2 «Нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь
лишь в пределах установившихся форм деятельности и уже принятых систем
обучения и воспитания.»
В.В. Давыдов
Слайд 4 Метод проектов не является принципиально новым в
мировой педагогике. Он возник ещё 1920-е годы нынешнего столетия в
США. Его называли также методом проблем и связывали его с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килапатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучения на активной основе, через целесообразную деятельность студента, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Слайд 5 Но суть её остаётся прежней -
стимулировать интересы ребят к определённым проблемам предполагающим владение некоторой суммой
знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем показать практическое применение полученных знаний.
Слайд 6 Метод проектов привлек внимание русских педагогов
ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в
России практически параллельно с разработками американских педагогов.
Под руководством русского педагога С.Т.Шатского в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Слайд 7 Позднее уже при советской власти, эти идеи
стали довольно широко, но недостаточно продумано и последовательно внедрятся в
школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён.
С тех пор в России больше не предпринималось серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практики.
Слайд 8 В настоящее время в основе метода
проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои
знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Слайд 9Проект – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами
комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Слайд 10Что такое метод проектов?
Совокупность учебно-познавательных приёмов, которые
позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий
студентов с обязательной презентацией этих результатов.
Слайд 11Основной тезис метода проектов
«Я знаю, для чего мне надо всё,
что я познаю; я знаю, где и как я могу
это применить»
Слайд 12Проектное обучение –
педагогическая технология XXI века
Слайд 13Используя методику проектирования, мы решаем задачи развития самосознания личности, её
самоопределения, самоутверждения в существующем социуме.
Слайд 14Основные требования к использованию методов проектов
Наличие значимой в исследовательском творческом
плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её
решения
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
Самостоятельная деятельность студентов
Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий
Слайд 15Классификация проектов
По типу доминирущей деятельности: исследовательские, творческие, ролевые, прикладные, информационые.
По
предметно-содержательной деятельности: монопроект, межпредметный проект
По характеру контактов: внутренние, региональные, международные.
По
количеству участников: личностные, парные, групповые.
По продолжительности выполнения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные(от месяца до нескольких месяцев)
Слайд 16Исследовательский проект
Деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы с
заранее известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для
научного исследования.
Слайд 17Этапы исследования.
Выявление и постановка проблемы исследования;
Формулирование гипотезы;
Планирование и разработка исследовательских
действий;
Сбор данных (накопление фактов,наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
Сопоставление данных
и умозаключений, их проверка.
Подготовка и написания сообщения
Выступление с подготовленным сообщением
Переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы
Подготовка выводов,заключений
Слайд 18Межпредметные проекты
Межпредметные проекты решают проблему интегрированного обучения, осознания студентами межпредметных
связей.
Слайд 19Межпредметные проекты
Выполняются во внеурочное время. Это могут быть
небольшие проекты, затрагивающие две – три дисциплины, а также достаточно
объёмные, продолжительные, общетехникумовские, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.
Слайд 20Монопроекты
Проекты проводятся в рамках одной учебной дисциплины. При
этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы.
Слайд 21Виды монопроектов
Литературно – творческие
Естественно научные
Экологические
Языковые (лингвистические)
Культуроведческие
Спортивные
Географические
Исторические
Слайд 22Ролево-игровой проект
Структура намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники
принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта,
особенностью решаемой проблемы.
Слайд 23Информационные проекты
При выполнении этих проектов предполагается ознакомление участников проекта
с конкретной информацией, её анализ и обобщение. В силу того,
что она может быть равноуровневой, целесообразно разделить коллектив на исследовательские группы:
Проводит социологические исследования
Занимается изучением материалов средств массовой информации
Входит во взаимодействие с компетентными специалистами для получения взвешенной, аналитической информации.
Слайд 24Прикладные проекты
Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого
начала результат деятельности его участников.
Примеры:
документ, созданный на основе полученных
результатов исследования;
программы действий, рекомендаций направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, обществе);
проект закона;
словарь;
учебное пособие.
Слайд 25Структура работы над проектом
Подготовка студентов к
работе над проектом
Выбор проблемы
Сбор
информации
Разработка собственного варианта решения проблемы
Изучение законодательной и
нормативной базы
Социологические опросы
разных
групп населения
Анализ материалов СМИ
Встречи, интервью с
компетентными специалистами
Слайд 26Структура работы над проектом
Реализация плана действий
Презентация
Рефлексия
Слайд 27Информационная карта проекта
Название проект
Автор(ы) проекта
Группа
Научный руководитель проекта
Консультанты
График работы над проектом
Краткое
описание (аннотация к проекту)
Вид проекта (исследовательский, прикладной, информационный, ролевой)
Жанр проекта
(альбом, выставка, буклет, стенд, другое)
Предполагаемый иллюстрированный ряд к проекту
Оценка содержания проекта (отзыв)
Оценка оформления проекта (отзыв)
Оценка презентации проекта
Слайд 28Требования к описанию проекта
Название
Актуальность
Цель
Задачи
Замысел
Формы реализации
Ресурсы
Результат
Календарный план
Слайд 29На защите проект может быть представлен в виде:
Компьютерной презентации
Буклета
Раздаточного материала
В
другой форме
Слайд 30Критерии оценки разработанного проекта
значимость и актуальность выдвинутых проблем
необходимая и достаточная
глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний
из разных областей науки и практики
полнота, содержательность и внутренняя согласованность частей представленного проекта
реалистичность проекта
умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты
форма представления проекта
Слайд 31Критерии оценки выступления
ораторское мастерство выступающего;
свободное владение материалом;
общая эрудиция;
качество ответов на
вопросы;
аргументированность;
убедительность представляемых доводов.
Слайд 32Критерии при оценке
письменной части
актуальность и важность поставленных проблем;
социальная значимость
проблемы;
самостоятельность разработки проекта;
новизна и неординарность подхода;
оригинальность предложений;
реалистичность, экономичность;
перспективность;
результаты, прогнозы (согласно
собственному видению).
Слайд 33Источники
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования
– Москва 2002г.
Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы.- М.:
Сентябрь, 2002.
Заир – Бек Е.С., Казакова Е.И. «Педагогические ориентиры успеха» С-П, 1995г.
Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании.-М.: Ж-л «Внешкольник», №12, 2001.
Прутченков А.С. Шаг за шагом. технология разработки и реализации социального проекта, М., 2001.