Слайд 1Возрастная одаренность
«Познание начинается
с удивления тому,
что обыденно»
Презентация опыта работы
с одаренными детьми
учителя русского языка и литературы
МОУ лицей
Сидоровой Ирины Валерьевны
Слайд 2Одаренность – явление.
Одаренные дети – проблема?
Слайд 3«Человеку уже даны многие умения и дарования.
Надо просто открыть
эти дарования»
Б. Ничипоров
Слайд 4
Произнося «детская одаренность», мы уже тем самым подчеркиваем, что способность
к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже не как
исключительность, а как потенциал.
Дар имеется у каждого, но проявляется в разной степени.
Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность».
Слайд 5Одаренность и талант
Одаренность - открытие в себе
духовной жизни
и способность
творчески, то есть
самостоятельно и выразительно
проявить свой внутренний мир
Талант
– дар легко,
быстро и ярко выражать то, что
проносится через внутренний
мир человека. (И.А.Ильин)
Одаренность
Ш к о л а
С е м ь я
Оценка
возможностей
Критерии оценки одаренности
Целеустремленность
Изобретательность
Требовательность
к себе
Рассудительность
Слайд 7Одаренность – младший школьный возраст (7-10 лет)
Слайд 8В работе с младшими школьниками не следует упускать возможностей развития
познавательных интересов; очень благодатное время для расширения кругозора, развития мобильности
ума, накопление разнообразной информации. Все заложенное в ребенка в этом возрасте часто становится устойчивыми мотивами для дальнейшего развития
В работе с младшими школьниками не следует упускать возможностей развития познавательных интересов; очень благодатное время для расширения кругозора, развития мобильности ума, накопление разнообразной информации. Все заложенное в ребенка в этом возрасте часто становится устойчивыми мотивами для дальнейшего развития
Рекомендации психолога
Слайд 9От чего зависит
успех
ученика и учителя?
От чего зависит
успех
ученика и учителя?
Я
______
знаю
умею
_____
хочу
могу
Моя система ценностей
Моя природа
Я
с
а
м
Я
и
Мы
Слайд 10Организация научной работы с учащимися 2 – 4 классов
Умение ставить
учебную задачу
Умение планировать свою деятельность
Навык организации рабочего места
Навык выбора оптимального
способа работы
Умение прогнозировать результаты работы
Навык самоконтроля и самооценки
Умение работать в паре или быть участником группы
Умение работать с разными источниками информации (словарями, книгами, электронными носителями и т. д.)
Умение правильно оформлять научную работу
Умение концентрировать свое внимание, переключать его с одного вида работы на другой, распределять по отношению к одному или нескольким объектам (слушать – смотреть, писать – анализировать и т. д.)
Слайд 11Выбор темы исследования.
Правила выбора темы:
1. Тема должна быть интересна ребенку,
должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно
быть полезно участникам исследования.
3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в котором чувствуете себя одаренным.
4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности.
5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
6. Тема должна быть доступной.
7. Сочетание желаний и возможностей.
8. С выбором темы не стоит затягивать.
Слайд 12Поиск вариантов решения
Способы решения проблем во многом
зависят от выбранной темы.
Надо помочь детям
найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; четко их расклассифицировав, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Следует иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования.
Слайд 13ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
ПРОЕКТ – ЭТО ФОРМА ВИДЕНИЯ
СЕБЯ В БУДУЩЕМ, СПОСОБ СТАТЬ ДРУГИМ. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ
ПРОЕКТ.
Ж.П. САРТР
СХЕМА ПРОЕКТА И ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА
МОЯ (НАША) МИССИЯ – ДЕВИЗ, СИМВОЛ,ЭМБЛЕМА,ВЫСКАЗЫВАНИЕ
ТЕМА ПРОЕКТА – АВТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ, СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
МОИ ЦЕЛИ
ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДАННЫХ ПРОЕКТА – ЗНАКОВАЯ,
ГРАФИЧЕСКАЯ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫВОДЫ
РЕЦЕНЗИЯ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Слайд 14ПРОЕКТ – ШЕСТЬ «П»
КАЖДЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ
СВОЙ КОНКРЕТНЫЙ
ПРОДУКТ
Слайд 15Формы продуктов проектной деятельности
Web-сайт
Анализ данных социологического опроса
Атлас
Бизнес-план
Видеофильм
Видеоклип
Выставка
Газета
Журнал
Модель
Законопроект
Игра
Карта
Коллекция
Костюм
Макет
Музыкальное произведение
Мультимедийный проект
Оформление кабинета
Письмо в …
Праздник и т. д.
Слайд 16ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
(МОДЕЛЬ №4 ПО ТЕХНОЛОГИИ Е.С.ПОЛАТ)
Установочное занятие
Стендовая информация
Выдача
письменных рекомендаций
Консультация по выбранной тематике
Формирование проектных групп
Групповое обсуждение идей
Утверждение тематики
проектов
Поисковый этап
Промежуточные отчеты
Индивидуальные и групповые консультации
Обобщающий этап
Предзащита проектов
Доработка проектов с учетом результатов
Формирование групп рецензентов
Подготовка к публичной защите
Генеральная репетиция
Координационное совещание ответственных лиц
Заключительный этап: публичная защита
Подведение итогов, анализ
Итоговый этап: благодарности, портфолио
Слайд 18
Проектная и исследовательская
деятельность учащихся
Практико-ориентированные проекты
создаётся
нечто новое, продукт используется
в жизни класса, города, микрорайона и т.д.)
Ролевые (игровые) проекты
деловые игры,
костюмированные
исторические события,
театрализованные
действа:
приобретение знаний,
умений,
навыков о профессиях,
эпохах и т. д.
Исследовательские проекты
(новое знание, открытие)
Творческий проект (альманахи,
спортивные игры, видеофильмы)
Слайд 19ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Слайд 20КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ И ПРЕДЛАГАЕМЫХ РЕШЕНИЙ
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
ПОЛНОТА РАЗРАБОТОК
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
УРОВЕНЬ ТВОРЧЕСТВА, ОРИГИНАЛЬНОСТЬ РАСКРЫТИЯ ТЕМЫ
АРГУМЕНТИРОВАННОСТЬ РЕШЕНИЙ, ВЫВОДОВ
ОФОРМЛЕНИЕ, СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ
ЗАЩИТА РАБОТЫ
КАЧЕСТВО ДОКЛАДА
ОБЪЕМ И ГЛУБИНА ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ
КУЛЬТУРА РЕЧИ, СТИЛЬ ДОКЛАДЧИКА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ
СРЕДСТВ, ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ, УДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ
ПОЛНОТА ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ
ДЕЛОВЫЕ И ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА, КОНТАКТНОСТЬ
Слайд 21
Паспорт проектной работы
Название проекта
Руководитель проекта
Консультанты проекта
Учебный предмет
Учебные дисциплины, близкие к
теме проекта
Возраст учащихся, на который рассчитан проект
Состав проектной группы
Тип проекта
Заказчик
проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Вопросы проекта
Необходимое оборудование
Аннотация (актуальность, значимость на уровне школы, социума,
кратко – содержание)
Предполагаемые продукты проекта
Этапы работы над проектом
Вся собранная информация по проекту (чертежи, эскизы, сценарии)
Рецензия научного руководителя
Слайд 22Формы защиты проекта
Работа должна пройти несколько ступеней защиты
В своём
классе
(тренировочный тур)
На заседании школьного
научного общества
(отборочный тур)
На городском, районном («Шаг в будущее»),
региональном, межрегиональном,
международном уровнях
Слайд 23ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. He занимайтесь наставлениями; помогайте
детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем
они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.
6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9. Подходите ко всему творчески.
Слайд 24Создание портфолио –
целеустремлённое
собирание работ учащихся,
которые показывают его достижения
в
одной или нескольких
областях учебного плана
Слайд 25Примерная схема формирования ПОРТФОЛИО
фамилия, имя, отчество
название ОУ
период, за который представлены
документы и материалы
класс
личная подпись школьника
Слайд 26Раздел I. Портфолио документов
Перечень представленных
в
портфолио документов
Грамоты
Дипломы
Благодарственные письма
Документ об окончании
музыкальной
школы,
школы искусств и т. д.
Документ об окончании спортивной секции
Свидетельство о посещении кружка
Слайд 27Раздел II. Портфолио работ
Перечень представленных творческих работ (название
работы, ее объем, время и место выполнения работы, наличие рецензии).
Печатный
и электронный
варианты работ.
Участие в научных конференциях, конкурсах, соревнованиях и результаты этого участия, наличие отзыва.
Рисунки, доклады, творческие работы и т. д.
Слайд 28Раздел III.
Портфолио отзывов
Описание жизненных планов, а также другие письменные
виды
самоанализа.
Отзывы родителей, учителей, классного руководителя.
Рекомендации
психолога.
4. Рекомендации социального педагога.
Слайд 29
Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются
– в развитии своих талантов. Я твердо верю в это.
Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить.
Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.
Не позволяйте ни одному ребенку быть неудачником. Учите их так, как будто каждый - независимо от семейных условий –
сын или дочь Короля!
Учите со страстью, учите с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех.
Никогда не падайте духом!
У Вас все получится!
Обращение к учителю
Слайд 30Желаем вам успехов
в решении задач,
которые ставит перед российским
учительством реальная жизнь
Желаем вам успехов
в решении задач,
которые ставит
перед российским учительством реальная жизнь
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ