Слайд 1Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Авторы
Учитель английского языка Черниговских Т.Р.
Слайд 2
Среда жизни ребёнка
от 6 до17 лет –
система образования
70
Слайд 3Ребенок здоров
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость,
здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане
– проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен.
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Слайд 4Факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся:
неподвижная поза на уроке;
отсутствие живых
чувственных ощущений;
преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса;
-отсутствие чувственно-эмоционального фона
на уроке.
Слайд 5Факторы риска
внешние факторы
(за пределами образовательного учреждения):
экология;
семья и
микроклимат в ней;
наследственность;
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
круг общения,
вредные привычки;
питание;
здоровый образ жизни.
Слайд 6 внутренние факторы
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения
возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований
к организации учебного процесса;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья ;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Слайд 7 - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения,
укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья
всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Слайд 8Здоровьесберегающие технологии
– игровые технологии;
– технологию уровневой дифференциации;
– коллективный способ
обучения;
– технологию проектного обучения.
Слайд 9Система здоровьесбережения
условия обучения ребенка в школе;
рациональная организация учебного процесса
соответствие
учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
рационально организованный двигательный режим;
мониторинг состояния здоровья учащихся;
коррекция образовательной технологии в процессе реализации.
Слайд 10Принципы здоровьесбережения
Не навреди!
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося
Непрерывность и преемственность
Субъект-субъектные взаимоотношения
Соответствие содержания и организации обучения
возрастным особенностям учащихся
Слайд 11Принципы здоровьесбережения
Комплексный, междисциплинарный подход
Успех порождает успех
Активность
Ответственность за
свое здоровье
Слайд 12Условия для здорового развития детей:
1. Соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима
(учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физкультминутки).
2. Гигиеническая оценка
условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).
3. Формирование здорового образа жизни.
Слайд 13Правильная организация урока
учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
научить
ученика учиться, сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.
Слайд 15
-игра
-физкультминутка
-упражнения для коррекции осанки
-дыхательные упражнения
-упражнения для глаз
-песня
музыкальная пауза
-релаксация
-хромотерапия.
Виды разрядок:
Слайд 16Пальчиковая игра
This the father, so strong and stout,
This the mother
with children all about,
This is the brother so tall you
see,
This is the sister with her dolly on her knee,
This is the baby still to grow,
And this is the family, all in row.
Слайд 17Физкультминутки
ритмические
танцевальные
имитативные
Слайд 18Упражнения для коррекции осанки
1. Исходное положение - стоя.
2. Правую
руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину.
3. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину.
4. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки
5. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед.
6. Повторить упражнение начиная с левой руки.
7. Приседание с разными исходными положениями рук (вперед, вверх, согнутые в локтях за головой).
Слайд 19Дыхательная гимнастика
Упражнение «Шарик».
Учитель предлагает детям представить, что они
воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1234- дети
делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».
Слайд 201.Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2.Горизонтальные - вправо-влево;
3.Вращение глазами по часовой стрелке
и против неё;
4.Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги
как можно отчётливее;
5.На доске начертить какую-либо кривую. Предлагается глазами нарисовать эту фигуру несколько раз в одном, затем в другом направлении.
Упражнение для глаз
Слайд 21
Сделать спокойный вдох через нос и закрыть глаза.
Во время
медленного вдоха через нос массировать закрытые веки подушечками ладоней, которые
ближе к запястью, в направлении к носу
и от носа.
На паузе после выдоха, не открывая глаз, положить ладони на глаза, нос и рот так, чтобы к глазам не проникал свет.
Задержаться в таком положении, сколько возможно, не вдыхая воздух.
Затем, не отрывая ладоней от лица, открыть глаза и сделать спокойный вдох через нос.
На медленном выдохе через нос открыть лицо, повернув ладони так, чтобы мизинцы были осью вращения.
Упражнения для глаз
Слайд 22Песня
Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес
к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость за счет эмоционального
настроя.
Слайд 23Антистрессовая релаксация:
Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. На уроках
нужно предлагать учащимся периодически постоять. Смена позы благотворно сказывается на
работоспособности
Слайд 24Хромотерапия
На уроке можно использовать хромотерапию – лечение цветом.
Одна группа работает
на жёлтых листах. На столе табличка с надписью: «Жёлтый цвет
ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце, повышает аппетит».
Слайд 25Хромотерапия
Другая группа работает на синих листах:
синий цвет ассоциируется со
спокойствием и
умом. Создаёт атмосферу
умиротворения, снимает
раздражительность, понижает высокую
температуру при болезни.
Слайд 26Хромотерапия
Третья группа работает на красных
листах: красный- цвет жизни, помогает
бороться со
стрессом, выводит яды и
стимулирует чувственность, возвращает
жизненную силу.
Слайд 27Хромотерапия
Четвёртая группа работает на зелёных листах: зелёный цвет- цвет природы,
успокаивает при болезненных состояниях.
Слайд 29
Распределение интенсивности умственной деятельности
5-25-я минута - 80%;
25-35-я минута
- 60-40%;
35-40-я минута - 10%.
Слайд 30Интенсивность умственной деятельности учащихся
Слайд 31Утомление и его периодичность
начало учебного года и недели;
возникает ежедневно к
3-4-му урокам;
сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу
учебного дня;
окончание четверти, учебного года, недели.
Слайд 32Эмоциональный настрой
Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий
на организм школьника.
Слайд 33
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника,
позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть
трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.