Слайд 1Здоровьесберегающие технологии
в обучении детей
с особыми образовательными потребностями
Слайд 2Ребенок с особыми образовательными потребностями
Данный термин появляется в России позже,
чем в США и странах Западной Европы, его введение в
обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина "дети с особыми нуждами" ("Children with Special Needs").
Слайд 3Дети с особыми образовательными потребностями
Содержание термина отражает традиционное для отечественной
дефектологии понимание ребёнка с нарушениями в развитии как ребёнка, нуждающегося
в "обходных путях" достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.
Слайд 4Ребенок с особыми образовательными потребностями
Современные научные представления позволяют выделить общие
для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития особые образовательные
потребности.
Слайд 5Особые образовательные потребности
в аспекте продолжит-ти образования
в аспекте содержания образования
в аспекте
методов и средств обучения
Слайд 6Аспект времени начала специального образования
потребность в совпадении начала целенаправленного
обучения с моментом определения нарушения в развитии ребёнка
Слайд 7Аспект содержания образования
потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих
в содержании образования нормально развивающегося ребёнка
Слайд 8Аспект методов и средств обучения
потребность в построении "обходных путей", использовании
специфических средств обучения, более дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует
обучение нормально развивающегося ребёнка
Слайд 9Аспект организации обучения
потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной
и временной организации образовательной среды (так, например, дети с аутизмом
нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать своё поведение)
Слайд 10Аспект границ образовательного пространства
потребность в максимальном расширении образовательного пространства за
пределы образовательного учреждения.
Слайд 11Аспект продолжительности образования
потребность в пролонгированности процесса обучения и выход
за рамки школьного возраста.
Слайд 12
Здоровьеформирующие
образовательные технологии»,
по определению Н.К. Смирнова, - это
все
те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у
учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни
Слайд 13
Здоровьесберегающая технология,
по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка
в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и
воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Слайд 14
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные
условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного
и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
В эту систему входит:
Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)