Слайд 2План
Семейная система
Семейная установка
Признаки сценария
Антисценарий
Слайд 3Литература
Семья: психология, педагогика, социальная работа Под ред. А.А.Реана М.: 2010
Слайд 4ПРОБЛЕМА
Почему?
дети алкоголиков чаще всего создают семью с потенциальными алкоголиками,
дочери разведенных родителей остаются матерями-одиночками,
сыновья «многоженцев» также неоднократно женятся?
Ведь им знакомы трудности родительской жизни, но они повторяют их во всех деталях!
Слайд 5Семейная система
СЕМЬЯ или СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА живет по своим собственным законам,
подчиняясь принципам гомеостаза и развития.
В семейной системе все элементы
(то есть все члены семьи) взаимосвязаны.
В семейной системе существует преемственность стратегий и сценариев. Изменение системы может начаться с изменения лишь одного элемента, одного члена семьи
Слайд 6Семейная установка
Это чувствительность и предрасположенность семьи к определенным ценностям (любовь,
дружба, власть, богатство, здоровье, образование и др) детерминирующей принятые в
семье поведения.
Слайд 7Семейные установки структуируют семейную жизнь, распределяя новый опыт по установленной
шкале ценностей,
Это позволяет семье понять окружающий мир и внутрисемейные
события
Помогает семье добиваться желаемых целей, избегать наказания или заслужить награду.
Слайд 8Установка на общество
Семья принимает и поддерживает в детях те черты
характера и проявления их в поведении, которые соответствуют общественным стандартам
и правилам, контролировать свои желания, поступать нравственно
Слайд 10склонность
Он означает склонность ребенка к повторению судьбы своих родителей или
других ближайших родственников.
Причем это сценарий совсем не обязательно негативный.
В
нем могут повторяться и успехи, и достижения.
Слайд 11Пример
Юная особа влюбилась в молодого человека, отбывшего тюремный срок. При
этом ее постоянно преследовало ощущение, что их встреча предопределена, и
что ей никак не избежать семейной жизни и отношений с этим мужчиной, несмотря на все сопутствующие сложности.
Отец этой девушки также имел криминальные наклонности и совсем недавно был убит. Героиня истории понимала, что ждет ее в будущей семье. Она хорошо помнила свои детские ощущения тревоги и страха, когда ждала отца по вечерам. И конечно, она всей душой не хотела повторения этих событий.
Однако эта модель семейной жизни настолько прочно укрепилась в ее сознании, что она перестала воспринимать сверстников из благополучных семей как потенциальных женихов.
И только с парнем из криминальной среды ей удалось поймать ощущение «дома», привычности происходящих событий, пусть не самых благополучных, но таких знакомых и удобных.
В итоге жизнь поставила девушку перед выбором: пройти путь своей овдовевшей матери или изменить восприятие «своего мужчины».
Слайд 12Этот пример в полной мере раскрывает психологию отношений в семье.
Однако сценарий судьбы не всегда бывает настолько явным, чтобы разгадать
его и избежать повторения. Некоторые дети изо всех сил стремятся прожить жизнь иначе и, тем не менее, получают тот же результат, что их родители, только другим путем.
Слайд 14сценарий
Это обобщенная событийная схема, которая определяет, какие люди должны участвовать
в событии, какие социальные роли они играют, какие объекты используют,
какова приемлимая последовательность действий и каковы причинные связи
Слайд 15Эрик Берн
определил жизненный сценарий как план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется
родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено
с самого начала
Слайд 16Семейные сценарии
Но разве родители не стараются уберечь детей от повторения
своих ошибок? Конечно, стараются. Однако неспособные справиться со своими проблемами,
они не могут научить этому своих детей.
Получается, что мы сами, своим поведением, поступком и выбором пишем сценарий для своих потомков. И чтобы наше влияние на их жизнь было благотворным, нам необходимо преодолевать кризисы семейных отношений в своей жизни, не передавая детям это тяжелое «наследство».
Несмотря на всю драматичность некоторых ситуаций, важно помнить, что семейный сценарий – не приговор. Разгадав его, семья получаете свободу выбора, возможность принимать свои собственные решения.
Поэтому так важно изучать свою генеалогию. Вдруг там тоже есть повторяющиеся события, которые могут встретиться и на вашем пути. В разгаданном, известном сценарии вы уже не являетесь актером. Теперь вы режиссер и автор своей жизни, и сами решаете, в какое русло направить ее течение.
Слайд 18Семейные сценарии
1. «Идеальная мама»
2. «Нежеланный ребенок»
3. «Сплоченная семья»
4. «Ранний отрыв
от матери»
5 «Продвинутые родители»
6. «Ребенок с отклонениями»
Слайд 19«Родовая карма», «проклятие рода», «на роду написано»
- как только не
обозначают ситуацию, когда человек, сколько он не бьется, не может
вырваться из заколдованного круга неблагоприятных обстоятельств, которые повторяются в его роду из поколения в поколение.
В психологии такие повторяющиеся семейные истории принято называть семейным сценарием. Например, бывает много установок в семье про счастливую женскую долю – в чем она, как надо себя вести, чтобы удачно выйти замуж. Или про успех – к кому он приходит сам, а кому «без труда не выловить и рыбку из пруда»…
РОДНЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Слайд 22Выявление семейного сценария
Это – особая психологическая работа. Вот несколько примеров
семейных сценариев.
«В нашей семье все мужчины женятся на нелюбимых»
- говорит отец сыну и тем самым передает ему родовую установку. «Женщины нашего рода сильные», «В нашем роду женщины всегда удачно выходили замуж и жили ради мужа», «Все женщины в нашем роду хорошие хозяйки» – и вот, у девочки уже запущена определенная программа.
Такие послания формируют судьбу человека и особенно сильно действуют, когда человек зависим от мнения родительской семьи.
Эти установки срабатывают бессознательно и, неосознанные, руководят человеком при выборе того или иного пути, в кризисных ситуациях, при принятии жизненно важных решений.
Слайд 23Признаки семейного сценария
Первый признак – родительские установки транслируются в раннем
детстве, когда ребенок еще не может критически воспринимать окружающий мир
и очень зависит от родителей – как физически, так и психологически.
Такие установки по форме – не нравоучительные прокламации. Они формируются исподволь – ребенок улавливает эмоции, слышит разговоры в семье.
Все это целостным образом попадает в его сознание, потом вытесняется, забывается, уходит в подсознание, чтобы «выпрыгнуть» в подходящий момент и «подсказать», как надо действовать в той или иной ситуации.
Слайд 24Второй признак – в семейный сценарий попадают те установки, которые
дают определенный метод, который приносит успех или не успех. Например,
помогло когда-то семье выжить то, что они закрылись, отгородились от всех и сплотились вокруг главы рода, беспрекословно выполняя его распоряжения. И на многие поколения это будет формула спасения: жить закрыто, подчиняться авторитету старейшины, не пускать чужаков в семью.
Третий признак – эти установки становятся глубоким убеждением человека. Например, он верит, что все младшие сыновья должны оставаться при родителях и не заводить собственную семью, т.к. именно на их плечах забота о родителях, они всегда должны быть на месте, если кому-то из родственников что-то понадобится. А продолжение рода и создание семьи – удел старшего сына, ибо так было когда-то заведено в роду.
Слайд 26Будучи детьми, мы перенимаем у взрослых их поведение, действия, эмоциональную
заряженность и невольно соглашаемся с тем, что происходит.
Слайд 27Механизмы передачи информации
Несмотря на то что над проблемой родового наследства
бились многие ученые мужи, точные механизмы передачи информации между поколениями
так до конца и не раскрыты.
Но для того, чтобы прорваться через семейное бессознательное, освободиться от воспроизведения в своей жизни заданного сценария, достаточно заинтересоваться содержимым своего «приданого» – жизненного сценария, уготованного нам семьей.
Слайд 28Аспекты в сценарии
Жизненный сценарий может касаться таких аспектов, как взаимоотношения
между мужчиной и женщиной, профессиональная реализация, родительство, отношения с деньгами,
болезни, передвижения по миру, учеба.
Слайд 29Анти-сценарий
Пример:
Девушка мечтала создать счастливую семью, но всегда оказывалась в
роли любовницы, выбирая исключительно женатых мужчин.
Она очень переживала и никак не
могла понять, почему так происходит. И только история ее семьи помогла найти ответ.
В свое время отец этой девушки изменил ее матери с другой женщиной. Мать не смогла простить ему измены, и он был вынужден оставить семью и впоследствии женился на своей любовнице.
Для дочери это событие стало ударом. А поведение матери она восприняла как урок, который демонстрировал провальную позицию жены и успешную позицию любовницы.
И уже свою взрослую жизнь девушка невольно стала строить в соответствии с этим уроком, делая попытки обрести свое счастье в качестве любовницы и выбирая заведомо несвободных мужчин.
Слайд 30контрсценарий
В этом случае мы неосознанно становимся похожими на родителей или
начинаем играть взаимодополняющие роли: родители беспомощны – ребенок супермен; родители
перед ним заискивают и боготворят – он наглеет; чрезмерно опекают его – он инфантилен; они авторитарны – он зависим и придавлен.
Если же детей в семье несколько, то все это распределяется между ними по умолчанию. Один из них становится родительским клоном, а другой – выявляет неразвитые черты родителей.
Затем дети взрослеют, и у них появляется критичность к родительскому опыту.
Тогда они предпринимают попытки жить иначе – так формируется контрсценарий.
Но это лишь другая сторона той же монеты!
Слайд 31пример
«Своей маме я все делаю назло, наказываю ее. Хочет она
внука – фигу ей! Чтобы у меня была семья –
обломись! Возможно, я мщу за папу, которого она обманывала, изменяла ему и посвящала меня в это обстоятельство. Она делала меня сообщницей и настраивала против него. Хотя я не знаю, что там было со стороны папы.
Я не хочу семью, где супруги лгут друг другу, а другой картины семьи в детстве перед глазами не было, поэтому лучше семью не заводить».
Слайд 32Девиз к контрсценарию
может послужить что угодно:
«Если мои родители были
бедны, то я обязательно буду состоятельным. Они были алкоголиками –
я буду преподавать йогу и вести здоровый образ жизни. В семье были скандалы и ругань – у меня вообще семьи не будет. Всю жизнь пахали на начальников, а я – “свободный художник”. Мама жила без любви, а у меня – стометровый список любовников». Всех тем не перечислить.
Важно помнить, что эта позиция в жизни, своеобразные клятвы, которые мы даем, перечеркивая опыт родительской семьи, – лишь мнимая свобода.
Мы на крючке у исходной ситуации, в которой родились и выросли, пока по-взрослому не взглянем на свое богатство и не увидим в нем громадный ресурс
Слайд 33пример
Сколько я себя помню, мне всегда было страшно жить. Я
даже родилась на две недели позже срока и шла вперед
попой, а не головой, видимо, от страха рождаться на этот свет. Иногда я чувствую себя счастливой, спокойной. Это если не лезть внутрь.
Но если копнуть глубже, у меня всегда найдется повод для страха. Сейчас я понимаю, как проецирую свой страх на детей.
Мне так страшно за них по любому поводу и без повода. Я душу детей своими страхами, не давая им свободы и возможности собственного выбора. А делаю это для того, чтобы мои страхи не задушили меня.
Слайд 34Пример 2
Еще недавно я представлялась себе этакой “совершенной мамочкой” –
заботливой, полностью поглощенной своими детьми, семьей и домом. Никогда в
детстве я не мечтала о большой семье и детях. Я вообще замуж выходить не хотела. Так откуда эта роль?
А все просто: мне нужно было доказать своей матери, что я лучше ее. “Утереть ей нос” за побои, за холодность, за взыскательность, за придирки, за отчуждение, за чрезмерный контроль и завышенные ожидания. И еще отомстить за отца, которого я очень любила и который ушел от нее по этим же причинам. Я стала успешной там, где мама потерпела неудачу: я стала преданной, заботливой женой и чудесной милой мамой.
А теперь, в результате последних событий в моей семье, эта иллюзия рассыпалась. Я нисколько не лучше своей мамы. Я так же неуспешна, как она, и причины этого одни и те же. Мы обе играли не свои роли».
Слайд 36Урок души
Амитай Мэггед написал прекрасную книгу «Семью выбирают!», в которой
изложил мудрый подход
Мы рождаемся по своему выбору в определенной
среде, чтобы получить свой уникальный опыт прохождения трудностей и выучить Урок Души.
Идея вовсе не нова. Но в ней заложен трансформативный подход: а что если признать свою семью с ее заморочками и заскоками идеальной для себя?
Что, если осознанно выбирать ее снова и снова на протяжении всей жизни и черпать в ней возможность для личностного роста и развития?
Слайд 37Например, принять, что муж-наркоман, как никто другой, помогает своей жене
развивать устойчивость и независимость вместо привычной жертвенной позиции «за что
мне все это?!»
Ребенок с синдромом Дауна учит окружающих безусловной любви, терпимости и отдаче.
Мать в глубокой депрессии именно таким образом «продвигает» своих детей, способствуя их независимости, самостоятельности и достижению результатов.
Похотливый дядя, щупающий свою племянницу, – это тоже учитель, хоть и омерзительный, способствующий установлению границ и самозащиты у девочки.
Мальчик с синдромом гиперактивности и рассеянного внимания «тренирует» своих родителей фокусировать внимание на себе, объединяя таким образом маму с папой.
Слайд 38То, что происходит в нашей семье и не только, – не
падает с неба и может рассматриваться нами как идеальная исходная
позиция для тренировки. Действительно, такой взгляд на наши трудности – непопулярен и часто вызывает недоумение.
Тем не менее подобная коннотация жизненных драм, связанная с позицией ответственности за все, что мы создаем, принесла немало замечательных психологически вызревших плодов
Слайд 39
РОЛИ И СУДЬБЫ
Как и в любом сценарии, у участников семейного
сценария есть определенные роли. Именно в этих ролях каждый и
проживает свою жизнь.
Например, «кто в доме хозяин?» – это не расхожая фраза, а вполне себе роль, за право играть которую в иных семьях разворачиваются целые баталии.
Ведь быть Хозяином почетно, жизнь наполняется особым смыслом, но ответственность и непосильный груз проблем способны перечеркнуть все личные желания, устремления и планы.
То ли дело жизнь человека, за которого все важные решения принимают другие, например, тот же Хозяин. Свобода от обязательств и ответственности, легкость и праздность делают этого человека Гостем в собственной семье.
Слайд 40Смена ролей
В семейных сценариях есть роли Спасателя и Жертвы, Героя,
Хозяина, Жилетки для слез, Козла отпущения, Монстра и Сокровища, Нахлебника
и Кормильца, Победителя и Изгоя, Оракула, который всегда все знает и Шута, которому все дозволено, потому, что дурак.
Иногда с удивлением замечаешь, как же не похожи дети в одной семье. Вроде и родители те же, и воспитание одинаковое дали, и главная семейная ценность – всегда все и всем поровну. А получается как в сказке: «старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак».
А все дело в том, что в семейном сценарии старшим может отводиться роль умников и умниц, а младшим роль неудачников и бедных девочек.
А может и наоборот: младшие – любимые, им все в жизни позволено и дается без труда, а старшие – упорные Герои, которые всего достигают собственным трудом.
Слайд 41Роли в семейном сценарии
– индивидуальный миф человека про себя, свое
место в семье, про свои функции и задачи.
Но выбрана
эта роль не осознанно, а бессознательно, в силу того, что так было заведено еще до его рождения.
Ведь каждый приходит в семейную систему, состоящую не только из детей и родителей. Существовали поколения и поколения предков, среди которых были Шуты и Защитники, Роковые Красавицы и Милые Простушки, Мудрецы и Простофили.
Слайд 42Меняйтесь и будьте счастливы
Даже когда повторы семейных ситуаций явно заметны
со стороны, изнутри они могут быть совсем не заметны.
И
мы раз за разом наступаем на одни и те же грабли – выбираем «не тех» мужчин или женщин;
или везде и во всем ведем себя как Герои, теряя силы и здоровье;
или пассивно сдаемся при первых же сложностях – мол, я неудачник и все равно ничего у меня не получится…
Слайд 43А иногда мы видим сценарий и бываем сильно против него,
то попадаем как бы в антисценарий и делаем все наоборот.
«Женщина должна выйти замуж и посвятить себя мужу». Тогда я буду делать карьеру!
«В нашей семье все женились один раз и никаких разводов». Тогда я вообще не женюсь! Это такое же зависимое поведение, только со знаком минус
Слайд 45Роль сказки
. Семейный сценарий и свою роль в нем помогают
выявить сказки – как известно, «сказка ложь, да в ней
намек, добрым молодца урок».
В детстве у каждого были любимые сказки. И любимые герои с которыми себя хотелось идентифицировать: кому-то была ближе история Золушки, кому-то – Белоснежки, кому-то – Русалочки, а кому-то – и Гадкого утенка.
Проверьте себя – попробуйте сочинить собственную сказку, думая о своей жизни. Что за история у вас получиться?
Слайд 46пример
«Жила-была маленькая гусеница, страшная и невзрачная. Она долго терпела страдания,
потом спряталась от всех обидчиков в кокон. И превратилась прекрасную
в бабочку!»
Или такая: «Жил маленький лев в стае овец, так уж случилось.. Жевал траву вместе со всеми, бродил медленно и сонно, покуда однажды на стадо его «родичей» не напали волки. И тогда!..» Догадываетесь, что случилось дальше, и как Лев понял, что он Лев?!
Слайд 47Даже такой нехитрый способ может помочь осознать свою роль и
увидеть сценарий со стороны, а то и переделать конец истории
так, как вам это видится сейчас, с высоты прожитых лет, жизненного опыта.
Когда пришло осознание, что многие семейные установки больше не приносят успеха, а только мешают жить.
Ведь не обязательно повторять ошибки и оплошности наших предков, придерживаться чужих стратегий поведения.
Слайд 49Подобно любой работе над собой, исследование своих семейных и жизненных
сценариев, своих ролей в них, помогает обрести Осознанность, свободу быть
собой: и по отношению к себе, и по отношению к своей семье.
Изменись сам и изменится мир вокруг тебя!
Слайд 51Психологическое взросление
Справиться со сценарием и с антисценарием помогает психологическое взросление,
умение видеть, что и зачем происходит, осознавать свои выгоды от
поведения по шаблону и в то же время принимать ответственность за самостоятельность решений и собственный выбор.
Не застревать в устаревших принципах и установках, лучше справляться с кризисами, легче переносить стресс, иметь больший контакт с собой и с миром, умение жить «здесь и сейчас» и быть счастливым!