Слайд 1Тема 8:
Личность
План лекции:
Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»
Структура личности.
Самосознание, Я-концепция, образ
Я.
Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности.
Характеристики личности.
Слайд 2Литература
Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004.
Введение в психологию
(под ред. Петровского А.В.) - М, 1996.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в
общую психологию. – М., 1996.
Годфруа Ж. Что такое психология, т.1. - М, 1992
Немов Р.С. Психология, т. 1 – М ., 1995.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов–на-Дону, 1997.
Слайд 3Индивид, индивидуальность, личность
Индивид – человек в отдельности; понятие характеризует телесное
бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях,
как человеческий организм.
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности; выделенность личности из сообщества, оформленность её уникальности и неповторимости.
Личность – системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Слайд 4Структура личности (З.Фрейд)
Ид (Оно) – примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты
личности; функционирует в бессознательном, подчиняясь принципу удовольствия.
Эго (Я) – сознание,
компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений.
СуперЭго (СверхЯ) – моральный контроль, совесть.
Слайд 5Структура личности
(А.В. Петровский)
Интраиндивидная подсистема – системная организация ее индивидуальности,
представленная в строении темперамента, характера, способностей человека.
Интериндивидная подсистема – личность
в системе своих отношений с другими людьми.
Метаиндивидная подсистема – «вклады» личности в других людей, которые субъект осуществляет посредством своей деятельности (продолжение себя в других).
Слайд 6Динамическая структура личности (К.К. Платонов)
Направленность (убеждения, мировооззрения, идеалы, влечения)- воспитание
Опыт
(знания, умения, навыки, привычки) – обучение
Свойства психических процессов (познавательных, эмоциональных,
волевых)- упражнение
Биопсихические свойства (темперамент, возрастные, половые) – тренировка (повторение)
Слайд 7Биологическое и социальное
Биологическое – то, что дано человеку от природы
(анатомическое строение тела, особенности ВНД, темперамент, задатки)
Социальное – то, что
характеризует личность; это прижизненное образование (мировоззрение, вкусы, характер и т.д.)
Природные органические черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образуют единство.
Слайд 8Самосознание –
совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя
в качестве субъекта деятельности
Образ Я – представления индивида
о себе.
Образ Я включает три компонента:
познавательный (когнитивный) – знание себя
эмоциональный (аффективный) - оценка своих качеств
поведенческий (конативный) - практическое отношение к себе
Слайд 9Я-концепция –
совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с
оценкой
Функции Я-концепции:
способствует достижению внутренней согласованности личности
определяет интерпретацию приобретенного
опыта
определяет ожидания человека о себе, т.е. то, что должно произойти
Слайд 10Структура Я-концепции
физическое Я (осознание своей внешности)
социально-психологическое Я ( осознание
социально-психологических характеристик)
когнитивно-психическое Я (осознание психических свойств)
морально-этическое Я (осознание своих поступков
с точки зрения справедливости-несправедливости)
духовно-творческое Я ( осознание духовного потенциала, таланта, творческих способностей)
Слайд 11Самооценка личности –
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств
и места среди других людей
Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки
личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой
Если при неудаче не снижается самооценка и уровень притязаний – аффект неадекватности (чувство обиды и уверенность в несправедливости окружающих, враждебное и подозрительное отношение ко всем, агрессивность)
Самоуважение (обобщённый уровень самооценки) = успех/притязания
Слайд 12Виды психологической защиты
Вытеснение – способ избавления от внутреннего конфликта
путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации
(«избавься от этого»)
Реактивное образование (инверсия) – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное («обрати это в противоположное»)
Регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления («веди себя как ребёнок»)
Слайд 13Виды психологической защиты
Проекция – бессознательный перенос на другое лицо, приписывание
чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться,
понимая их социальную неприемлемость («перенеси это на другого»)
Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, и недоступных, но желательных для себя («будь, как это, чтобы не потерять его»)
Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения («переосмысли это»)
Слайд 14Виды психологической защиты
Отрицание – отказ принять трагическое или неприятное событие,
которое уже произошло («этого не может быть»)
Изоляция, или отчуждение –
обособление внутри сознания травмирующих человека факторов («не чувствуй этого»)
Замещение – действие, направленное на объект, вызвано другим, недоступным объектом («не это, так другое»)
Сублимация – процесс трансформации сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности - творчество, социальные контакты(«трансформируй это»)
Слайд 15Компенсаторные механизмы (А.Адлер)
Сильное чувство неполноценности («комплекс неполноценности») может затруднить позитивный
рост и развитие. Комплекс неполноценности, вытесняясь в бессознательное и продолжая
существовать, несмотря ни на какие достижения личности, требует постоянной и всё большей компенсации – сверхкомпенсации, порождающей так называемый комплекс превосходства. Наилучшим вариантом сверхкомпенсации, согласно Адлеру, является власть
Альфред Адлер
Слайд 16Внутриличностный конфликт (К.Левин)
Внутриличностный конфликт порождается противоположно направленными стремлениями человека; 3
вида:
«приближение-приближение»: выбор из двух положительных вариантов
«приближение-избегание»: оценка «плюсов»
и «минусов» каждого из вариантов
«избегание-избегание»: выбор «из двух зол»
Курт Левин