Слайд 1ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЛЕКЦИОННЫМ МАТЕРИАЛАМ)
Москва 2019 г.
Слайд 2Цель освоения дисциплины
Дисциплина «Основы искусственного интеллекта» имеет своей целью формировать
у обучающихся общепрофессиональные ОПК-2 и профессиональные ПК-4 компетенции в соответствии
с ФГОС ВО по направлению подготовки 10.05.02 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» с учетом специализации – «Разработка защищенных телекоммуникационных систем». В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
соответствующий математический аппарат для решения профессиональных задач в области информационной безопасности;
компоненты телекоммуникационных систем;
Уметь:
применять соответствующий математический аппарат для решения профессиональных задач в области информационной безопасности;
разрабатывать компоненты телекоммуникационных систем;
Владеть:
соответствующим математическим аппаратом для решения профессиональных задач в области информационной безопасности;
способностью участвовать в разработке компонентов телекоммуникационных систем.
Место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина «Основы искусственного интеллекта» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного плана специальности 10.05.02 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» со специализацией «Разработка защищенных телекоммуникационных систем».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов). Формы промежуточной аттестации –экзамен, курсовая работа.
Аннотация
Слайд 3Основная и дополнительная учебная литература, необходимая для освоения дисциплины
Основная литература:
В.
М. Лохин [и др.] Адаптивное управление на базе интеллектуальных технологий
[Электронный ресурс]: монография / В. М. Лохин [и др.], под ред. В. М. Лохина. — М.: МИРЭА, 2016. — 186 с. https://library.mirea.ru/share/1190
В. М. Лохин [и др.] Интеллектуальные регуляторы и системы управления: [В 2 ч.]: учебное пособие / В. М. Лохин [и др.], под ред. В. М. Лохина. — М.: МИРЭА, 2018 https://library.mirea.ru/books/53425
Ясницкий Л.Н. Интеллектуальные системы : учебник для вузов / Л. Н. Ясницкий. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 221 с. https://library.mirea.ru/books/53779
Гудфеллоу Я., Бенджио И., Курвилль А. Глубокое обучение. — М.: ДМК Пресс, 2017. — 652 с.
Николенко С., Кадурин А., Архангельская Е. Глубокое обучение. — СПб.: Питер, 2018. — 480 с.
Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход. 2-е изд. - М.: Вильямс, 2019. — 1408 с.
Слайд 4Основная и дополнительная учебная литература, необходимая для освоения дисциплины
Дополнительная литература:
Болотова
Л.С. Системы искусственного интеллекта: модели и технологии, основанные на знаниях
: учебник для вузов / Л. С. Болотова. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 664 с. https://library.mirea.ru/books/51035
Матвеев М. Г. Модели и методы искусственного интеллекта, применение в экономике : учебное пособие для вузов / М. Г. Матвеев, А. С. Свиридов, Н. А. Алейникова. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 447 с. https://library.mirea.ru/books/51540
Бессмертный И.А Искусственный интеллект : учебное пособие. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. – 132 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=43663
Хайкин, С. Нейронные сети: полный курс. 2-е издание. — М.: Вильямс, 2018. - 1104 с.
Флах П. Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных: учебник. — М.: ДМК Пресс, 2015. — http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=69955
Слайд 5Курс лекций по дисциплине:
«ОСНОВЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»
к.т.н., доцент кафедры компьютерной
и информационной
безопасности
Чесалин Александр Николаевич
Москва - 2019
МИРЭА – РОССИЙСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Слайд 7Требования для успешного освоения курса
Требования к студентам для успешного освоения
курса:
Стабильное посещение лекций и практических занятий и выполнение всех
практических и контрольных заданий в рамках курса
Защита курсовой работы
Выбор темы из предложенных или самостоятельно (возможно выполнение курсовой работы в команде до 3х человек, где каждый из участников согласованно выбирает себе роль: руководителя проекта, аналитика, архитектора, разработчика, дизайнера, эксперта, инженера по знаниям, тестировщика)
Обязательное утверждение темы (подписанное ТЗ)
Промежуточный контроль выполнения курсовой работы
Защита курсовой работы
Сдача экзамена. Студент допускается до экзамена в случае:
Выполнения курсовой работы
Выполнения контрольной работы
Выполнения практических заданий
Уважительное отношение к себе и окружающим:
Желание получить знания в области искусственного интеллекта
Соблюдение тишины и внимание во время лекций
Обратная связь
Слайд 8Вместо предисловия
«Искусственный интеллект, энергетика, биотехнологии – это перспективные сферы, где
вы можете многое сделать. Это то, чем бы я занялся,
если бы начинал сегодня.»
Билл Гейтс
«Искусственный интеллект — фундаментальная угроза для всего человечества.»
Элон Маск
Слайд 9Понятие искусственного интеллекта
Термин искусственный интеллект (artificial intelligence) предложен в 1956г.
на семинаре с аналогичным названием в Стэндфордском университете (США). Семинар
был посвящен разработке логических, а не вычислительных задач. Его организовали Джон Маккарти, Марвин Мински, Клод Шеннон и Натаниэль Рочестер.
Некоторые определения искусственного интеллекта:
Свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. (Википедия)
«Автоматизация деятельности, которую мы ассоциируем с человеческим мышлением, такой как принятие решений, решение задач, усвоение знаний» (Р. Беллман, 1978 г.).
«Теория эвристического поиска и вопросы создания решателей задач, относящихся к разряду творческих или интеллектуальных «(Г. С. Поспелов, 1986 г.).
«Область исследования, которая пытается понять и моделировать разумное поведение в терминах вычислительных процессов» (R. J. Schalkoff, 1990 г.).
«Исследование того, как заставить компьютеры делать вещи не хуже людей» (Е. Rich and К. Knigpt, 1991 г.).
Слайд 10Понятие искусственного интеллекта
Два направления исследований в области искусственного интеллекта:
1. Первое
(бионическое, нейрокибернетика) – представляет собой попытки смоделировать с помощью искусственных
систем психофизиологическую деятельность человеческого мозга с целью создания искусственного разума.
2. Второе (прагматическое, кибернетика черного ящика) – представляет создание аппаратно-программных средств, позволяющих с использованием ЭВМ воспроизводить не саму мыслительную деятельность, а являющиеся ее результатами процессы. Здесь достигнуты важные результаты, имеющие практическую ценность.
Слайд 11Понятие искусственного интеллекта
Слайд 12История развития искусственного интеллекта
Слайд 13«Могут ли машины мыслить?»
Тест Тьюринга» — эмпирический тест, для определения
способности машины мыслить, предложенный Аланом Тьюрингом в статье «Вычислительные машины
и разум», опубликованной в 1950 году в философском журнале Mind.
Премия Лёбнера (англ. Loebner prize) — премия, присуждаемая победителю ежегодного конкурса «AI Loebner» (проводится с 1990 г.), в котором соревнуются программы в прохождении теста Тьюринга
Мысленный эксперимент «Китайская комната» - критика теста Тьюринга В 1980 году в статье «Разум, мозг и программы» Джон Сёрль выдвинул аргумент против теста Тьюринга – утверждая, что программы смогли пройти тест Тьюринга, просто манипулируя символами, значения которых они не понимали.
Слайд 14«Могут ли машины мыслить?»
CAPTCHA - Completely Automated Public Turing test
to tell Computers and Humans Apart
Слайд 15«Могут ли машины мыслить?»
Термин «сильный искусственный интеллект» введён в 1980
году американским философом Джоном Сёрлом (John Searle) (в работе, описывающей
мысленный эксперимент «Китайская комната»), впервые охарактеризовав его следующим образом:
«Соответствующим образом запрограммированный компьютер с нужными входами и выходами и будет разумом, в том смысле, в котором человеческий разум — это разум.
Оригинальный текст — «Разумы, мозги и программы»
Слайд 16Разработка систем искусственного интеллекта
Разработка интеллектуальных систем значительно отличается от задач
обычного программирования и ведется путем построения системы искусственного интеллекта (СИИ),
разница в подходах к разработке в основном определяется необходимостью использования в системах искусственного интеллекта накопленного опыта - знаний в той или иной форме представления.
Система искусственного интеллекта (СИИ) – информационно-программный (программно-аппаратный) комплекс, действие которого аналогично действию механизмов мышления человека и неотличимо от решений, которые принимались бы человеком: экспертом, то есть профессионалом в данной предметной области.
Если обычная программа может быть представлена в парадигме:
Программа = Алгоритм + Данные,
то для СИИ характерна другая парадигма:
СИИ = Знания + Стратегия обработки знаний.
Часто СИИ определяют просто как системы, основанные на знаниях.
Слайд 17Разработка систем искусственного интеллекта
Слайд 18Направления развития систем искусственного интеллекта
Слайд 19Литература
Ясницкий Л.Н. Интеллектуальные системы : учебник для вузов / Л.
Н. Ясницкий. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 221
с. https://library.mirea.ru/books/53779
Лапина А.В. Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие по дисциплине «Интеллектуальные информационные системы». Красноярск, СФУ ИКИТ, 2012 г. – 204 с.
Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход. 2-е изд. - М.: Вильямс, 2019. — 1408 с.
Бессмертный И.А Искусственный интеллект : учебное пособие. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. – 132 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=43663
Павлов С.Н. Системы искусственного интеллекта : учеб. пособие. В 2-х частях. / С. Н. Павлов. — Томск: Эль Контент, 2011. — Ч. 1. — 176 c.
Хайкин, С. Нейронные сети: полный курс. 2-е издание. — М.: Вильямс, 2018. – 1104 с.
Слайд 20Основы искусственного интеллекта.
Модели представления знаний
Чесалин Александр Николаевич,
Доцент кафедры
компьютерной и
информационной безопасности
Слайд 21План лекции:
Понятие и свойства знаний
Классификация знаний
Представление знаний
Продукционная модель
Семантические сети
Фреймовая модель
Логическая
модель
Слайд 22Данные / Знания
Данные - это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы
и явления предметной области, а также их свойства
Знания - это
закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области.
Знания основаны на данных, полученных эмпирическим путем. Они представляют собой результат мыслительной деятельности человека, направленной на обобщение его опыта, полученного в результате практической деятельности.
«Знание – идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. При этом знания могут быть донаучными (житейскими или опытными) и научными, которые, в свою очередь, делятся на эмпирические и теоретические». [философский словарь под ред. Фролова И.Т. – М., 1986]
Слайд 23Данные / Знания
В отличие от данных знания обладают следующими свойствами:
внутренней
интерпретируемостью - вместе с информацией в БЗ представлены информационные структуры,
позволяющие не только хранить знания, но и использовать их;
структурированностью - выполняется декомпозиция сложных объектов на более простые и установление связей между ними;
связанностью - отражаются закономерности относительно фактов, процессов, явлений и причинно-следственные отношения между ними;
активностью - знания предполагают целенаправленное использование информации, способность управлять информационными процессами по решению определенны
Знания - это хорошо структурированные данные, или данные о данных, или метаданные.
Слайд 24Данные / Знания
DIKW (англ. data, information, knowledge, wisdom — данные,
информация, знания, мудрость) — информационная иерархия, где каждый уровень добавляет
определённые свойства к предыдущему уровню.
В основании находится уровень данных.
Информация добавляет контекст.
Знание добавляет «как» (механизм использования)
Мудрость добавляет «когда» (условия использования)
Другая модель обогащения информации была предложена Дэйвом Кэпмбеллом (Dave Campbell) из Майкрософт:
Сигнал (Signal)
Данные (Data)
Информация (Information)
Знание (Knowledge)
Понимание (Insight)
При этом вместе со степенью переработанности растёт и ценность информации
Слайд 25Многообразие форм знаний
Разнородность знаний:
1 понятийные знания (набор понятий и их
взаимосвязи);
2 конструктивные знания (знания о структуре и взаимодействии частей различных
объектов);
3 процедурные знания (методы, алгоритмы и программы решения различных задач);
4 фактографические знания (количественные и качественные характеристики объектов, явлений и их элементов).
При решении задачи в конкретной области знания можно разделить на следующие категории:
1 достоверные или объективные знания;
2 эвристические знания.
Достоверные знания формулируются в виде общих и строгих суждений (законов, формул, алгоритмов и т. д.).
Эвристические знания основываются на собственном опыте специалиста в данной предметной области. Именно эти знания играют решающую роль в экспертных системах.
Слайд 26Многообразие форм знаний
Знания также можно разделить на:
1. декларативные (факты)
2.
процедурные знания (знания для принятия решений).
Декларативные знания - это факты.
Например, Иванов - студент; земля - круглая. Декларативные знания отвечают на вопрос «знать что?».
Процедурные знания - это знания, которые формируются путем логических рассуждений и по интуиции. Процедурные знания отвечают на вопрос «знать как?».
Метазнания – знания о знаниях. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний и знания, касающиеся свойств знаний. Это понятие необходимо для управления базой знаний и логическим выводом; для обучения и т. п.
Слайд 27Свойства знаний
Внутренняя интерпретируемость (связность):
любая единица знания любой структуры (переменная,
массив, объект, процедура и т.д.) должна иметь имя, которое необходимо
для ее нахождения в общем массиве знаний.
Структурированность:
наличие отношений между единицами знания. Кроме отношений иерархии (часть – целое и род – вид), это могут быть – отношения временные (раньше, позже, одновременно), пространственные (внутри, снаружи, рядом, под и т.д.), сравнения (больше, меньше, равно), каузальные (причины и следствия) и др.
Вложимость:
одна единица знания может как включаться в состав любой другой (матрешечная вложимость), так и быть выделенной из любой другой составляющей ее единицы (отношение класс – экземпляр класса).
Погружение в пространство с «семантической метрикой»
В нашем сознании это пространство образуют понятия, факты, явления, близкие по своему смыслу (семантике).
Слайд 29Проблема представления знаний
Представление знаний — задача, возникающая в когнитологии, в
информатике и в исследованиях искусственного интеллекта.
В когнитологии представление знаний
связано с тем, как люди хранят и обрабатывают информацию.
В информатике представление знаний связано с подбором представления конкретных и обобщённых знаний, сведений и фактов для накопления и обработки информации в ЭВМ.
Главная задача представления знаний в искусственном интеллекте состоит в поиске способа хранения знаний таким образом, чтобы программы могли осмысленно обрабатывать их и достигнуть тем подобия человеческого интеллекта.
Системой представления знаний принято называть средства, позволяющие:
описывать знания о предметной области с помощью языка представления знаний;
организовывать хранение знаний в системе (накопление, анализ, обобщение и организация структурированности знаний);
вводить новые знания и объединять их с имеющимися;
выводить новые знания из имеющихся;
находить требуемые знания;
устранять устаревшие знания;
проверять непротиворечивость накопленных знаний;
осуществлять интерфейс между пользователем и знаниями.
Центральное место в системе представления знаний занимает язык представления знаний и модель представления знаний.
Слайд 30Модели представления знаний
Модель представления знаний является формализмом, призванным отобразить статические
и динамические свойства предметной области, т.е. отобразить объекты и отношения
предметной области, связи между ними, иерархию понятий предметной области и изменение отношений между объектами. Существуют десятки моделей (или языков) представления знаний для различных предметных областей. Большинство из них может быть сведено к следующим классам:
продукционная модель (модель, основанная на использовании правил);
модель семантической сети;
фреймовая модель;
логическая модель;
модель, основанная на нечетких знаниях.
Системы искусственного интеллекта могут быть написаны на любом языке программирования. Однако для них разработаны специальные языки: Пролог, Лисп.
Слайд 31Многообразие форм знаний
Разнородность знаний:
1 понятийные знания (набор понятий и их
взаимосвязи);
2 конструктивные знания (знания о структуре и взаимодействии частей различных
объектов);
3 процедурные знания (методы, алгоритмы и программы решения различных задач);
4 фактографические знания (количественные и качественные характеристики объектов, явлений и их элементов).
При решении задачи в конкретной области знания как правило разделяют на следующие категории:
1 достоверные или объективные знания;
2 эвристические знания.
Достоверные знания формулируются в виде общих и строгих суждений (законов, формул, алгоритмов и т. д.).
Эвристические знания основываются на собственном опыте специалиста в данной предметной области. Именно эти знания играют решающую роль в экспертных системах.
Слайд 32Многообразие форм знаний
Знания можно разделить на:
1. декларативные (факты)
2. процедурные
знания (знания для принятия решений).
Декларативные знания - это факты. Например,
Иванов - студент; земля - круглая. Декларативные знания отвечают на вопрос «знать что?».
Процедурные знания - это знания, которые формируются путем логических рассуждений и по интуиции. Процедурные знания отвечают на вопрос «знать как?».
Метазнания – знания о знаниях. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний и знания, касающиеся свойств знаний. Это понятие необходимо для управления базой знаний и логическим выводом; для обучения и т. п.
Слайд 33Системы искусственного интеллекта
Свойства знаний обеспечивают возможность СИИ моделировать рассуждения человека
при решении прикладных задач.
Со знаниями тесно связано понятие процедуры
получения решений задач (стратегии обработки знаний).
В системах обработки знаний такую процедуру называют механизмом вывода, логическим выводом или машиной вывода. Принципы построения механизма вывода в СИИ определяются способом представления знаний и видом моделируемых рассуждений.
Основными частями систем, основанных на знаниях, являются:
База знаний.
Механизм вывода.
Интерфейс взаимодействия с пользователем
Слайд 35Продукционная модель представления знаний
Продукционная модель или модель, основанная на правилах,
позволяет представить знания в виде предложений типа
«Если (условие), то
(действие)».
Под «условием» (антецедентом) понимается некоторое предложение- образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний, а под «действием» (консеквентном) - действия, выполняемые при успешном исходе поиска (они могут быть промежуточными, выступающими далее как условия и терминальными или целевыми, завершающими работу системы).
Правила обычно записывают в виде: ЕСЛИ А1,А2 ,…,Аn ТО В
Условия А1, А2...Аn принято называть фактами. С помощью фактов описывается текущее состояние предметной области. Факты могут быть истинными, ложными либо, в общем случае, правдоподобными, когда истинность факта допускается с некоторой степенью уверенности.
Действие В трактуется как добавление нового факта в описание текущего состояния предметной области.
Слайд 36Продукционная модель представления знаний
Продукционная система состоит из трех основных компонентов:
Набор
правил, используемых как база знаний. Его называют базой правил.
Рабочая память,
в которой хранятся предпосылки, касающиеся конкретных задач предметной области и результаты выводов, полученных на их основании.
Механизм логического вывода, использующий правила в соответствии с содержимым рабочей памяти.
Слайд 37Продукционная модель представления знаний
В продукционных системах используются два основных способа
реализации механизма вывода:
Прямой вывод, или вывод от данных,
Обратный
вывод, или вывод от цели.
В первом случае идут от известных данных (фактов) и на каждом шаге вывода к этим фактам применяют все возможные правила, которые порождают новые факты, и так до тех пор, пока не будет порожден факт-цель.
Для применения правила используется процесс сопоставления известных фактов с правилами и, если факты согласуются с посылками в правиле, то правило применяется.
Во втором случае вывод идет в обратном направлении - от поставленной цели. Если цель согласуется с заключением правила, то посылку правила принимают за подцель или гипотезу, и этот процесс повторяется до тех пор, пока не будет получено совпадение подцели с известными фактами.
Слайд 38Продукционная модель представления знаний
Достоинством применения правил продукций является их модульность.
Это позволяет легко добавлять и удалять знания в базе знаний.
Можно изменять любую из продукций, не затрагивая содержимого других продукций.
Недостатки продукционных систем проявляются при большом числе правил и связаны с возникновением непредсказуемых побочных эффектов при изменении старых и добавлении новых правил. Кроме того, отмечают также низкую эффективность обработки систем продукций и отсутствие гибкости в логическом выводе.
Продукционная модель является самой распространённой моделью представления знаний в (промышленных) экспертных системах. Она привлекает разработчиков своей наглядностью, высокой модульностью, легкостью внесения дополнений и изменений и простотой механизма логического вывода.
Слайд 39Семантические сети
Термин семантическая означает «смысловая», а семантика – это наука,
устанавливающая отношения между символами и объектами, которые они обозначают, то
есть наука, определяющая смысл знаков.
Как модель представления знаний семантическая сеть была предложена американским психологом Куиллианом. [ Quillian, M. R. (1968). Semantic memory. Semantic information processing, 227—270.]
Семантическая сеть представляет собой ориентированный граф, вершины которого - понятия, а дуги - отношения между ними.
Семантические сети являются исторически первым классом моделей представления знаний.
Слайд 40Семантические сети
Вершины семантической сети обозначают сущности и понятия предметной области,
а дуги - отношения между ними. Под сущностью понимают объект
произвольной природы. При этом объектам соответствуют вершины сети, а отношениям – соединяющие их дуги.
В качестве понятий обычно выступают абстрактные или конкретные объекты, а отношения - это связи типа:
«это» («АКО — A-Kind-Of», «IS-A»);
«имеет частью» («has part»);
«принадлежит»;
«любит» и др.
Характерной особенностью семантических сетей является обязательное наличие трех типов отношений:
класс - элемент класса (цветок - роза);
свойство - значение (цвет - желтый);
пример элемента класса (роза - чайная).
Слайд 43Семантические сети
Классификация семантических сетей:
По количеству типов отношений:
Однородные (с единственным типом
отношений).
Неоднородные (с различными типами отношений).
По типам отношений:
Бинарные (в которых отношения
связывают два объекта).
N-арные (в которых есть специальные отношения, связывающие более двух понятий).
Наиболее часто в семантических сетях используются следующие отношения:
связи типа «часть - целое» («класс - подкласс», «элемент - множество», и т. п.);
функциональные связи (определяемые обычно глаголами «производит», «влияет» и т.д.);
количественные связи (больше, меньше, равно и т.д.);
пространственные связи (далеко от, близко от, за, под, над и т.д.);
временные связи (раньше, позже, в течение и т.д.);
атрибутивные связи (иметь свойство, иметь значение);
логические связи (И, ИЛИ, НЕ);
лингвистические связи.
Слайд 44Семантические сети
По современным представлениям ученых модель представления знаний в виде
семантической сети более других соответствует современным представлениям об организации долговременной
памяти человека.
Достоинством семантических сетей как модели представления знаний является наглядность описания предметной области, гибкость, адаптивность. Однако свойство наглядности с увеличением размеров и усложнением связей базы знаний предметной области теряется.
Недостатком этой модели является сложность организации процедуры поиска вывода на семантической сети. Кроме того, возникают значительные сложности по обработке различного рода исключений.
В чистом виде семантические сети на практике почти не используются.
Слайд 45Фреймовая модель представления знаний
Фрейм (от англ. frame - «каркас», «рамка»),
как модель представления знаний, представляет собой абстрактный образ для представления
некоего стереотипа восприятия.
Фреймовая модель представления знаний была предложена американским ученым Марвином Минским в 70-е годы [Minsky, Marvin. A framework for representing knowledge. MIT AI Laboratory Memo 306, June, 1974].
Фреймом называется структура (модель) для описания (отображения) стереотипной ситуации (образа), состоящая из характеристик этой ситуации (образа) и их значений. Характеристики называют слотами.
Слайд 46Фреймовая модель представления знаний
Различают фреймы-образцы, или прототипы, хранящиеся в базе
знаний, и фреймы-экземпляры, которые создаются для отображения реальных фактических ситуаций
на основе поступающих знаний.
Модель фрейма является достаточно универсальной, поскольку позволяет отобразить все многообразие знаний о мире через:
фреймы-структуры, использующиеся для обозначения объектов и понятий (программное обеспечение, персональный компьютер, аудит);
фреймы-роли (клиент, менеджер, программист, тестировщик)
фреймы-сценарии (рабочий режим устройства, аудит, атака, авария).
Слайд 47Фреймовая модель представления знаний
Основными преимуществами фреймов, как модели представления знаний
являются:
Гибкость, т. е. структурное описание сложных объектов.
Наглядность, т. е. данные
о родовидовых связях хранятся явно.
Значение может быть вычислено с помощью процедур или найдено эвристическими методами.
Недостатками фреймовой системы являются:
Высокая сложность систем в целом.
Трудно внести изменение в иерархию.
Затруднена обработка исключений.
Слайд 48Фреймовая модель представления знаний
Существует несколько способов получения слотом значений во
фрейме экземпляре:
По умолчанию от фрейма-образца (default-значение)
Через наследование свойств от фрейма,
указанного в слоте AKO
Через присоединенную формулу
Явно из диалога с пользователем
Из базы данных
Важнейшим свойством фрейма является заимствование из теории семантических сетей наследования свойств – c помощью слота AKO (a kind of) .
Слот AKO указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда неявно наследуются значения аналогичных слотов.
Слайд 49Фреймовая модель представления знаний
Слайд 50Фреймовая модель представления знаний
Слайд 51Логическая модель представления знаний
В основе логических систем представления знаний лежит
понятие формальной логической системы. Оно является также одним из основополагающих
понятий формализации.
Основные идеи формализации
1. Вводится множество базовых элементов (алфавит) теории.
2. Определяются правила построения правильных объектов (предложений) из базовых элементов.
3. Часть объектов объявляется изначально заданными и правильными по определению – аксиомами.
4. Задаются правила построения новых объектов из других правильных объектов системы (правила вывода).
Данная схема лежит в основе построения многих дедуктивных СИИ. В соответствии с ней база знаний описывается в виде предложений и аксиом теории, а механизм вывода реализует правила построения новых предложений из имеющихся в базе знаний.
Слайд 52Формальные модели представления знаний
Слайд 53Логическая модель представления знаний
Преобразование предложения на субъект и предикат в
математической логике формализуется путем соотнесения предложения, выражающего свойства предмета, с
функцией одной переменной Р(х). При этом сама функция Р - логическая функция одной переменной, т. е. Одноместный предикат, а аргумент х - субъект.
Логические связки «И», «ИЛИ», «НЕ» и т. д., с помощью которых строятся сложные предложения (формулы), соотносятся с операциями логики следующим образом:
НЕВЕРНО ЧТО - ¬ (знак отрицания);
И - (знак конъюнкции);
ИЛИ - (знак дизъюнкции);
ЕСЛИ... ТО → (знак импликации);
ТОГДА, КОГДА— <=> ( знак эквивалентности).
Логические связки «ДЛЯ ВСЯКОГО», «СУЩЕСТВУЕТ» относятся к переменным в предложении и обозначают:
ДЛЯ ВСЯКОГО - (знак квантора общности);
СУЩЕСТВУЕТ - (знак квантора существования).
Слайд 54Методы и формализмы представления знаний
Слайд 55Литература
Лапина А.В. Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие по дисциплине «Интеллектуальные
информационные системы». Красноярск, СФУ ИКИТ, 2012 г. – 204с.
Рассел С.,
Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход. 2-е изд. - М.: Вильямс, 2019. — 1408 с.
Болотова Л.С. Системы искусственного интеллекта: модели и технологии основанные на знаниях. Учебник, 2012. – 664 с.
Гаврилова Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем/ Т.А. Гаврилова, В.Ф. Хорошевский — СПб: Питер, 2000. — 384 с.
Павлов С.Н. Системы искусственного интеллекта : учеб. пособие. В 2-х частях. / С. Н. Павлов. — Томск: Эль Контент, 2011. — Ч. 1. — 176 c.
Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход. 2-е изд. - М.: Вильямс, 2019. — 1408 с.
Ясницкий Л.Н. Интеллектуальные системы : учебник для вузов / Л. Н. Ясницкий. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 221 с. https://library.mirea.ru/books/53779
Слайд 56Основы искусственного интеллекта.
Экспертные системы
Чесалин Александр Николаевич,
Доцент кафедры
компьютерной и информационной
безопасности
Слайд 57Экспертные системы
Одним из наиболее важных достижений современной науки в области
искусственного интеллекта стала разработка мощных компьютерных систем, получивших название «экспертных»
или основанных на «знаниях» систем. В современном обществе при решении задач управления сложными многопараметрическими и сильносвязанными системами, объектами, производственными и технологическими процессами приходится сталкиваться с решением неформализуемых, либо трудноформализуемых задач.
Слайд 58Экспертные системы
Знания, которыми обладает специалист в какой-либо области, можно разделить
на формализуемые и плохо формализуемые.
Класс задач, относящихся к неформализуемым
и плохо формализуемым знаниям, значительно больше класса задач, для которых знания формализуемы. Этим объясняется особая популярность и широкое практическое применение экспертных систем, которые открыли возможность применения компьютерных технологий в предметных областях, в которых знания плохо формализуемы.
Слайд 59Экспертные системы
Экспертная система (ЭС) (expert system (ES)) - программа, которая
использует знания специалистов (экспертов) о некоторой конкретной узкоспециализированной предметной области
и в пределах этой области она способна принимать решения на уровне эксперта-профессионала.
Перечень типовых задач, решаемых экспертными системами, включает :
извлечение информации из первичных данных (таких как сигналы, поступающие от гидролокатора);
диагностика неисправностей (как в технических системах, так и в человеческом организме);
структурный анализ сложных объектов (например, химических соединений);
выбор конфигурации сложных многокомпонентных систем (например, распределенных компьютерных систем);
планирование последовательности выполнения операций, приводящих к заданной цели (например, выполняемых промышленными роботами).
Слайд 60Экспертные системы
ЭС используются для решения так называемых неформализованных задач.
Общим для них является то, что:
эти задачи не могут быть
заданы в числовой форме;
цели нельзя выразить в терминах точно определенной целевой функции;
не существует алгоритмического решения задачи;
если алгоритмическое решение есть, то его нельзя использовать из-за ограниченности ресурсов (время, память).
Кроме того неформализованные задачи обладают неполнотой, неоднозначностью и противоречивостью как исходных данных, так и знаний о решаемой задаче.
Слайд 62Экспертные системы
Экспертные системы отличаются и от других видов программ из
области искусственного интеллекта:
Экспертные системы имеют дело с предметами реального мира,
операции с которыми обычно требуют наличия значительного опыта, накопленного человеком.
Одной из основных характеристик экспертной системы является ее производительность, т.е. скорость получения результата и его достоверность (надежность).
Экспертная система должна обладать способностью объяснить, почему предложено именно такое решение, и доказать его обоснованность.
Слайд 64Функции экспертных систем
Базовые функции экспертных систем
1. Приобретение знаний
«Приобретение знаний
это - передача потенциального опыта решения проблемы от некоторого источника
знаний и преобразование его в вид, который позволяет использовать эти знания в программе». [Buchanan et al, 1983]
2. Представление знаний
Представление знаний — еще одна функция экспертной системы. Теория представления знаний — это отдельная область исследований, тесно связанная с философией формализма и когнитивной психологией. Предмет исследования в этой области — методы ассоциативного хранения информации, подобные тем, которые существуют в мозгу человека. При этом основное внимание, естественно, уделяется логической, а не биологической стороне процесса, опуская подробности физических преобразований.
Представление знаний в ЭС должно каким-то образом "стандартизировать" семантическое разнообразие человеческого языка.
Слайд 65Функции экспертных систем
3. Управление процессом поиска решения
При проектировании экспертной системы
серьезное внимание должно быть уделено и тому, как осуществляется доступ
к знаниям и как они используются при поиске решения. Знание о том, какие знания нужны в той или иной конкретной ситуации, и умение ими распорядиться — важная часть процесса функционирования экспертной системы. Такие знания получили наименование метазнаний — т.е. знаний о знаниях. Решение нетривиальных проблем требует и определенного уровня планирования и управления при выборе, какой вопрос нужно задать, какой тест выполнить, и т.д.
Использование разных стратегий перебора имеющихся знаний, как правило, оказывает довольно существенное влияние на характеристики эффективности программы.
4. Разъяснение принятого решения
Задача - помочь пользователю понять структуру и функции некоторого сложного компонента программы.
На сегодня вклад в эту область исследователей, занимающихся экспертными системами, состоит в разработке методов представления информации о поведении программы в процессе формирования цепочки логических заключений при поиске решения.
Способность системы объяснить методику принятия решения иногда называют прозрачностью системы.
Слайд 68Структура экспертной системы
Машина логического вывода может реализовывать рассуждения в виде:
1)
дедуктивного вывода (прямого, обратного, смешанного);
2) нечеткого вывода;
3) вероятностного вывода;
4) унификации
(подобно тому, как это реализовано в Прологе);
5) поиска решения с разбиением на последовательность подзадач;
6) поиска решения с использованием стратегии разбиения пространства поиска с учетом уровней абстрагирования решения или понятий, с ними связанных;
7) монотонного или немонотонного рассуждения;
8) рассуждений с использованием механизма аргументации;
9) ассоциативного поиска с использованием нейронных сетей;
10) вывода с использованием механизма лингвистической переменной.
Слайд 69Экспертные системы
ЭС разрабатывают, если:
разработка ЭС возможна;
оправдана;
методы
инженерии знаний соответствуют решаемой задаче.
Разработка ЭС возможна, если:
существуют эксперты в
данной области;
эксперты должны сходиться в оценке предлагаемого решения;
эксперты должны уметь выразить на естественном языке и объяснить
используемые методы;
задача требует только рассуждений, а не действий;
задача не должна быть слишком трудной, ее решение должно занимать у
эксперта до нескольких часов или дней, а не недель или месяцев;
задача должна относиться к достаточно структурированной области;
решение не должно использовать в значительной мере здравый смысл (т.е. широкий спектр общих сведений о мире и о способе егофункционирования).
Слайд 70Экспертные системы
Разработка ЭС оправдана, если:
решение задачи принесет значительный эффект;
использовать человека-эксперта
невозможно из-за ограниченного количества экспертов или из-за необходимости выполнения экспертизы
одновременно во многих местах;
при передаче информации эксперту происходит значительная потеря времени или информации;
необходимо решать задачу в окружении, враждебном человеку.
Методы инженерии знаний соответствуют задаче, если задача обладает следующими характеристиками:
может быть естественным образом решена посредством манипуляции с символами, а не с числами;
имеет эвристическую природу, т.е. не годится задача, которая может быть решена гарантированно с помощью некоторых формальных процедур;
должна быть достаточно сложной, чтобы оправдать затраты, но не чрезмерно сложной;
должна быть достаточно узкой, но практически значимой.
Слайд 71Экспертные системы
Экспертная система работает в двух режимах — приобретения знаний
и решения задач или консультаций.
В режиме приобретения знаний происходит формирование
базы знаний.
В режиме решения задач общение с экспертной системой осуществляет конечный пользователь.
В коллектив разработчиков экспертной системы как правило входят: эксперт, инженер-когнитолог (специалист по знаниям), программист, пользователь (заказчик).
Слайд 72Технология разработки ЭС
Этапы разработки ЭС:
Идентификация (постановка задачи)
Концептуализация
Формализация
Выполнение
Тестирование
Опытная
эксплуатация
Модификация
Слайд 73Экспертные системы
Инструментальные средства создания экспертных систем
Среди инструментальных средств для создания
ЭС наиболее популярны:
языки программирования, как LISP и PROLOG,
экспертные системы-оболочки -
программные продукты, обладающие удобными средствами представления знаний для определенных предметных областей. Некоторые известные оболочки ЭС:
CLIPS (C Language Integrated Production System) — популярная оболочка для построения ЭС. CLIPS является продукционной системой. Реализация вывода реализована на алгоритме Rete - эффективном алгоритме сопоставления с образцом для продукционных систем, экспертных систем и баз знаний [Forgy Ch. A network match routine for production systems. — Working Paper, 1974.]
OpenCyc —динамическая ЭС с онтологической моделью и поддержкой независимых контекстов
Слайд 74Экспертные системы
Примеры экспертных систем:
Ранние экспертные системы, в большинстве случаев, создавались
на базе системы продукций (правил) и прямой цепочки рассуждений. Медицинская
ЭС MYCIN разработана в Стэнфордском университете в середине 70-х годов для диагностики и лечения инфекционных заболеваний крови. MYCIN в настоящее время используется для обучения врачей.
ЭС DENDRAL разработана в Стэнфордском университете в середине 60-х годов для определения топологических структур органических молекул. Система выводит молекулярную структуру химических веществ по данным масс-спектрометрии и ядерного магнитного резонанса.
ЭС PROSPECTOR разработана в Стэнфордском университете в 1974 - 1983 годах для оценки геологами потенциальной рудоносности района. Система содержит более 1000 правил и реализована на INTERLISP. Программа сравнивает наблюдения геологов с моделями разного рода залежей руд. Программа вовлекает геолога в диалог для извлечения дополнительной информации. В 1984 году она точно предсказала существование молибденового месторождения, оцененного в многомиллионную сумму.
Слайд 75СППР
Системы поддержки принятия решений (СППР) (DSS, Decision Support System) -
класс компьютерных систем, целью которых является помощь людям, выполняющим анализ
данных (аналитикам).
СППР - системы, обладающие средствами ввода, хранения и анализа данных, относящихся к определенной предметной области, с целью поиска решений.
СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
Три основные задачи СППР:
Ввод данных
Хранение данных
Анализ данных
Основой СППР является база данных.
12 правил реляционных баз данных Е. Кодда (1970 г.)
Слайд 76СППР
Три степени «интеллектуальности» СППР:
Информационно-поисковая – СППР осуществляет поиск необходимых данных.
Характерной чертой таких СППР является выполнение заранее определенных запросов
Оперативно-аналитическая –
СППР проводит группирование и обобщение данных в любом виде, необходимом аналитику. В отличие от информационно-поискового анализа в данном случае невозможно заранее предсказать необходимые аналитику запросы
Интеллектуальная – СППР осуществляет поиск функциональных и логических закономерностей в накопленных данных, построение моделей и правил, которые объясняют найденные закономерности и прогнозируют развитие некоторых процессов.
Слайд 78Литература
Валетов В.А., Орлова А.А., Третьяков С.Д. Интеллектуальные технологии производства приборов
и систем. Учебное пособие, - СПб: СПб ГУИТМО, 2008. –
134с.
Ясницкий Л.Н. Интеллектуальные системы : учебник для вузов / Л. Н. Ясницкий. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 221 с. https://library.mirea.ru/books/53779
Лапина А.В. Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие по дисциплине «Интеллектуальные информационные системы». Красноярск, СФУ ИКИТ, 2012 г. – 204с.
Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход. 2-е изд. - М.: Вильямс, 2019. — 1408 с.
Болотова Л.С. Системы искусственного интеллекта: модели и технологии основанные на знаниях. Учебник, 2012. – 664 с.
Гаврилова Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем/ Т.А. Гаврилова, В.Ф. Хорошевский — СПб: Питер, 2000. — 384 с.
Павлов С.Н. Системы искусственного интеллекта : учеб. пособие. В 2-х частях. / С. Н. Павлов. — Томск: Эль Контент, 2011. — Ч. 1. — 176 c.
Баргесян А.А. Методы и модели анализа данных: OLAP и DATA Mining/ Баргесян А.А., Куприянов М.С., Степаненко В.В., Холод И.И. – СПб: БХВ-Петербург, 2004. – 336 с.